Дело № 2-2207/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2019 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суда города Волгограда
в составе председательствующего судьи Самофаловой Л.П.,
при секретаре судебного заседания Великановой К.П.,
с участием истца ФИО5,
ответчика ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО3,
ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску ФИО5 к ФИО4, в интересах которой действует ФИО2 о признании утратившей право пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО5 обратилась в суд с иском к ответчику ФИО3, в интересах которой действует ФИО2 о признании утратившей право пользования жилым помещением. Мотивирует свои требования тем, что она является собственником <адрес>. В указанной квартире зарегистрирована ФИО3, но не проживает. Регистрация ответчика препятствует истцу в пользовании собственностью.
Просит признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившей право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.
Истец ФИО5 в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает.
Несовершеннолетняя ФИО3 не участвовала в судебном заседании, в ее интересах действовал ее законный представитель ФИО2
Ответчик ФИО2, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО3 в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель ООиП администрации <адрес> Волгограда в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель ООиП администрации <адрес> Волгограда в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства по делу, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилого помещения либо ограничен в праве пользования жилым помещением, иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.
Таким образом, основания признания граждан утратившими право на жилое помещение должны быть строго определены законом и только в соответствии с ним суд может лишить гражданина права на жилище.
В силу ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, а согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства.
Как следует из содержания части 1 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1).
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2).
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения, право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется (часть 4).
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из содержания приведенных положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению следует, что о принадлежности названных в ней лиц к семье собственника жилого помещения свидетельствует факт их совместного проживания.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» №, по смыслу ч. 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц (помимо супругов) с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Судом установлено, что ФИО5 является собственником <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается выпиской из ЕГРН.
Решением Краснооктябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, несовершеннолетняя ФИО3 были признаны утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>19, сняты по данному адресу с регистрационного учета.
Постановлением администрации <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, над несовершеннолетней ФИО3 установлена опека. Опекуном назначена ФИО5
В судебном заседании истец ФИО5 указала, что после установления опеки над несовершеннолетней ФИО3 она прописала последнюю в свою квартире как опекун, однако в дальнейшем опека с нее была снята, ребенок был передан матери ФИО5, в настоящее время место жительство ФИО3 является место жительство ее матери ФИО2
Согласно выписке из домовой книги, в <адрес>, зарегистрированы: истец ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ и несовершеннолетняя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Постановлением администрации <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 отстранена от исполнения обязанностей опекуна над несовершеннолетней ФИО3 Несовершеннолетняя ФИО3 передана на воспитание матери ФИО2 (л.д.13).
В соответствии с частью 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей, их обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка (пункт 1 статьи 55, пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации), в том числе на жилищные права. Поэтому прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из указанных правовых норм следует, что право несовершеннолетних детей производно от прав их родителей, поскольку лица, не достигшие возраста 14 лет, не могут самостоятельно реализовывать свои права, в том числе на вселение в жилое помещение и проживание в нем.
Из данных норм закона следует, что право пользования жилым помещением не возникает только в силу факта регистрации в жилом помещении. Возникновение равного права с собственником пользования жилым помещением у лица связано с вселением его в жилое помещение и проживание в нем.
В судебном заседании ответчик ФИО2 указала, что она с дочерью ФИО3 в настоящее время проживает по месту жительства родителей биологического отца ФИО3 по адресу: <адрес>49, данные обстоятельства подтверждаются, так же, актом обследования жилищно-бытовых условий ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из смысла вышеуказанных норм Закона, для возникновения у лица права на жилую площадь недостаточно одного лишь факта регистрации в этом жилом помещении, необходимо также наличие других обстоятельств, таких как вселение и проживание в нем. Факт регистрации сам по себе не порождает для гражданина каких-либо прав, в частности, не может служить основанием приобретения права на жилое помещение, не свидетельствует о фактическом вселении и вселении с целью постоянного проживания в качестве члена семьи.
Таким образом, учитывая, что в спорное жилое помещение несовершеннолетняя ФИО3 была вселена в период оформления над ней опеки истцом, в настоящее время истец ФИО5 освобождена от исполнения обязанности опекуна над несовершеннолетней ФИО3, последняя передана на воспитание матери ФИО2, в спорной квартире постоянно не проживает, имеет лишь регистрацию по прежнему месту жительства своего опекуна, мать ФИО2 снята с регистрационного учета и выбыла из спорного жилого помещения, то есть ее родители прав пользования спорной квартирой не имеют, общего хозяйства с истцом не ведет, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания несовершеннолетней ФИО3 утратившей право пользования спорным жилым помещением.
При этом, сам по себе факт родственных отношений между истцом и несовершеннолетней ФИО3 не может служить основанием возникновения у несовершеннолетнего ребенка права пользования жилым помещением, поскольку применительно к спорному жилищному правоотношению правовое значение имеет наличие семейных отношений между сторонами, а состояние родства не может служить достаточным основанием для вывода о том, что ответчик является членом семьи собственника спорной квартиры, имеет право пользования жилым помещением, принадлежащим ФИО5
Ссылка ответчика, что несовершеннолетняя ФИО5 приобрела право пользования спорным жилым помещением с согласия собственника, на выводы суда не влияет, поскольку право пользования спорным жилым помещением матери несовершеннолетней ФИО3 по вступившему в законную силу решению суда от ДД.ММ.ГГГГ было признанно утратившим.
Таким образом, судом установлено, что несовершеннолетняя ФИО3 собственником спорной квартиры не является, вещей ее в квартире нет, ФИО3 и ее законный представитель ФИО2 в спорном жилом помещении не проживают, право пользования не имеют, несовершеннолетняя ФИО3 с матерью ФИО2 проживают по адресу: <адрес>49, в связи с чем, оснований для сохранения за ФИО3 права пользования жилым помещением не имеется, в связи с чем, ФИО3 утратила право пользования спорным жилым помещением. Один лишь факт регистрации ФИО3 в спорной квартире не порождает правовых последствий, связанных с приобретением права на жилую площадь и не является основанием для признания за ФИО3 права на жилое помещение.
На основании изложенного, суд считает требования ФИО5 о признании ФИО3 утратившей права пользования жилым помещением, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 31 Правил «Регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: выселения из занимаемого жилого помещения или признании утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
На основании изложенного и учитывая, что исковые требования ФИО5 удовлетворены, то настоящее решение, для органов регистрационного учета, является основанием для снятия несовершеннолетней ФИО3 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░5 ░ ░░░4, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░4, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░4, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░