Д. № 2а-677/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Тамбовка ДД.ММ.ГГГГ
Тамбовский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Губарь Н.В.,
при секретаре Бугера Е.В.,
с участием представителя административного истца - помощника Благовещенского природоохранного прокурора Клюшниченко М.Ф.,
представителя административного ответчика – главы Куропатинского сельсовета Мазура А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Благовещенского природоохранного прокурора к администрации Куропатинского сельсовета о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к администрации Куропатинского сельсовета <адрес>, в обоснование которого указал, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране земель и особо охраняемых природных территорий. Установлено, что возле <адрес> в кадастровом квартале 28:25:011706 на несформированном земельном участке с координатами 49°59"19 СШ, 127°32"08 ВД, расположенном между многоконтурными земельными участкам с кадастровыми номерами 28:25:000000:1519(6) и 28:25:000000:1677(4) слева от автодороги сообщением <адрес> находится свалка отходов (упаковка полиэтиленовая, отходы продукции из пластмасс, тара из металлов, пластиковые бутылки). На карте генерального плана Куропатинского муниципального образования <адрес> вышеуказанное место обозначено как «свалка». Данная территория не оборудована в качестве места (площадки) для временного накопления отходов, а также не является объектом размещения отходов, в связи с чем указанная свалка является несанкционированной. Кроме того, согласно территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> на период 2018-2028 гг., утвержденной приказом министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД, указанная свалка отходов включена в несанкционированные места размещения отходов. Поскольку в составе мусора выявлено наличие материалов, не способных к природному саморазложению на протяжении длительного времени, несанкционированная свалка ведет к безусловному ухудшению качества окружающей среды. Кроме того, рассматриваемая свалка отходов находится на территории государственного природного заказника регионального значения «Муравьевский», положение и границы которого утверждены постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В силу п. 5.1 указанного Положения на территории заказника «Муравьевский» запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника «Муравьевский» или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе загрязнение почв, замусоривание территории, захоронение отходов, устройство свалок, организация скотомогильников, складирование навоза. Муниципальное образование Куропатинский сельсовет в силу ч. 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования <адрес> и муниципальных образований в его составе» наделено статусом сельского поселения. Отсутствие у отходов, размещенных на несанкционированных свалках, собственника, на основании примечания к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введен постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст) означает, что администрация Куропатинского сельсовета является собственником таких отходов. В связи с тем, что территория Куропатинского сельсовета, на которой выявлено нахождение несанкционированной свалки отходов, не имеет правообладателей, земельные участки на ней не сформированы, то обязанность по ликвидации такой свалки должна быть исполнена исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления данного муниципального образования. Поскольку бездействие администрации Куропатинского сельсовета возложенной на нее законом обязанности по очистке территории данного муниципального образования от отходов, в том числе скопившихся на территории государственного природного заказника «Муравьевский», может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, прокурор имеет право на обращение в суд с настоящим заявлением. Кроме того, допущенное нарушение затрагивает интересы Российской Федерации, установившей в ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований. Просит суд возложить на администрацию Куропатинского сельсовета <адрес> (676963, <адрес>, ИНН 2827004291, ОГРН 1022801200641 от ДД.ММ.ГГГГ) обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории муниципального образования Куропатинский сельсовет в кадастровом квартале 28:25:011706 на несформированном земельном участке с координатами 49°59"19 СШ, 127°32"08 ВД, между многоконтурными земельными участкам с кадастровыми номерами 28:25:000000:1519(6) и 28:25:000000:1677(4), в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры Клюшниченко М.Ф. настаивал на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – глава Куропатинского сельсовета Мазур А.В. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, дополнительно суду пояснила, что свалка занимает большую площадь, поэтому ликвидировать ее самостоятельно, силами муниципального образования не представляется возможным в связи с отсутствием, в том числе, и финансовых средств.
В представленном отзыве глава администрации Куропатинского сельсовета указала, что избавиться от свалки путем ее ликвидации невозможно, законом предусмотрены способы ликвидации мусора путем обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения; сельские поселения <адрес> наделены полномочиями по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, то есть могут реализовать только худший вариант ликвидации свалки - транспортировать мусор из одного места в другое. Транспортировать отходы необходимо на территорию другого поселения или района. Такого рода деятельность выходит за пределы полномочий администрации, более того, ее финансирование является нецелевым расходованием бюджетных средств. Такие сложные манипуляции с мусором как обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение могут выполнять лишь специализированные организации о которых указывалось выше, имеющие лицензию, с иным уровнем финансирования и организации работ. Данные полномочия находятся в пределах полномочий муниципальных районов. Действительная ликвидация свалок возможна лишь в рамках государственной программы по решению вопроса борьбы с промышленными и бытовыми отходами, тогда поселения сами были бы заинтересованы в ликвидации санкционированных и несанкционированных свалок. Ликвидировать данную конкретную свалку силами сельсовета невозможно. В <адрес> и в прилегающих районах не имеется ни одного полигона для переработки мусора.
ДД.ММ.ГГГГ по итогам конкурса с ООО «Полигон», региональным оператором заключено соглашение сроком на 10 лет, которое вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Данный оператор будет обслуживать территорию <адрес>. Приказом Министерства природных ресурсов <адрес> №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории <адрес> на период 2016 - 2025 гг. Указанная территориальная схема утверждена и опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном портале <адрес>. Данная свалка отходов является несанкционированной и включена в территориальную схему обращения с отходами и подлежит ликвидации региональным оператором ООО «Полигон».
Выслушав стороны, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должно соответствовать требованиям ст. 227 КАС РФ.
В частности, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия) (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ).
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Пунктом 10 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды » установлено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п.18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Из положений п.1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В п.1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В судебном заседании установлено, что при проведении проверки помощником Благовещенского природоохранного прокурора по вопросу исполнения законодательства об охране земель и особо охраняемых природных территорий было выявлено, что возле <адрес> в кадастровом квартале 28:25:011706 на несформированном земельном участке с координатами 49°59"19 СШ, 127°32"08 ВД, расположенном между многоконтурными земельными участкам с кадастровыми номерами 28:25:000000:1519(6) и 28:25:000000:1677(4) слева от автодороги сообщением <адрес> находится свалка отходов (упаковка полиэтиленовая, отходы продукции из пластмасс, тара из металлов, пластиковые бутылки). На карте генерального плана Куропатинского муниципального образования <адрес> вышеуказанное место обозначено как «свалка». Данная территория не оборудована в качестве места (площадки) для временного накопления отходов, а также не является объектом размещения отходов. Кроме того, согласно территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> на период 2018-2028 гг., утвержденной приказом министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД, указанная свалка отходов включена в несанкционированные места размещения отходов. Поскольку в составе мусора выявлено наличие материалов, не способных к природному саморазложению на протяжении длительного времени, постольку его несанкционированная свалка ведет к безусловному ухудшению качества окружающей среды. Также, рассматриваемая свалка отходов находится на территории государственного природного заказника регионального значения «Муравьевский», положение и границы которого утверждены постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представителем административного ответчика нахождение свалки в указанном месте на территории Куропатинского сельсовета не оспаривалось.
Наличие данной свалки также подтверждено справкой о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ помощника Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Клюшниченко М.Ф. и фотоматериалами к ней.
Довод администрации Куропатинского сельсовета о том, что они не обязаны ликвидировать несанкционированную свалку отходов, так как данную свалку должно ликвидировать ООО «Полигон», суд признает не состоятельным, поскольку региональным оператором заключено соглашение, которое вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на дату вынесения решения суда указанное соглашение в силу не вступило.
Как усматривается из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании, рассматриваемая свалка отходов находится на территории Куропатинского сельсовета в кадастровом квартале 28:25:011706 на несформированном земельном участке с координатами 49°59"19 СШ, 127°32"08 ВД, расположенном между многоконтурными земельными участкам с кадастровыми номерами 28:25:000000:1519(6) и 28:25:000000:1677(4) слева от автодороги сообщением <адрес>.
Несмотря на то, что на органах местного самоуправления непосредственно не лежит обязанность ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
Данные задачи решаются посредством муниципального земельного контроля как на межселенной территории муниципального района, так и в границах сельских поселений (Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Также следует учитывать, что к вопросам местного значения сельских поселений, муниципальных районов относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений, муниципальных районов (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, если лицо, виновное в причинении вреда, в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории муниципального образования земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.
Вышеуказанное свидетельствует, что администрация Куропатинского сельсовета, уклоняясь от решения вопросов местного значения, допускает бездействие, выражающееся в не организации ликвидации возникшей несанкционированной свалки в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, что приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, нарушает действующее природоохранное законодательство.
При таких обстоятельствах, требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки на администрацию Куропатинского сельсовета являются обоснованными.
Вместе с тем, суд считает заслуживающими внимания доводы административного ответчика о том, что срок в 1 месяц, который просит установить административный истец, чрезмерно мал с учетом времени года и погодных условий, в силу чего полагает необходимым установить административному ответчику срок на организацию ликвидации свалки в течение пяти месяцев после вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Благовещенского природоохранного прокурора к администрации Куропатинского сельсовета о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Куропатинского сельсовета, выражающееся в непринятии мер к организации ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории муниципального образования Куропатинский сельсовет в кадастровом квартале 28:25:011706.
Возложить на администрацию Куропатинского сельсовета <адрес> (676963, <адрес>, ИНН 2827004291, ОГРН 1022801200641 от ДД.ММ.ГГГГ) обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории муниципального образования Куропатинский сельсовет в кадастровом квартале 28:25:011706 на несформированном земельном участке с координатами 49°59"19 СШ 127°32’08 ВД, между многоконтурными земельными участками с кадастровыми номерами 28:25:000000:1519(6) и 28:25:000000:1677(4), в течение 5 (пяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тамбовский районный суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Н.В.Губарь
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна, судья: Н.В.Губарь