Дело № 2а-5720/2021
УИД 11RS0001-01-2021-009121-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сыктывкар 11 ноября 2021 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Коданевой Я.В.,
при секретаре Стеблиной Е.П.,
с участием административного истца Лавринович Дмитрия Геннадьевича,
представителя административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по РК, ФКУЗ МСЧ № 11 ФСИН России - Гиниатулина Евгения Шамильевича, действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, административное дело по иску Лавринович Дмитрия Геннадиевича к ФКУЗ МСЧ № 11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по РК о взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Лавринович Д.Г. обратился в Сыктывкарский городской суд РК с иском к ФКУЗ МСЧ № 11 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 000 руб.
В обоснование иска указал, что с 08.08.2014 отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК медицинская деятельность в которой осуществляется сотрудниками ФКУЗ МСЧ № 11. Решением Сыктывкарского городского суда РК от 01.11.2018 по делу № 2-3379/2018 на ФКУЗ МСЧ № 11 возложена обязанность по проведению ему медицинского обследования, ... Таким образом, в результате несвоевременно исполнения сотрудниками ФКУ МСЧ № 11 назначений врача-... и врача-..., которые при своевременном проведении могли бы предупредить и/или остановить развитие данных заболеваний, а также в результате длительного не оказания ему медицинской помощи, по имеющимся у него жалобам, его здоровью причинен вред.
Определением суда от 10.06.2021 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле привлечены ФСИН России, УФСИН России по РК.
В связи с изменением процессуального законодательства рассмотрения дел о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в местах лишения свободы и включением в Кодекс административного судопроизводства РФ статьи 227.1, устанавливающей особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, дела связанные с нарушением условий содержания, в том числе, в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
С учетом изложенного, определением от 27.10.2021 по делу осуществлен переход из гражданского судопроизводства в административное судопроизводство.
Административный истец в судебном заседании доводы искового заявления поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и все представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что с ... и по настоящее время Лавринович Д.Г. отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК.
Медицинскую помощь на территории ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК осуществляет МЧ № 13 ФКУЗ МСЧ № 11 ФСИН России.
Вступившим в законную силу решением суда от 01.11.2018 по делу № 2-3379/2018 на ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России возложена обязанность по проведению Лавринович Д.Г. ...
Решением Сыктывкарского городского суда РК от 13.11.2019 по делу № 2-5110/2019 с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Лавринович Д.Г. взыскана компенсация морального вреда в размере 6 000 руб.
Основанием для удовлетворения исковых требований послужило установление в ходе рассмотрения дела фактов ненадлежащего оказания истцу медицинской помощи в части не проведения следующих обязательных медицинских мероприятия для диагностики заболевания ... При этом указано, что назначение и применение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Предписанием № 29 от 28.04.2020 на ФКУЗ МСЧ № 11 ФСИН России возложена обязанность привести оказание медицинской помощи Лавринович Д.Г. в соответствии с требованиями п.4 ч.5 ст.10, ч.1 ч.2 ст.18, п.2 п.3 ч.5 ст.19, ч.1 ч.3 ч.7 ст.26, ч.1 ст.73, п.2 ч.1 ст.73, ст.80 ФЗ от 21.11.2011 № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; п.4, п.5 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю п.11, п.15, пп.15.1 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология», утв. Приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 915н, п.7, п.8 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утв. Приказом Минздрав России от 15.11.2012 № 923 н, раздела 8 Постановления Правильства РФ от 07.12.2019 № 160 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», п.1, п.9, п.11, п.15 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», утв. Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285. Раздел 3 Приложения Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», в т.ч. выполнении рекомендаций врача хирурга, врача терапевта, врача кардиолога, врача невролога, врача эндокринолога, в срок до 27.07.2020.
Ответом Прокуратуры РК от 22.10.2020 № 17-177-2014/88353 по результатам проведенной по жалобам Ларинович Д.Г. на неоказание медицинской помощи, с привлечением специалиста ТО Росздравнадзора, проверки было установлено нарушение прав Лавринович Д.Г. на охрану здоровья, заключающейся в не разрешении вопроса о необходимости проведения Лавринович Д.Г. оперативного лечения по заболеванию «... ...», рекомендованное врачом-... ГБУЗ РК ... не проведена консультация врача ... с целью решения вопроса об оперативном лечении ..., рекомендованная в период с ... по ... врачом Больницы ФКУЗ МСЧ № 11 ФСИН России; не проведена консультация врачом ..., рекомендованная врачом-... Больницы ФКУЗ МСЧ № 11 ФСИН России 10.02.2020; не организовано проведение обследования по диагнозу «...», назначенное 24.12.2019 врачом ... и 29.12.2021 врачом ...; не организовано проведение обследования по диагнозу «...», назначенное врачом ... 24.12.2019; не проведено обследование и лечение препаратами ... по диагнозу «...», назначенное врачом ... 03.02.2021; не назначено лечение, рекомендованное врачом ... от 24.01.12020 по поводу ....
