Дело № 2а-1742/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2018 года г.Н.Новгород
Судья Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода Савченко Е.А., рассмотрев административное дело по административному иску ФИО4 к административному ответчику государственному инженеру-инспектору по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники <адрес> города ФИО9 ФИО2 ФИО7 об оспаривании решений, действий ( бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих,
У с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику о признании незаконными действий государственного инженера –инспектора по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники <адрес> города ФИО3 А.А., выразившиеся в отказе в принятии документа о квалификации, необходимого для предоставления государственной услуги « Прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдача удостоверений тракториста-машиниста», обязании государственного инженера –инспектора по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники <адрес> города ФИО3 А.А. принять и рассмотреть свидетельство о профессии рабочего, должности служащего от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданное ООО « Хистори оф Пипл» в качестве документа о квалификации. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в территориальное подразделение инспекции
гостехнадзора <адрес> г. ФИО1, с заявлением на
предоставление государственной услуги «Прием экзаменов на право управления
самоходными машинами и выдача удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)» для замены удостоверения тракториста-машиниста, с целью внесения записи в графу «Особые отметки» присвоенную квалификацию «машинист экскаватора 4 разряда» в рамках имеющихся категорий, на основании п. 5 и п. 36.1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 796. Рассмотрев заявление истца и представленные документы, в том числе документ о квалификации, ДД.ММ.ГГГГ государственный инженер-инспектор города ФИО9
ФИО2 А.А. отказал в приеме документов на основании п. 2.7
Административного регламента. Основанием отказа ФИО2 А.А. было указано, что представленный документ о квалификации выдан с нарушением п. п. «Требования к образованию и обучению», п. 3.1 «Обобщенная трудовая функция» профессионального стандарта «Машинист экскаватора», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№, зарегистрированного в Минюсте РФ 17.12.2014г. per. №№ (Приложение к иску п.2). Государственная услуга регламентирована приказом государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 25 (далее по тексту – Административный регламент). Исходя из положений, предусмотренных ст. 6, 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. В соответствии с п 3.1.6. Административного регламента в случае наличия
оснований предусмотренных пунктом 2.7 настоящего административного регламента,
заявителю отказывается в приеме документов. В соответствии с п. 2.7 Административного регламента основанием для отказа в приеме документов является:
в представленных документах имеются неоговоренные поправки и (или) приписки;
непредставление документов, указанных в пункте 2.6 настоящего административного регламента (за исключением случая, когда заявителем не представлен документ, подтверждающий оплату государственной пошлины).
наличие у заявителя медицинских противопоказаний к управлению самоходными машинами;
-не достижение заявителем возраста, указанного в подпункте 3.2.1 пункта 3.2 настоящего административного регламента.
Исходя из положений пункта 2.7 и корреспондирующего пункта 2.6.1 Административного регламента, основанием для отказа может являться непредоставление документа об образовании и (или) о квалификации.
ФИО4 был представлен документ о квалификации (свидетельство о профессии рабочего, должности служащего) №001431 от ДД.ММ.ГГГГ, с присвоенной квалификацией «машинист экскаватора 4 разряда», выданного ООО «Хистори оф Пипл» (Приложение к иску п.З). ООО «Хистори оф Пипл» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией, выданной Департаментом образования <адрес> № №/14 Серия № № № от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение к иску п.6) Разрешенный вид образования - профессиональное обучение. ООО «Хистори оф Пипл» реализует программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих и служащих. организации осуществляющей обучение ООО «Хистори оф Пипл» разработана и утверждена, в соответствии с частью 8 статьи 73 Закона, на основе профессионального стандарта «Машинист экскаватора» утвержденным приказом Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ № 931н, конкретная образовательная программа переподготовки рабочих и служащих «Машинист экскаватора» (Приложение к иску п.7). Срок обучения (продолжительность обучения) по программе, установлена 80 часов. В соответствии с ч.10 статьи 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» документ о квалификации подтверждает присвоение разряда по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Более того, истцом было подано обращение в Министерство образования и науки Российской Федерации на предмет проверки образовательной деятельности ООО «Хистори оф Пипл».
ДД.ММ.ГГГГ №№ получен ответ заместителя директора департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ о результатах проверки образовательной деятельности ООО «Хистори оф Пипл». Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ нарушений в выдаче документов о квалификации в данной организации выявлены не были (Приложение к иску п.4).
