Решение по делу № 2-30/2025 (2-373/2024;) от 02.12.2024

Дело № 2-30/2025 (2-373/2024)                    УИД Номер

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Таштып, Республика Хакасия                                                 14 января 2025 г.

Таштыпский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи                                    Кисуркина С.А.,

при секретаре                                                                                 Тановой И.И.,

с участием помощника прокурора Таштыпского района Чочиевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Таштыпского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Матурская средняя общеобразовательная школа» имени героя Советского союза Григория Трофимовича Зорина, муниципальному казенному учреждению «Управление образования администрации Таштыпского района», администрации Таштыпского района Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Таштыпского района Республики Хакасия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Матурская средняя общеобразовательная школа» имени героя Советского союза Григория Трофимовича Зорина (далее – МБОУ «Матурская СОШ»), муниципальному казенному учреждению «Управление образования администрации Таштыпского района» (далее – МКУ «УО Таштыпского района») с иском об обязании в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу МКУ «УО Таштыпского района» профинансировать образовательное учреждение для исполнения мероприятий по оснащению помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями, и обязании МБОУ «Матурская СОШ» в течение 1 месяца с момента финансирования, оснастить помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий индукционными петлями.

Исковые требования мотивированы тем, что в здании образовательного учреждения МБОУ «Матурская СОШ», помещение для проведения массовых мероприятий не оборудовано индукционными петлями, что нарушает права и законные интересы инвалидов по слуху, в том числе детей. Ссылаясь на ст.ст. 14,15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Определением от 16 декабря 2024 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена администрация Таштыпского района Республики Хакасия.

В судебном заседании помощник прокурора Таштыпского района Чочиева В.В. требования поддержала, однако с учетом отсутствия в школе детей инвалидов по слуху, срок исполнения решения суда полагала возможным установить разумный, дающий возможность ответчику изыскать денежные средства в бюджете, который уже сформирован на текущий год.

В судебное заседание представители ответчиков директор МБОУ «МБОУ «Матурская СОШ» Тороков М.В., и.о. руководителя МКУ «УО Таштыпского района» Ахпашева Л.Г., не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте.

До судебного заседания от представителя ответчика – директора МБОУ «Матурская СОШ» Торокова М.В. поступило заявление, в котором директор исковые требования признал, указав, что положения и последствия признания иска, предусмотренные часть 3 статьи 173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны.

Представитель администрации Таштыпского района Чучумакова И.М., просила в иске отказать в виду отсутствия денежных средств в бюджете района на данные цели, а в случае удовлетворения иска, установить разумный срок для исполнения решения суда, позволяющий изыскать денежные средства для установки индукционных петель.

Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, рассмотрел гражданское дело в отсутствие неявившихся сторон.

Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в порядке ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В силу статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами, развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей, интеграцию в общество (часть 2 статьи 19 данного федерального закона).

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (статья 15 выше названного федерального закона).

Согласно п. п. 3 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В целях реализации права каждого человека органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В силу п.п. 2, 15 части 3 статьи 28 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 г. № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее – Порядок).

Согласно подп. «г» п. 4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе, наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Таким образом, анализируя изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что отсутствие в помещении, предназначенном для проведения массовых мероприятий, индукционных петель, препятствует возможности ознакомления обучающих, граждан, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с оказываемыми образовательным учреждением услугами, а также получению ими услуг наравне с другими лицами, тем самым создавая дискриминационные условия, что противоречит положениям федерального законодательства о социальной защите инвалидов и людей с ограниченными возможностями, а также к нарушению прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Таштыпского района проведена проверка исполнения МБОУ «Матурская СОШ» законодательства о социальной защите инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, в ходе которой установлено, что образовательным учреждением требования законодательства, приведенные в подп. «г» п. 4 Порядка, нарушены, в помещении, предназначенном для проведения массовых мероприятий, отсутствуют индукционные петли (<данные изъяты>

Указанное обстоятельство в судебном заседании ответчиками не оспаривалось.

В адрес директора МБОУ «Матурская СОШ» прокурором района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов.

Директором МБОУ «Матурская СОШ» сообщено прокурору района о том, что в адрес Управление образования подана заявка на приобретение индукционных петель.

До судебного заседания от директора МБОУ «Матурская СОШ» Торокова М.В. поступило заявление о признании исковых требований.

На дату рассмотрения дела нарушения в полном объеме не устранены, что стороны не оспаривали.

Разрешая заявленный спор с учетом вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора об обязании МБОУ «Матурская СОШ» оборудовать помещение для проведения массовых мероприятий индукционными петлями, поскольку отсутствие в образовательном учреждении специального оборудования для инвалидов нарушает императивные требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничения их жизнедеятельности.

Статья 210 ГПК РФ закрепляет, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно ч.ч.1,2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Поскольку в данном учебном году в образовательном учреждении не имеется детей, граждан инвалидов по слуху, при том, что решением Совета Депутатов Таштыпского района принят бюджет на 2024 -2026 г.г., суд полагает в соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ определить разумный срок для исполнения решения суда в течение девяти месяцев с момента его вступления в законную силу, что не нарушит права детей, граждан инвалидов по слуху и позволит ответчику изыскать денежные средства и исполнить решение суда.

Относительно требования прокурора о возложении обязанности по финансированию соответствующих мероприятий суд приходит к следующим выводам.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что учредителем МБОУ «Матурская СОШ» является МКУ «УО администрации Таштыпского района» <данные изъяты>

Из пункта 1.1 Устава МБОУ «Матурская СОШ» следует, что Учреждение создает условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.

Учредителем и собственником имущества Учреждения является администрация Таштыпского района. Функции и полномочия учредителя от имени администрации Таштыпского района осуществляет МКУ «УО Таштыпского района» (пункт 1.6-1.7 Устава).

В соответствии с пунктом 1 Положения МКУ «УО Таштыпского района», утвержденного 01 апреля 2016 № 150, Управление образования администрации Таштыпского района является отраслевым (функциональным) органом администрации Таштыпского района, осуществляющим деятельность по решению вопросов в сфере образования, по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории Таштыпского района, осуществляющего функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций в переделах, установленных правовыми актами администрации Таштыпского района и уставами муниципальных образовательных организаций.

Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета администрации Таштыпского района (пункт 49 Положения).

В части 1 статьи 31 Устава муниципального образования Таштыпский район, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Таштыпский район от 24 июня 2005 г. № 48, указано, что администрация муниципального района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Хакасия.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее – БК РФ) под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является, в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 БК РФ).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 БК РФ).

В силу пункта 1 статьи 74 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. До утверждения указанного в абзаце первом настоящего пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 БК РФ).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 БК РФ).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация муниципального образования Таштыпский район, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.

При этом понуждение МКУ «УО Таштыпского района» к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора Таштыпского района о возложении обязанности на МКУ «УО Таштыпского района» по финансированию соответствующих мероприятий удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление и.о. прокурора Таштыпского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Матурская средняя общеобразовательная школа» имени героя Советского союза Григория Трофимовича Зорина, расположенное по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Матур, ул. Клубная, д. 7а (ОГРН 1021900758208), в течении 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение для проведения массовых мероприятий индукционными петлями.

В удовлетворении иска прокурора, предъявленного к МКУ «Управление образования администрации Таштыпского района» об обязании профинансировать мероприятие по оборудованию помещения образовательного учреждения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Таштыпский районный суд.

СУДЬЯ                                                                                          С.А. КИСУРКИН

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-30/2025 (2-373/2024;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Таштыпского района
Ответчики
МКУ "УО Таштыпского раойна"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Матурская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Г.Т.Зорина"
Другие
Администрация Таштыпского района
Суд
Таштыпский районный суд Республики Хакасия
Дело на сайте суда
tashtipsky.hak.sudrf.ru
02.12.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2024Передача материалов судье
02.12.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2024Подготовка дела (собеседование)
16.12.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2025Подготовка дела (собеседование)
14.01.2025Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2025Судебное заседание
16.01.2025Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее