дело № 2-1809/2019
УИД70RS0005-01-2019-002627-48
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2019г. Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Ждановой Е.С.,
при секретаре Ковалевой Д.А.,
помощник судьи Незнанова А.Н.,
с участием представителя процессуального истца Бусыгиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора Томского района Томской области в интересах Сальникова Максима Владимировича к администрации Богашевского сельского поселения о понуждении к предоставлению жилого помещения,
установил:
прокурор Томского района Томской области, действуя в интересах Сальникова М.В., обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации Богашевского сельского поселения о понуждении к предоставлению жилого помещения, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам в соответствии с нормой предоставления, но не менее 17 кв.м. общей площади.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Томского района Томской области проведена проверка по обращению Сальникова М.В. о нарушении прав на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот. В ходе проверке установлено, что Сальников М.В. в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать Сальникова М.В. - ФИО11 лишена родительских прав, отец ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации Богашевского сельского поселения от 06.02.2014 № 12 Сальников М.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Богашевского сельского поселения. Сведения о зарегистрированных за Сальниковым М.В. правах на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 1, 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» Сальников М.В. должен быть обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Богашевского сельского поселения. Согласно решению Совета Богашевского сельского поселения от 30.05.2019 №16 «Об установлении нормы площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма составляет 17 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Бусыгина М.С. требование поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Материальный истец Сальников М.В., ответчик Администрация Богашевского сельского поселения, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
На основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие материального истца, представителя ответчика.
Выслушав пояснения процессуального истца, изучив представленные докзательства, суд приходит к следующему.
Российская Федерация провозглашена статьей 7 Конституции Российской Федерации социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти, оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), в том числе оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения - на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет в качестве нуждающихся в получении такой социальной поддержки.
В судебном заседании установлено, что Сальников М.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в г. Томске, в графе «мать» указана Ботенкова Н.В., в графе «отец» - Сальников В.В. (свидетельство о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ).
Отец Сальникова М.В. - Сальников В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ мать Сальникова М.В. - Ботенкова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишена родительских прав (решение Ленинского районного суда г. Томска от 09.09.2005).
Согласно сообщения начальника опеки и попечительства администрации Ленинского района г. Томска от 31.01.2014, постановлением администрации Ленинского района г. Томска от 11.10.1997 №202-з над Сальниковым Максимом установлена опека. Жилая площадь за несовершеннолетним Сальниковым М.В. отделом опеки и попечительства администрации Ленинского района Города Томска не закреплялась.
14.01.2014 Сальников М.В. обратился в администрацию Богашевского сельского поселения с заявлением о включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области.
Согласно выписки из финансового лицевого счета администрации Богашевского сельского поселения от 06.02.2014, Сальников М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован с 19.01.2011 по адресу: <адрес> Правообладателем жилого помещения по договору передачи жилья в собственность является Саргина Н.В.
Постановлением администрации Богашевского сельского поселения от 06.02.2014 №12 Сальников М.В., 19.05.1991 года рождения, включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших 14-ти летнего возраста.
Сальников М.В. нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.
Объектов недвижимого имущества Сальников М.В. в собственности не имеет, что подтверждается уведомлением Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 24.10.2019 № №
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Сальников М.В. был включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения возраста 23 лет, в связи с чем, подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда на основании договора найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений ч. 1 ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» администрации поселений и городских округов Томской области (далее - органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов; по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа»).
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
На основании п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Решением Совета Богашевского сельского поселения от 30.05.2019 № 16 установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 17 кв.м. общей площади на одиноко проживающего гражданина.
С учетом изложенного исковое заявление прокурора Томского района Томской области, действующего в интересах Сальникова М.В. к администрации Богашевского сельского поселения о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно - техническим нормам и правилам, в соответствии с нормой предоставления, не менее 17 кв.м. общей площади, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом мнения процессуального истца суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда до 01.09.2020.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Томского района Томской области, действующего в интересах Сальникова Максима Владимировича к администрации Богашевского сельского поселения о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Богашевского сельского поселения предоставить Сальникову Максиму Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу г. Томска, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно - техническим нормам и правилам, в соответствии с нормой предоставления, но не менее 17 кв.м. общей площади в срок до 01.09.2020.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Томский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Е.С. Жданова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>