Истцом уже подавалась жалоба на похожие действия инспекции гостехнадзора. В результате проверки прокуратурой <адрес> были установлены факты нарушения закона инспекцией гостехнадзора <адрес>, в том числе по неправомерному отказу в приеме документов, по основаниям не предусмотренных требованиями административного регламента (приложение к иску №5)
Наличие правовых оснований для отказа, с мотивировкой указанной ФИО2 А.А. Административный регламент не содержит.
Отказ необоснованно ограничивает права ФИО4 и законные интересы и препятствуют реализации права на получение государственной услуги
К участию в деле судом привлечена в качестве заинтересованного лица Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники <адрес>.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч.7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства, поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, ( п.4 ч.1 ст. 292 КАС РФ).
По смыслу ст. 46 Конституции РФ и главы 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Исходя из содержания данной правовой нормы, для удовлетворения заявления об оспаривании действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники города ФИО1 поступило письменное заявление и пакет документов от ФИО4 о предоставлении государственной услуги «Прием
экзаменов на право управления самоходными машинами и выдача удостоверений
тракториста-машиниста (тракториста)» (далее - государственная услуга), после
прохождения обучения по программе «Машинист экскаватора 4 разряда» в
организации ООО «Хистори оф Пипл», регистрационный входящий номер
Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № 2407.
ДД.ММ.ГГГГ – заместителем главного государственного инженера-инспектора по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники города ФИО3 А.А. в приеме
документов ФИО4 было отказано на основании п. 2.7 административного
регламента Инспекции по предоставлению государственной услуги «Прием
экзаменов на право управления самоходными машинами и выдача удостоверений
тракториста-машиниста (тракториста)» (далее - административный регламент),
утвержденного приказом Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № 25, т.к. представленный
документ о квалификации выдан с нарушением раздела «Требования к образованию
и обучению» п. 3.1 «Обобщенная трудовая функция» профессионального стандарта
«Машинист экскаватора», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № (далее -Профессиональный стандарт).
В соответствии с ч. 8 ст. 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 74 вышеуказанного закона квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
Квалификационные требования по профессии «Машинист экскаватора», по которой прошел обучение ФИО4 в ООО «Хистори Оф Пипл», определены профессиональным стандартом.
В соответствии с п. 3.1 раздела III профессионального стандарта, для машиниста экскаватора 4 - 5-го разрядов предъявляются следующие требования к образованию и обучению: среднее общее образование; профессиональная подготовка не менее четырех месяцев (при первичном обучении), подтвержденная удостоверением машиниста экскаватора с соответствующими разрешающими отметками; повышение квалификации не реже одного раза за три года; профессиональная переподготовка не менее двух месяцев и не реже одного раза за пять лет; машинисты, занятые управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов, должны знать слесарное дело и тарифицироваться по профессии "Слесарь строительный" на один разряд ниже основной профессии.
При обращении ДД.ММ.ГГГГ к должностному лицу Инспекции за получением государственной услуги ФИО4 было представлено свидетельство о профессии рабочего, должности служащего от ДД.ММ.ГГГГ № 001431 о прохождении обучения по программе профессиональной переподготовки по профессии машинист экскаватора 4 разряда с периодом обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданное образовательной организацией ООО «Хистори Оф Пипл».
В соответствии с п. 5 и п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста- машиниста (тракториста)» должностными лицами Инспекции в графе «Особые отметки» удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) или временного удостоверения на право управления самоходными машинами производятся разрешительные, ограничительные и информационные отметки (наличие квалификации (квалификаций), ограничение квалификации. Основанием для внесения в удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) ограничительной или разрешительной записи о наличии квалификации (квалификаций) служат документы об образовании и (или) о квалификации. На основании вышеизложенного должностные лица Инспекции, осуществляющие выдачу
удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), обязаны дать правовую
оценку соответствия полученной квалификации, выдаваемому удостоверению
тракториста-машиниста (тракториста).
В связи с этим представленное в Инспекцию свидетельство о прохождении обучения № 001431 от ДД.ММ.ГГГГ по программе профессиональной подготовки по профессии «Машинист экскаватора 4 разряда», выданное ООО «Хистори Оф Пипл», было признано выданным с нарушением требований действующего законодательства и не могло быть рассмотрено в качестве документа о квалификации.
В соответствии с Приказом государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 25 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении административного регламента государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники <адрес> по предоставлению государственной услуги "Прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдача удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)"
2.6. Для получения государственной услуги заявители представляют главному государственному инженеру-инспектору следующие документы:
2.6.1. Для сдачи экзаменов на право управления самоходными машинами соответствующей категории и получения удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) представляются:
- заявление (приложение 1 к приказу N 807);
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- медицинскую справку установленного образца о допуске к управлению самоходными машинами соответствующих категорий;
- документ об образовании и (или) о квалификации;
- удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) или удостоверение другого вида на право управления самоходными машинами, если оно ранее выдавалось;
- две фотографии размером 3x4, за исключением случаев автоматизированного изготовления удостоверений;
- водительское удостоверение (для получения права на управление самоходными машинами категорий "А II", "А III" и "А IV" обязательно, в остальных случаях - при наличии);
Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за выдачу удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), временного удостоверения на право управления самоходными машинами, подлежит получению Инспекцией <адрес> в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
2.7. Основанием для отказа в приеме документов является:
- в представленных документах имеются неоговоренные поправки и (или) приписки;
- непредставление документов, указанных в пункте 2.6 настоящего административного регламента (за исключением случая, когда заявителем не представлен документ, подтверждающий оплату государственной пошлины);
- наличие у заявителя медицинских противопоказаний к управлению самоходными машинами;
- недостижение заявителем возраста, указанного в подпункте 3.2.1 пункта 3.2 настоящего административного регламента.
2.8. Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является:
- лишение заявителя права управления транспортными средствами, в случае если срок лишения права управления транспортными средствами не истек (за исключением заявителей, указанных в абзаце третьем подпункта 3.1.14 пункта 3.1 настоящего административного регламента);
- поступление в рамках межведомственного информационного взаимодействия от органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, ответа на межведомственный запрос об отсутствии оплаты государственной пошлины за предоставление государственной услуги;
- наличие у заявителя удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) на право управления самоходными машинами тех категорий, для получения права на управление которыми сдаются экзамены (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2.6.3 пункта 2.6 и абзацами вторым и третьим подпункта 3.1.14 пункта 3.1 настоящего административного регламента).
Судом установлено, что заместителем главного государственного инженера-инспектора по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники города ФИО3 А.А. на основании п. 2.7 административного регламента Инспекции ФИО8 было отказано в приеме документов о предоставлении государственной услуги по причине непредставления документов, указанных в п.2.6 административного регламента.
В подтверждение доводов Инспекции министерством образования
<адрес> дана оценка соответствия программы профессионального
обучения, по рабочей профессии «Машинист экскаватора» (далее -
Образовательная программа), подготовку по которой осуществляет образовательная
организация «Хистори оф Пипл», законодательству об образовании. Разделами 1,
1.1 Образовательной программы определена продолжительность обучения (срок
обучения) по программе профессиональной переподготовки - 80 часов.
Образовательная программа не определяет сколько месяцев продолжается
профессиональная подготовка обучающихся по программе «Машинист
экскаватора». Данный факт свидетельствует о том, что в нарушение с ч. 8 ст. 73
Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЭ «Об образовании в
Российской Федерации» и п. 4 Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным программам профессионального
обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 292, продолжительность профессионального
обучения по Образовательной программе не определена на основе
Профессионального стандарта в части установления продолжительности обучения
по профессиональной переподготовке не менее двух месяцев.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62, частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на административного истца.
Суд, проанализировав нормы вышеизложенного законодательства, применительно к установленным обстоятельства дела, приходит к выводу о том, заявителем действия заместителя главного государственного инженера-инспектора по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники города ФИО3 А.А., выразившиеся в отказе в принятии документа о квалификации, необходимого для предоставления государственной услуги « Прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдача удостоверений тракториста-машиниста» по причине непредставления документов, указанных в п.2.6 административного регламента, соответствовали требованиям действующего законодательства, законные права и интересы заявителя действиями ответчика не нарушены, в связи с чем, иск ФИО4удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 292-293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО4 к административному ответчику заместителю главного государственного инженера-инспектора по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники города ФИО9 ФИО2 ФИО7 о признании незаконными действий государственного инженера –инспектора по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники <адрес> города ФИО3 А.А., выразившиеся в отказе в принятии документа о квалификации, необходимого для предоставления государственной услуги « Прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдача удостоверений тракториста-машиниста», обязании государственного инженера –инспектора по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники <адрес> города ФИО3 А.А. принять и рассмотреть свидетельство о профессии рабочего, должности служащего от ДД.ММ.ГГГГ № 0014331, выданное ООО « Хистори оф Пипл» в качестве документа о квалификации, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения.
Судья Е.А. Савченко