№ 2-858/2024
УИД 04RS0004-01-2024-001555-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 октября 2024 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Бадлуевой Е.А., при секретаре Бадмаевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бронникова И.И. к Администрации муниципального образования «город Гусиноозерск» о возложении обязанности произвести выкуп жилого дома и земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд с исковым заявлением, Бронников И.И. просил обязать Администрацию МО «г. Гусиноозерск» произвести выкуп жилого дома общей площадью 66,7 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, совместно с земельным участком площадью 1219 кв.м., кадастровый номер №.
Свои требования истец мотивирует тем, что является собственником указанных жилого дома и участка. В результате подтопления в доме появились трещины, проседание, разрушение фундамента, печного отопления, в подполье появились грунтовые воды, основные несущие конструкции и конструктивные элементы дома имеют повреждения и деформации, есть следы гниения и плесени. Заключением межведомственной комиссии жилое помещение признано непригодным для проживания. Администрация МО «г. Гусиноозерск» незаконно отказала истцу в выкупе жилого дома с земельным участком.
В судебном заседании истец Бронников И.И. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель истца Аксенов В.В. исковые требования поддержал и суду пояснил, что принадлежащее истцу жилое помещение согласно экспертному заключению признано аварийным и является непригодным для проживания, представляет угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан. Обязанностью государства является изъятие жилого дома и земельного участка истца в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.
Представитель ответчика Боровицкая Н.А. исковые требования не признала, пояснила, что Администрация МО «г. Гусиноозерск» не уполномочена производить выкуп жилого дома и земельного участка ответчика, их изъятие не предусмотрено законодательством. Дом истца не был включен в какую-либо федеральную программу по переселению.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Бронников И.И. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровые номера №, №.
Обращаясь с иском в суд, Бронников И.И. полагает о наличии у ответчика обязанности произвести выкуп и изъятие для государственных и муниципальных нужд принадлежащего ему жилого дома, признанного непригодным для проживания и аварийным, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом.
Согласно ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
П. 3.2 ч. 2 ст. 235 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусматривает, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2). Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 49 Земельного Кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Ст. 56.3 Земельного Кодекса Российской Федерации предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.
Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п. 1 настоящей статьи, должно быть обосновано: 1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории); 2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора); 3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для осуществления пользования недрами, в том числе если такое пользование осуществляется за счет средств недропользователя); 4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 настоящего Кодекса.
Из выписки из ЕГРН, актов обследования жилого помещения следует, что принадлежащий истцу жилой дом по <адрес>, кадастровый номер №, является индивидуальным жилым домом.
Постановлением Администрации МО «г. Гусиноозерск» № № от ДД.ММ.ГГГГ введен режим «Чрезвычайная ситуация» муниципального характера, в том числе в отношении домов, расположенных на береговой линии озера Гусиное по <адрес>, в связи с подтоплением жилых домов, вызванным повышением уровня воды озера Гусиное; создана комиссия для установления объема нанесенного ущерба собственникам.
Согласно акту обследования технического состояния жилого дома Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора от ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования жилого дома по <адрес> выявлено, что жилой дом находится в зоне подтопления, на момент выезда в подполье наблюдалось наличие грунтовых вод. Основные несущие конструкции и конструктивные элементы жилого дома имеют повреждения и деформации, наблюдается проседание фундамента, деформационные трещины и выпучивание стен. Присутствуют образования плесени, следы гниения. Имеется риск обрушения, необходимо расселение жителей. На печном отоплении присутствуют трещины.
В соответствии с актом обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, № № от ДД.ММ.ГГГГ комиссией на момент обследования зафиксировано: Разрушение фундамента (трещины). На стенах имеются дефекты в виде трещин. Имеются трещины в перегородках. Полы имеют прогибы, видна просадка пола, скрип при ходьбе. На печи имеются трещины. Эксплуатация печи согласно п. 81 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», а именно эксплуатация печного оборудования с нарушением целостности печи запрещена. Проживание в жилом помещении без устранения нарушений невозможно.
