Решение по делу № 2а-1769/2019 ~ М-1390/2019 от 23.05.2019

Дело №-2а-1769/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2019 года                             город Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Щербакова А.В.,

при секретаре Жирковой Т.Ю.,

с участием: административного истца Ларицкой Э.А., представителя административного ответчика, Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области Алешина А.С. /доверенность (номер обезличен) от (дата обезличена), служебное удостоверение ОРЛ (номер обезличен) от 12.2016 г., диплом о высшем образовании БВС (номер обезличен) от (дата обезличена)/,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ларицкой Эллы Александровны к Управлению Министерства внутренних дел России по Орловской области об освобождении из Центра временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области,

установил:

административный истец, Ларицкая Э.А., обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел России по Орловской области (далее – УМВД России по Орловской области), заявив требования об освобождении ее из Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области (далее – ЦВСИГ). В обоснование заявленного требования Ларицкая Э.А. указала, что решением Заводского районного суда г. Орла от (дата обезличена) она была помещена в ЦВСИГ до исполнения решения о ее депортации на срок до (дата обезличена). В тоже время, (дата обезличена) был получен ответ из посольства Республики Казахстан о том, что она не является гражданкой Казахстана, а значит ее реадмиссия в Казахстан невозможна. В связи с этим, административный истец просила освободить ее из ЦВСИН.

В судебном заседании административный истец Ларицкая Э.А. заявленные требования поддержала, пояснив, что она никогда не была гражданкой Республики Казахстан, никогда не имела паспорта, въехала на территорию Российской Федерации в 1995 году. У нее нет родственников в Казахстане, в России, в (адрес обезличен) есть тетя.

Представитель ответчика УВМ УМВД России по Орловской области по доверенности Алешин А.С. в суде заявленные требования не признал.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) заявление о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции, в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

Согласно статье 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. №-115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

В силу положений статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №-114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых приято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Указанная норма позволяет признавать нежелательным проживание (пребывание) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, как находящихся на территории Российской Федерации незаконно лишь по одному этому основанию, так и находящихся законно и незаконно при наличии соответствующих указанных в ней обстоятельств.

При этом порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 г. №-199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. В соответствии с последним распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) управомочено принимать, в том числе, Министерство юстиции Российской Федерации.

Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. №-1313.

В соответствии с частями 9, 11, 12 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 №-115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

В случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии.

Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Таким образом, вышеизложенные положения закона предусматривают специальные полномочия по ограничению права нахождения на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. К лицам, имеющим законное право нахождения на территории Российской Федерации (гражданам Российской Федерации), указанные положения закона неприменимы.

Статьей 2 КАС РФ предусмотрено применение норм права по аналогии.

Соответственно, по смыслу положений закона заявление об освобождении иностранных граждан, подлежащих депортации, из специальных учреждений рассматривается в том же порядке, что и административные иски о помещении указанных граждан в названные учреждения, и подлежат удовлетворению в случае, если обстоятельства для помещения указанных граждан в специальное учреждение изменились либо отпали.

Обратное свидетельствовало бы о формальном содержании лиц, на законных основаниях находящихся на территории Российской Федерации, в специальном учреждении для содержания иностранных граждан, лиц без гражданства.

В судебном заседании установлено, что лицо без гражданства Ларицкая Э.А. с 1999 г. находится на территории Российской Федерации.

(дата обезличена) Ларицкая Э.А. была осуждена Басманным районным судом г. Москвы по части 1 статьи 105 УК РФ к 6 годам лишения свободы и до настоящего момента отбывала наказание в ФКУ ИК – 6 УФСИН России по Орловской области по адресу: Орловская область, (адрес обезличен), откуда освобождена (дата обезличена).

Согласно АС ЦБДУИГ (СПО Мигрант-1) МВД России, Ларицкая Э.А. на миграционном учете не состояла, подтверждения принадлежности к гражданству Российской Федерации не имеет.

Личность Ларицкой Э.А. установлена приговором Басманного районного суда города Москвы, заключением (номер обезличен) по установлению личности, опросного листа и справки об освобождении выданной ФКУ ИК– 6 УФСИН России по Орловской области.

Распоряжением Министерства Юстиции Российской Федерации «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» от (дата обезличена) (номер обезличен) -рн, пребывание (проживание) в Российской Федерации Ларицкой Э.А., лица без гражданства, уроженки Республики Казахстан, признано нежелательным.

С данным распоряжением Ларицкая Э.А. была ознакомлена (дата обезличена).

(дата обезличена) УМВД России по Орловской области принято решение о депортации за пределы Российской Федерации Ларицкой Э.А.

Данные обстоятельства установлены решением Заводского районного суда г. Орла от 03.04.2019 по административному делу №-2а-1316/2019 по иску УМВД России по Орловской области к Ларицкой Э.А. о помещении ее в ЦВСИГ до исполнения решения о ее депортации и в силу положений статьи 64 КАС РФ - не доказываются вновь.

Как следует из сообщения Комитета миграционной службы Министерства внутренних дел Республики Казахстан (номер обезличен),2 от (дата обезличена) административный истец Ларицкая Э.А. гражданкой Республики Казахстан не является, родственников на территории Республики Казахстан не имеет, ее реадмиссия считается невозможной.

Исходя из содержания положений статей 3, 8 и 9 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948, пункта «а» части 1 статьи 5 Декларации о правах человека от (дата обезличена) в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19.12.1966, право человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.02.1998 г. № 6-П, из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьи 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права, в том числе тогда, когда решение вопроса о выдворении лица без гражданства может затянуться. В противном случае задержание, как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении, превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 25.09.2014 №-1830-О указал, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец находится в ЦВСИГ более месяца, притом, что компетентными органами Республики Казахстан ее реадмиссия признана невозможной.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также тот факт, что решение о депортации за пределы Российской Федерации в отношении административного истца до настоящего времени не исполнено, а возражения принимающей стороны Республики Казахстан не преодолены, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Ларицкой Э.А. и освобождении ее из ЦВСИГ.

Учитывая удовлетворение заявленного административным истцом административного иска, суд, в соответствии с положениями части 2 статьи 188 КАС РФ, считает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 188, 266-269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Ларицкой Эллы Александровны к Управлению Министерства внутренних дел России по Орловской области об освобождении из Центра временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области- удовлетворить.

Освободить Ларицкую Эллу Александровну (дата обезличена) рождения из Центра временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья:

2а-1769/2019 ~ М-1390/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ларицкая Э.А.
Ответчики
УВМ УМВД по Орловской области
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Щербаков Александр Валерьевич
23.05.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.05.2019[Адм.] Передача материалов судье
24.05.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.05.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2019[Адм.] Судебное заседание
27.05.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее