УИД: 51RS0001-01-2022-002533-95
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ28 июня 2022 года город Мурманск
Октябрьский районный суд г.Мурманска в составе:
председательствующего судьи Марущака С.А.,
при секретаре Ведерниковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Мурманска к Товариществу собственников жилья «Цитадель-1» о возложении обязанности демонтировать шлагбаумы, установленные на территории земельного участка многоквартирных домов <адрес> города Мурманска,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация г.Мурманска обратилась в суд с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья «Цитадель-1» о понуждении к выполнению определенного вида работ. В обоснование исковых требований истец указал на то, что в адрес Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска поступило обращение гражданина по вопросу незаконной установки шлагбаумов на территории земельного участка в районе <адрес>. При проведении обследования территории в районе земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002070:43, на котором расположен многоквартирный <адрес> в городе Мурманске, специалистами Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска установлено, что на территории указанного земельного участка один из шлагбаумов установлен в районе подъезда №4 <адрес>, при этом визуально с помощью лазерного дальномера можно предположить, что стойка шлагбаума установлена на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0002070:83, на котором расположен <адрес> шлагбаум расположен в районе подъезда №1 <адрес> на проезде к дому <адрес>, также здесь обнаружен строительный мусор (бетонный блок). Разрешение на осуществление земляных работ по установке указанных шлагбаумов в установленном порядке Комитетом не выдавалось, указанные шлагбаумы установлены незаконно. Согласно справочной информации об управлении многоквартирными домами, представленной Комитетом по жилищной политике администрации города Мурманска, управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет ТСЖ «Цитадель-1». 02.11.2020г. в ТСЖ «Цитадель-1» направлено письмо с требованием о демонтаже шлагбаумов в срок до 01.12.2020. Указанное требование до настоящего времени ТСЖ «Цитадель-1» не исполнено. Администрация города Мурманска просит суд возложить на ответчика ТСЖ «Цитадель-1» обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу демонтировать шлагбаумы, установленные на территории земельного участка многоквартирных домов <адрес> города Мурманска.
В судебном заседании представители администрации города Мурманска Подлипская О.А., Борзая Е.В., Могиленко Р.В. настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ТСЖ «Цитадель-1» Бойков В.М. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований администрации города Мурманска по доводам представленных по делу письменных возражений.
Представитель третьего лица Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска Афанасьев А.Ю. просил удовлетворить требования администрации города Мурманска, указав на то, что оба незаконно установленные шлагбаумы находятся на земельном участке с кадастровым номером №, на придомовой территории многоквартирного <адрес> города Мурманска, управление которым осуществляет ТСЖ «Цитадель-1» и которое установило без законных оснований указанные шлагбаумы.
Представитель третьего лица Мурманского муниципального бюджетного учреждения «Управление дорожного хозяйства» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседание извещен судом надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании не смог пояснить суду каким образом в ходе исполнения ООО «СеверПрофСервис» гражданско-правового договора от 01.04.2020г., заключенного между Мурманским муниципальным бюджетным учреждением «Управление дорожного хозяйства» и ООО «СеверПрофСервис» по капитальному ремонту дворовой территории <адрес> города Мурманска были установлены шлагбаумы.
Представитель ООО «СеверПрофСервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом.
Суд, выслушав представителей истца и ответчика, представителя Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.2 п.1 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Согласно п.4 ч.2 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 7 ст. 16 указанного закона не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие ЖК РФ.
Как разъяснено в пункте 67 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Согласно п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.45 Устава муниципального образования город Мурманск и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска, утвержденного Решением Совета депутатов города Мурманска от 02.04.2018 N 45-787 (ред. от 28.04.2022) администрация города Мурманска является юридическим лицом, муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, обладает правом пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Совета депутатов города Мурманска, отвечает по своим обязательствам этой собственностью, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с п.п.15, 16 ч.2 ст.46 Устава города Мурманска администрация города Мурманска устанавливает порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; в соответствии с правилами благоустройства территории города, утвержденными решением Совета депутатов города Мурманска, организует благоустройство территории города.
«Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск» утверждены решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712.
В соответствии с п.2.6 указанных Правил благоустройства территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории города Мурманска, по содержанию территории города Мурманска и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающей территории.
В силу п.2.24 указанных Правил земляными работами являются работы, включающие в себя разработку грунта, его перемещение, укладку и уплотнение, приводящие в ходе производства работ к нарушению покрытий поверхности объекта благоустройства, нарушению целостности и места размещения элемента благоустройства, а также работы, связанные с размещением (строительством), реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом линейных объектов и сооружений, объектов, не требующие получения разрешения на строительство, нестационарных торговых объектов, рекламных и информационных конструкций, ограждений и других элементов благоустройства.
Согласно пункту 11.3.1 указанных Правил производство земляных работ на территории города осуществляется в соответствии с Правилами производства земляных работ на территории муниципального образования город Мурманск, утвержденными постановлением администрации города Мурманска.
Постановлением администрации города Мурманска от 15.01.2016 №36 утверждены «Правила осуществления земляных работ на территории муниципального образования город Мурманск», которые действуют на всей территории муниципального образования город Мурманск и обязательны для применения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, производящими, согласующими и контролирующими земляные работы на территории города Мурманска (п.1.2 Правил).
Согласно п.3.2 указанных Правил осуществление земляных работ возможно только после получения разрешения на осуществление земляных работ.
В силу п.п.5,16 п.1.4 указанных Правил осуществления земляных работ на территории муниципального образования город Мурманск к объектам, при размещении которых требуется разрешение, относят в числе прочего шлагбаумы и ограждения (в том числе временные) территорий, находящихся в пользовании.
Разрешение выдает комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска в рамках предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на осуществление земляных работ на территории муниципального образования город Мурманск" (п.3.3 Правил).
В силу ч.2 п.1 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Согласно п.4 ч.2 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании установлено, что в адрес администрации города Мурманска, Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска поступили неоднократные обращения по вопросу незаконной установки шлагбаумов на территории земельного участка в районе дома <адрес>. При проведении обследования территории в районе земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен многоквартирный <адрес> в городе Мурманске, специалистами Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска установлено, что на территории указанного земельного участка один из шлагбаумов установлен в районе подъезда №4 <адрес>, второй шлагбаум расположен в районе подъезда №1 <адрес>. Разрешение на осуществление земляных работ по установке указанных шлагбаумов в установленном порядке Комитетом градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска не выдавалось, указанные шлагбаумы установлены незаконно. Управление многоквартирным домом по <адрес> осуществляет ТСЖ «Цитадель-1».
Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Суд считает требования администрации города Мурманска обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку факт установки у подъездов №1 и №4 <адрес> города Мурманска автоматических шлагбаумов без каких-либо разрешительных документов нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Из материалов дела следует, что именно по инициативе ТСЖ «Цитадель-1» были размещены указанные шлагбаумы, что прямо следует из обращений председателя ТСЖ «Цитадель-1» Краева Е.Л. от 25.11.2020г., от 05.04.2022г., адресованных председателю Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, согласно которым размещение автоматических шлагбаумов во дворовой территории многоквартирного жилого <адрес> города Мурманска произвелось на основании решения общего собрания собственников от 04.12.2015г., замечания Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска со стороны ТСЖ «Цитадель-1» устранены (т.1.л.д.33 об., т.2 л.д.6).
Также из обстоятельств дела следует, что ТСЖ «Цитадель-1» неоднократно обращалось в Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, администрацию города Мурманска с заявлениями о легализации установленных без разрешительных документов шлагбаумов, утверждая, что установка шлагбаумов не создает препятствий или ограничений для прохода пешеходов, а также для проезда автотранспорта на территорию рядом располагающихся жилых домов (т.2 л.д.6, 43).
Таким образом, поскольку суду в соответствии с ст.56 ГПК РФ не представлены доказательства законности установки у подъездов №1 и №4 <адрес> города Мурманска шлагбаумов, препятствующих свободном проезду вдоль территории указанного многоквартирного дома, требования администрации города Мурманска о возложении на ТСЖ «Цитадель-1» обязанности демонтировать шлагбаумы, установленные на территории земельного участка многоквартирных домов №<адрес> города Мурманска суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании указанных выше положений ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации, п.5 ч.1 ст.16, п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п..п.15, 16 ч.2 ст.46 Устава города Мурманска, п.п.5,16 п.1.4, п.3.2 «Правил осуществления земляных работ на территории муниципального образования город Мурманск».
Доводы представителя ответчика о том, что ТСЖ «Цитадель-1» не устанавливало указанные шлагбаумы не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку как указывалось выше, именно ТСЖ «Цитадель-1» произвело установку указанных шлагбаумов, что прямо следует из указанных выше обращений председателя ТСЖ «Цитадель-1» Краева Е.Л., адресованных председателю Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, а также фактов легализации установки шлагбаумов.
Ссылки представителя ответчика ТСЖ «Цитадель-1» на показания свидетеля Лось Д.А. о том, что указанные шлагбаумы были установлены летом 2020 года неизвестными свидетелю людьми не по инициативе ТСЖ «Цитадель-1» судом во внимание не принимаются, поскольку как следует из показаний указанного свидетеля, обстоятельства о том, что указанные шлагбаумы были установлены не по инициативе ТСЖ «Цитадель-1» ему стали известны со слов председателя ТСЖ «Цитадель-1» Краева Е.Л., то есть лица, объективно заинтересованного в исходе дела.
Указания представителя ответчика ТСЖ «Цитадель-1» на постановление административной комиссии Октябрьского административного округа г.Мурманска от 09.12.2020г. которым в отношении ТСЖ «Цитадель-1» прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном п.1 ст.2 Закона Мурманской области от 06.06.2003г. №401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" в связи с отсутствием состава административного правонарушения, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в силу ст.61 ГПК РФ указанное постановление административной комиссии не имеет для суда преюдициального значения.
При таких обстоятельствах требования администрации города Мурманска о возложении на ТСЖ «Цитадель-1» обязанности демонтировать шлагбаумы, установленные на территории земельного участка многоквартирных домов №<адрес> <адрес> города Мурманска суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Рассматривая требование истца об установлении срока, в течение которого ответчик обязан устранить допущенные нарушения, суд учитывает, что ответчику необходимо определенное время для надлежащего выполнения указанных действий. В связи с чем, в соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для выполнения ответчиком обязанности по демонтажу установленных автоматических шлагбаумов в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, полагая такой срок разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности.
Каких-либо возражений относительно срока демонтажа автоматических шлагбаумов представителем ответчика ТСЖ Цитадель-1» в судебном заседании представлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление администрации города Мурманска (ИНН:5191601827) к Товариществу собственников жилья «Цитадель-1» удовлетворить.
Возложить на Товарищество собственников жилья «Цитадель-1» (ИНН:5190916493) обязанность в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать шлагбаумы, установленные на территории земельного участка многоквартирных домов <адрес> города Мурманска.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г.Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательном виде.
Председательствующий – подпись
Копия верна
Судья Марущак С.А.