Заочным решением Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию МО «г. Гусиноозерск» возложена обязанность включить Бронникова И.И. в список пострадавших граждан, постоянно проживающих в границах зоны чрезвычайной ситуации муниципального характера, вызванного повышением уровня воды озера Гусиное на территории МО «г. Гусиноозерск», введенной ДД.ММ.ГГГГ, за Бронниковым И.И. признано право на единовременную материальную помощь.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия № 592-р от 12.10.2021 в связи с чрезвычайной ситуацией, обусловленной выпадением обильных осадков, высоким уровнем воды в реке Селенга, нарушением жизнеобеспечения населения выделены межбюджетные трансферты на оказание единовременной материальной помощи, в том числе гражданину, доказавшему в судебном порядке факт проживания в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации в 2020 г., расположенном на береговой линии озера Гусиное, по <адрес>, в размере 10 000 руб. из резервного фонда финансирования непредвиденных расходов.
ДД.ММ.ГГГГ Бронникову И.Т. выплачена единовременная материальная помощь (платежное поручение № № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно экспертному заключению ППК «Роскадастр» № № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленному по заказу Бронникова И.И., физический износ индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет 50,6%. Дом находится в аварийном состоянии, следовательно, не пригоден для проживания, то есть создает угрозу жизни, здоровью, безопасности граждан. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при проведении охранных мероприятий. Наличие грунтовых вод, размыв и обрушение грунта под зданием свидетельствуют об опасности образования котлована и могут вызвать потерю устойчивости объекта - полное обрушение. На основании вышеизложенного жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является аварийным и подлежит сносу.
Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы Администрации МО «г. Гусиноозерск» № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания.
В соответствии с п.п. 49-50 Порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, на основании заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Постановлением Администрации МО «г. Гусиноозерск» № № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания. Доведено до собственника право обратиться с заявлением о принятии на учет и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущий». Разъяснено, что граждане, чьи дома признаны непригодными для проживания и вставшие на учет, включаются в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с одновременным включением в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма. Разъяснен порядок постановки на учет, право на предоставление жилого помещения маневренного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ Бронников И.И. обратился в Администрацию МО «г. Гусиноозерск» с заявлением об изъятии принадлежащих ему жилого дома и земельного участка.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «г. Гусиноозерск» сообщила истцу об отсутствии правовых оснований для изъятия путем выкупа для государственных и муниципальных нужд принадлежащих Бронникову И.И. земельного участка и индивидуального жилого дома.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
По смыслу указанной нормы, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может быть признан только многоквартирный дом. На индивидуальные жилые дома положения ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяются.
Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Согласно п. 7 данного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Согласно разъяснениям, данным в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 2 июля 2009 года N 14, судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы ч.ч. 1-3, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в данную адресную программу, то собственник жилого помещения на основании ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть путем выкупа жилого помещения).
Таким образом, спорный индивидуальный жилой дом, собственником которого является истец Бронников И.И., в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу не признавался, требований по сносу дома к собственникам не предъявлялось, дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, земельный участок под жилым домом для муниципальных нужд не изымался, соглашение о выкупе жилого помещения между истцом и ответчиком не достигнуто. Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что у истца не возникло право требовать денежные средства в счет возмещения за жилое помещение в порядке ст. 32 Жилищного кодекса РФ, основания для взыскания выкупной цены за счет средств казны муниципального образования отсутствуют.
Исходя из разъяснений, изложенных в пп. «г» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14, соблюдение предусмотренной ч.ч. 2-4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным и подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу.
В ст.ст. 49, 56.3 Земельного Кодекса Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень оснований для изъятия земельных участков. В данном случае отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности изъять земельный участок истца для муниципальных нужд и взыскания выкупной цены.
Бронников И.И., являясь собственником индивидуального жилого дома и земельного участка, в соответствии со ст.ст. 210, 211 Гражданского Кодекса Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также несет риск его гибели или повреждения. Сам по себе факт признания жилого дома непригодным для проживания не влечет за собой возникновения у органа местного самоуправления обязанности по изъятию земельного участка для муниципальных нужд в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 56.3 Земельного Кодекса Российской Федерации и выплате собственнику компенсации в связи с таким изъятием.
Как собственник жилого дома и земельного участка истец вправе осуществить капитальный ремонт дома, снести дом и возвести новый, продать дом и земельный участок и приобрести себе другое жилье и т.п. В том случае, если истец отвечает критериям, указанным в ч. 2 ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации (является малоимущими и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма), он не лишен возможности обратиться к ответчику с заявлением о постановке на соответствующий учет.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 02.11.2024.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.