Решение по делу № 8Г-16715/2023 [88-22448/2023] от 18.05.2023

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                       дело № 88-22448/2023

№ дела суда 1-й инстанции 2-837/2022

УИД № 30RS0007-01-2022-001384-63

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                           29 июня 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Яковлева А.М.,

судей Дурневой С.Н., Ивановой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Енотаевского района Астраханской области в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ивушка» с. Замьяны» муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Управлению образования администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения молниезащитой по кассационной жалобе и.о. главы муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» ФИО3 на решение Енотаевского районного суда Астраханской области от 23 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15 февраля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Яковлева А.М., выслушав пояснения старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Стрелковского С.Н., судебная коллегия

установила:

прокурор Енотаевского района Астраханской области обратился в суд с иском в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ивушка» с. Замьяны» муниципального образования «Енотаевский район», Управлению образования администрации муниципального образования «Енотаевский район» Астраханской области о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения молниезащитой.

Решением Енотаевского районного суда Астраханской области от 23 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским Астраханского областного суда от 15 февраля 2023 года, исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской области удовлетворены в полном объеме.

На МКДОУ «Детский сад «Ивушка» с. Замьяны» возложена обязанность в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать основное здание «МКДОУ «Детский сад «Ивушка», площадью 752,07 кв. м, расположенное по адресу: с. Замьяны, ул. Газовиков, 14, Енотаевский район, Астраханская область, устройством молниезащиты. На администрацию муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» возложена обязанность в течение одного года со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансирование работ по оборудованию основного здания МКДОУ «Детский сад «Ивушка» с. Замьяны», площадью 752,07 кв. м, расположенного по адресу: с. Замьяны, ул. Газовиков, 14, Енотаевский район, Астраханская область, устройством молниезащиты.

В кассационной жалобе представитель администрации просит отменить судебные акты, вынести новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что здания детских дошкольных и образовательных учреждений не являются зданиями подлежащих обязательному обустройству молниезащитой на всей территории Российской Федерации, следовательно, обязательному оборудованию устройствами молниезащиты не подлежат. Кроме того, согласно акту проверки готовности общеобразовательного учреждения в 2022-2023 г. недостатков от всех контролирующих служб выявлено не было. Так же здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Считает, что прокурор, обращаясь с исковым заявлением в суд, должен был представить доказательства того, что отсутствие на здании учреждения устройств молниезащиты влечет за собой нарушением прав и законных интересов учащихся. Между тем, такие доказательства в материалах дела отсутствуют. Доводы о возможном наступлении тяжких последствий носят предположительный характер, поскольку доказательствами не подтверждены. Также обращает внимание суда на то, что в своем решении суд первой инстанции ссылается на нормативно-правовые акты, которые к моменту вынесения решения суда утратили силу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Как указано в части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не допущены.

Как установлено судами, в соответствии с Уставом МКДОУ «Детский сад «Ивушка» С. Замьяны» является дошкольным образовательным учреждением, учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование «Енотаевский район» в лице администрации муниципального образования «Енотаевский район».

Функции и полномочия учредителя от муниципального образования «Енотаевский район» осуществляет Управление образования администрации муниципального образования «Енотаевский район» и администрация муниципального образования «Енотаевский район»

Функции и полномочия собственника имущества МКДОУ «Детский сад «Ивушка» с. Замьяны» осуществляет Управление земельных, имущественных отношений и строительства администрации муниципального образования «Енотаевский район».

Проведенной прокуратурой Енотаевского района Астраханской области проверкой установлено, что образовательная деятельность МКДОУ «Детский сад «Ивушка» с. Замьяны» осуществляется в основном здании, расположенном по адресу: с. Замьяны, ул. Газовиков, 14, Енотаевский район, Астраханская область.

Здание МКДОУ «Детский сад «Ивушка» с. Замьяны» представляет собой двухэтажное капитальное строение площадью 752,07 кв. м, оснащенное электроустановками, обеспечивающими деятельность системы электроснабжения здания, в том числе, имеющихся в здании системы пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения, компьютерного класса.

В нарушение требований законодательства, здание МКДОУ «Детский сад «Ивушка» с. Замьяны» устройством молниезащиты не оборудовано.

Прокуратурой Енотаевского района Астраханской области в адрес директора МКДОУ «Детский сад «Ивушка» с. Замьяны» 11 мая 2022 года было внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения фактически устранены не были в виду отсутствия надлежащего финансирования.

Согласно информации, полученной из Управления образования администрации Енотаевского района Астраханской области, на 02 декабря 2022 года в образовательном учреждении нарушения не устранены, здание МКДОУ «Детский сад «Ивушка» е. Замьяны» молниезащитой не оборудовано.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года , пришел к выводу о том, что оборудование здания образовательного учреждения системой молниезащиты является обязательным и направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников Учреждения.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, при этом отметил, что суд первой инстанции правомерно применил положения названных документов, предписывающих установку устройств молниезащиты в целях обеспечения безопасности учреждений дошкольного образования и их учащихся, поскольку они содержат императивные предписания в отношении дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности применяется системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации, которые нашли свое отражение в обжалуемом решении суда.

