Дело № 2-2663/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Кунгур Пермский край 11 августа 2016 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Власовой Е.В.,
при секретаре Сафеевой Е.В.,
с участием прокурора Абдуллаева Р.Б.,
представителя ответчика Боросан К.К., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора к администрации <адрес> края обязать организовать проведение обследования,
установил:
Кунгурский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском администрации <адрес> края, просит обязать ответчика организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в Межведомственную комиссию, созданную постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда».
В заявленных требований истец указывает, что Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка по обращению жителей <адрес> в <адрес>. В ходе проверки установлено, что в соответствии с заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № при обследовании дома имеются основания признать жилой многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу, однако, принять окончательное решение возможно только после предоставления комиссии дополнительных документов: заключения о состоянии несущих конструкций здания специализированной организацией. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> в адрес председателя Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда поступило заявление жителей <адрес> в <адрес> с просьбой принять окончательное решение в отношении дома. ДД.ММ.ГГГГ администрацией был дан ответ, из которого следует, что заключение специализированной организации должно быть предоставлено заявителем, по инициативе которого Межведомственной комиссией проводится обследование дома.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Муниципальному жилищному фонду городского округа «<адрес>», принадлежит 1 квартира в спорном доме.
Выводы комиссии о том, что принять окончательное решение возможно только после предоставления комиссии дополнительных документов, заключения о состоянии несущих и ограждающих конструкций здания специализированной организацией, препятствуют решению вопроса о дальнейшей судьбе дома, и нарушают права граждан, поскольку, создают неопределенность при разрешении вопросов о расселении жильцов дома, изъятии жилых помещений у собственников, обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма нуждающихся в предоставлении жилых помещений лиц.
Администрация городского округа, как собственник муниципального жилого фонда, вопреки требованиям ст.1, 14 и 15 ЖК РФ, п. 45 (1) Положения не организовала проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома, не предоставила заключение специализированной организации о техническом состоянии строительных конструкций дома и другие документы, предусмотренные п.45 названного Положения, необходимые для признания данного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу положений статьи 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Из смысла закона следует, что администрация <адрес>, как орган местного самоуправления обязана осуществлять контроль за исполнением жилищного законодательства, включающий контроль за деятельностью межведомственной комиссией, которая проводит обследование и дает заключение на предмет признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Поскольку, принятие межведомственной комиссией решения, предусмотренного Положением, является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании многоквартирного дома, нарушение процедуры принятия решения, влечет нарушение жилищных прав граждан, а также безопасности проживания граждан в указанном доме.
Вопросы признания многоквартирных домов аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления, вне зависимости от наличия в них жилых помещений частного жилищного фонда. Поскольку, признание межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование, привлечение данной организации является одним из необходимых элементов деятельности комиссии, которая должна обеспечиваться органами местного самоуправления.
Прокурор обращается в защиту прав неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, чьи права на безопасное проживание, вследствие бездействия администрации <адрес>, нарушены.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивает, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал по доводам, изложенным в возражении на иск (л. д. 17-18). Указывает, что на основании пп. Г п.45 раздела 4 Положения заявитель представляет в комиссию, по месту нахождения жилого помещения, в том числе заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. К исключительной компетенции межведомственной комиссии относится разрешение вопроса о проведении оценки соответствия жилого помещения установленным требования на предмет его пригодности (не пригодности) для проживания граждан, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, оформление заключения. К компетенции администрации <адрес> относится создание межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, а так же принятие решения и издание распоряжения, на основании полученного заключения, о дальнейшем использовании обследованного межведомственной комиссией помещения многоквартирного дома.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствие с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого, распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Судом установлено.
Постановлением Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ создана межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, утверждены: Положение о межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (л. д.37-59).
В соответствии с п. 3.2 Положения, комиссия рассматривает вопрос о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда, а так же в рамках делегированных прав от органа местного самоуправления и частных жилых помещений, непригодными для проживания на основании заявления собственника либо лица, уполномоченного собственником, гражданина, а так же по представлению органов, осуществляющих государственный надзор в жилищной сфере (противопожарная служба, Госсанэпиднадзор, государственная жилищная инспекция края) (л. д. 39-40).
Пунктом 1.1 Порядка установлено, что комиссия при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяет его фактическое состояние (л. д.41-42).
Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка по обращению жителя <адрес> в <адрес> по исполнению жилищного законодательства (л.д.6-7).
В реестр муниципального имущества, муниципального образования «<адрес>» включена квартира, расположенная по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Заключением Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при обследовании дома, расположенного по адресу: <адрес> имеются основания признать жилой многоквартирный дом аварийным и подлежащим носу, однако, принять окончательное решение возможно, только после представления комиссии дополнительных документов: заключения о состоянии несущих и ограждающих конструкций здания специализированной организацией. При этом, комиссия пришла к данному выводу по результатам рассмотренных документов: коллективного обращения жильцов <адрес>-кл от ДД.ММ.ГГГГ, информации ГУП «ЦТИ», информации по визуальному обследованию главного инженера МУП «Кунгурстройзаказчик», акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9).
ДД.ММ.ГГГГ жители многоквартирного <адрес> обратились к председателю межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда с просьбой принять окончательное решение в отношении дома (л.д.11).
Из ответа администрации <адрес> на обращение жителей указанного дома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы, согласно списку, предусмотренному п. 45 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. Органы местного самоуправления заявителями выступать не могут (л.д. 12).
С доводами администрации <адрес>, суд согласиться не может, так как, основанием для заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, послужили документы, рассмотренные на заседании комиссии, в том числе, акт обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 8), на основании которых, комиссия пришла к выводу о том, что имеются основания признать жилой многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу (л. д. 8).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Так как заключение межведомственной комиссией принято в мае 2014 г., то на спорные правоотношения распространяется действие Положения в редакции, действовавшей на этот период времени.
В соответствии с пунктом 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 494)
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (абзац введен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 494).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 494).
На основании исследованных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Пунктом 42 вышеуказанного Положения, установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 494, от ДД.ММ.ГГГГ N 311).
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Положением к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Таким образом, заключение межведомственной комиссии о признании всех жилых помещений в доме непригодными для проживания, является по своей природе юридическим фактом влекущим прекращение жилищных правоотношений по пользованию жилыми помещениями и, как следствие, у органа местного самоуправления возникает обязанность по принятию решения о дальнейшей судьбе жилого помещения.
Между тем, при установлении обстоятельств, объективно указывающих на признаки аварийности многоквартирного дома, органом местного самоуправления не приняты меры для решения вопроса об обследовании жилого дома специализированной организацией, на основании заключения которой может быть дано, в свою очередь, заключение межведомственной комиссией по вопросу об аварийности дома и, как следствие, решен вопрос о сносе дома или об отсутствии к этому оснований.
Данные факты указывают на невыполнение органом местного самоуправления требований жилищного законодательства, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища.
Кроме того, 1 жилое помещений в вышеуказанном доме находятся в муниципальной собственности, что обусловливает обязанность органа местного самоуправления совершать все необходимые и предусмотренные законом меры к обеспечению реализации гражданами, занимающими жилое помещения в доме на условиях социального найма, права на жилое помещение отвечающее требованиям жилищного законодательства. Однако, органом местного самоуправления, как собственником жилья, при наличии объективных обстоятельств, указывающих на то, что дом и жилые помещения в нем не отвечают требованиям безопасности и иным критериям, предъявляемым законом к жилым помещениям, не приняты действенные меры по решению вопроса по признанию жилого дома в целом аварийным и подлежащим сносу, что создает необоснованные препятствия к реализации жилищных прав, предусмотренных ст. 32, 57 и 89 ЖК РФ, гражданами, проживающими в многоквартирном доме.
Кроме этого, анализ правовых актов, регулирующих деятельность межведомственной комиссии при администрации <адрес>, не содержат положений о механизме, посредством которого обеспечивается исполнение органом местного самоуправления обязанности принимать решения о судьбе дома в случае обнаружения обстоятельств, указывающих на аварийное состояние дома в отсутствие заключения межведомственной комиссии об аварийности дома.
Тем самым указанное обстоятельство предполагает совершение органом местного самоуправления действий по обеспечению проведения обследования дома специализированной организацией для дачи заключения об аварийности (или отсутствии) дома.
Довод представителя ответчика о наличии иных собственников жилых помещений в доме, не является основанием для уклонения органа местного самоуправления от исполнения возложенных на него законом обязанностей. Так как принятие межведомственной комиссией решения, предусмотренного Положением, является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании многоквартирного дома, нарушение процедуры принятия решения, влечет нарушение жилищных прав граждан, а также и безопасности проживания граждан в указанном доме.
Вопросы признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления, вне зависимости от наличия в них жилых помещений частного жилищного фонда. Поскольку признание межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование, то привлечение данной организации является одним из необходимых элементов деятельности комиссии, которая должна обеспечиваться органами местного самоуправления.
Так как «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в редакции, действовавшей на момент принятия межведомственной комиссией заключение (ДД.ММ.ГГГГ) и в настоящее время с не содержит норм, на основании которых у суда имелись бы основания для отказа истцу в удовлетворении требований, требование Кунгурского городского прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> № ░░ ░░.░░.░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░