Аналогичные нарушения указаны в предписании, выданном ТО Росздравнадзора в целях устранения ФКУЗ МСЧ № 11 ФСИН России по РК от 28.04.2020, однако не были исполнены МСЧ № 11 на дату проведения проверки, в связи с чем 19.10.2021 Прокуратурой РК в адрес УФСИН России по РК вынесено представление об устранении данных нарушений прав Лавринович Д.Г.
В связи с выявленными нарушениями требований действующего законодательства при оказании Лавринович Д.Г. медицинской помощи ФКУЗ МСЧ № 11 привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, по ч.2.1 ст.19.5 КоАП РФ.
В рамках настоящего дела для оценки доводов и возражений сторон относительно оказания истцу медицинской помощи судом назначалась судебно-медицинская экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы».
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
В соответствии со ст. 82 КАС РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами. Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Истец, оспаривая экспертное заключение, ходатайствовал перед судом о вызове в судебное заседание эксперта для разрешения имеющихся у него вопросов, в удовлетворении которого, с учетом мнения представителя ответчиков, ему было отказано, поскольку выводы экспертизы ясны, конкретны, однозначны и не противоречивы, согласуются между собой и с другими материалами дела. О проведении повторной или дополнительной экспертизы истец не ходатайствовал.
У суда нет оснований сомневаться в выводах заключения экспертов ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы», поскольку экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов, с достаточной квалификацией и большим стажем в этой области; исследованию подвергнута вся медицинская документация, свидетельствующая о состоянии здоровья Лавринович Д.Г.
Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации введена статья 227.1, устанавливающая особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в связи с чем, дела, связанные с нарушением условий содержания, в том числе, в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
При этом, при разрешении настоящего дела подлежат применению положения статьи 151 и главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса Российской Федерации, включающий помимо общих положений параграф 4 «Компенсация морального вреда».
Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с положениями ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» следует, что суду необходимо устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле (часть 3 статьи 62 КАС РФ).
Применительно к настоящему административному делу юридически значимыми и подлежащими доказыванию обстоятельствами являются наряду с фактом причинения административному истцу физических и нравственных страданий, вызванных ненадлежащим оказанием медицинской помощи, его индивидуальные особенности, иные заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, необходимые для определения компенсация морального вреда.
Такими обстоятельствами могут являться длительность неоказания (оказания не в полном объеме) медицинской помощи, кратность нарушения его прав, состояние здоровья, а также иные сведения, имеющие правовое значение для разрешения вопроса о компенсации морального вреда.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для применения ответственности, предусмотренной ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещение убытков за счет государства, должно доказать факт противоправных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет Казны РФ, от имени Казны выступает финансовый орган.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2001 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», часть 7 статьи 101 УИК РФ).
При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 84 КАС РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Частями 1 и 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно ст.18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья, которое, в частности, обеспечивается оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В п.2, п.9 ч.5 ст.19 Закона закреплено право пациента на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
Статьей 26 Закона предусмотрено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 37 этого же Закона, порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2); порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) (ч. 3); стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг (ч. 4).
Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы утвержден Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285.
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка (пункт 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285).
Организация медицинской помощи осужденным, а также контроль качества ее оказания и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы осуществляется ФСИН России; ведомственный контроль установлен в зависимости от принадлежности лечебно-профилактического учреждения или медицинского подразделения (п. 3 указанного Порядка).
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими организациями УИС в порядке, установленном руководителями данных организаций (п. 4 указанного Порядка).
В силу пункта 13 Порядка для оказания медицинской помощи осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения.
В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что со стороны ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России имело место бездействие, выразившееся в частичном не обеспечении надлежащих условий содержания Лавринович Д.Г., установленных законодательством Российской Федерации, в части ненадлежащего оказания лишенному свободы лицу медицинской помощи, ...
При определении размера компенсации, суд принимает во внимание обстоятельства данного дела, учитывает характер и степень переживаний административного истца; установленные в ходе судебного разбирательства дефекты оказания медицинской помощи, длительность нарушений (...), а также отсутствие ухудшения состояния здоровья административного истца, приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации в размере 26 000 руб., что соответствует требованиям разумности и справедливости.
Исходя из положений ст. 1071, п. 3 ст. 125, Гражданского кодекса Российской Федерациив, пп.1 п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. 6 п. 7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, компенсация причиненного истцу морального вреда подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации, поскольку ФСИН России является органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации вреда с ФКУЗ МСЧ № 11 ФСИН России, УФСИН России по РК следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░) ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 26 000 (░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ № 11 ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.11.2021.
░░░░░ - ░░░░░░░░ ░.░.