Основываясь на материалах дела, кассационный суд приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций правильно определили значимые обстоятельства по делу, правильно определили нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, и не допустили нарушений норм процессуального права.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу статьи 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Ранее действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года N 985 был утвержден "Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Согласно пункту 68 указанного Постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.4, кроме абзацев первого, третьего и шестого пункта 4.5, пункты 4.6, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзацев девятого и десятого), 4.12, 4.14, 4.15 (за исключением абзаца первого), 4.16 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункта 4.24 (за исключением абзаца четвертого), 4.25 (за исключением абзаца второго), 4.26, 4.29), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.6, 5.9 (за исключением абзаца второго), 5.10 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.40 (за исключением абзаца третьего), 5.41 - 5.45, 5.46 (за исключением абзаца первого), 5.48), 6 (пункты 6.1 - 6.5, 6.6 (за исключением абзацев второго, третьего и четвертого), 6.8 - 6.9, 6.11 (за исключением абзацев третьего и четвертого), 6.12 (за исключением абзаца первого), 6.14 (за исключением абзаца первого), 6.15 - 6.19, 6.21, 6.23 - 6.32, 6.33 (за исключением абзаца третьего), 6.34 - 6.37, 6.38 (за исключением абзаца второго), 6.40, 6.41 (за исключением абзаца второго), 6.42 - 6.48, 6.49 (за исключением абзаца второго), 6.53, 6.54 (за исключением абзаца второго), 6.56 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.81 - 6.91, 6.93, 6.94), 7 (пункты 7.1, 7.2 (за исключением абзаца второго), 7.3, 7.4 (за исключением абзаца первого), 7.5, 7.8, 7.10, 7.11 (за исключением абзаца второго), 7.12 - 7.17, 7.18 (за исключением абзаца первого), 7.19 - 7.22, 7.24 - 7.27, 7.35, 7.37 (за исключением последнего абзаца), 7.38, 7.39, 7.41 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1, 8.2 (за исключением абзацев первого и пятого), 8.3 (за исключением абзаца второго), 8.4 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24, 8.26, 8.28, 8.29, 8.30 (за исключением абзаца четвертого), 8.32, 8.34), 9, приложение Г.

Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны общеобразовательные организации (пункт 1.1.2).

При этом в пункте 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания.

Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года .

Приказом Минстроя России от 19 мая 2022 года N 389/пр взамен СП 118.13330.2012 утвержден СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», который согласно преамбуле Приказа разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с учетом требований Федеральных законов от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении Б, в котором также указаны общеобразовательные организации (пункт 1.1.2).

Пунктом 8.22 СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» установлено, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. В системе молниезащиты зданий рекомендуется использовать естественные элементы молниезащиты: молниеприемники (металлические кровли, фермы зданий); токоотводы (металлические каркасы зданий, металлические конструкции фасадов); заземлители (арматура железобетонных фундаментов).

Требования к устройствам молниезащиты приведены в инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. .

Общероссийским строительным каталогом (СК-1) настоящей Инструкции присвоен номер СО 153-34.21.122-2003.

Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года .

Согласно абзацу 1 раздела 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года , инструкция распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Согласно таблице 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы.

Таким образом, инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденная приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года , является нормативным документом, обязательным для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе Учреждением.

Ссылка заявителя об отсутствии доказательств того, что отсутствие на здании учреждения устройств молниезащиты влечет за собой нарушение прав и законных интересов учащихся, также подлежат отклонению как необоснованные, поскольку несоблюдение требований молниезащиты зданий нарушает права и законные интересы обучающихся, их родителей, работников дошкольного образовательного в сфере обеспечения противопожарной безопасности, будет угрожать жизни и здоровью указанных лиц.

Иные приведенные в кассационной жалобе доводы также основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Надлежащих доказательств, опровергающих выводы суда и подтверждающих, что нарушение прав истца, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, в материалы дела не представлено.

Доводы кассатора, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили соответствующую оценку с подробным правовым обоснованием с учетом обстоятельств дела, имеющих юридическое значение, и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору.

В силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка им фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.

отмене решения суда и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Енотаевского районного суда Астраханской области от 23 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским деламАстраханского областного суда от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу и.о. главы муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» ФИО3– без удовлетворения.

Председательствующий                               А.М. Яковлев

Судьи                                                                           С.Н. Дурнева

                                                                                                       О.Н. Иванова

8Г-16715/2023 [88-22448/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Енотаевского района Астраханской области
Ответчики
Управление образования АМО " Енотаевский район"
Администрация МО "Енотаевский муниципальный район АО"
МКДОУ Детский сад "Ивушка"
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
29.06.2023Судебное заседание
29.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее