Судья: Кобзарева О.А. | дело № 33-35427/2024УИД: 50RS0001-01-2024-003459-90 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 7 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Волковой Э.О., Петруниной М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Образ Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5203/2024 по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании права на меру социальной поддержки, представлении льготы,
по апелляционной жалобе Министерства социального развития Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 11 июня 2024 года,
заслушав доклад судьи Волковой Э.О.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, в котором с учетом уточнений, просил:
- признать за ним права на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по месту его фактического проживания по адресу: <данные изъяты>
- обязать ответчика предоставить меру социальной поддержки, предусмотренную пп. 5 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50% с <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с <данные изъяты> и по настоящее время он с семьей постоянно проживает по адресу: <данные изъяты>; на основании договора пользования служебным жилым помещением <данные изъяты> от <данные изъяты>, заключенного между ним и <данные изъяты>. С <данные изъяты> он является <данные изъяты> и имеет права и льготы установленные Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". <данные изъяты> им было подано заявление для получения льготы, а именно ежемесячной компенсации за занимаемую компенсацию общую площадь жилого помещения. Однако, <данные изъяты> ему было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг по категории «<данные изъяты>, по причине различия в адресе регистрации по месту жительства и адресе фактического проживания. Истец считает, что он имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов, а также право на компенсацию в размере 50 процентов установленной платы за коммунальные услуги по месту его фактического проживания, а отказ в социальной поддержке не основанным на нормах законодательства.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 11 июня 2024 года исковые требования удовлетворены частично. Судом постановлено:
Признать за ФИО право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», по месту проживания по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, начиная с <данные изъяты>.
Обязать Министерство социального развития <данные изъяты> предоставить ФИО с учетом членов семьи меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», по месту проживания по адресу: <данные изъяты>, начиная с <данные изъяты>.
В предоставлении меры с <данные изъяты> отказать.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В заседание судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда стороны не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных сторон на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не усматривает.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда таким требованиям соответствует, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением <данные изъяты> выданным <данные изъяты> (л.д. 11).
<данные изъяты> на основании части 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ФИО был зарегистрирован по месту жительства по адресу воинской части: <данные изъяты>
<данные изъяты> командиром <данные изъяты> ему было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <данные изъяты> заключён договор пользования жилым помещением от <данные изъяты> <данные изъяты>. В указанное жилое помещение вместе с ним были <данные изъяты> –ФИО, <данные изъяты> – ФИО, <данные изъяты> года рождения.
ФИО обратился в Окружное управление социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области с заявлением о начислении и выплате денежной компенсации расходов, однако получил отказ по основанию отсутствия регистрации по месту жительства.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца и письменными материалами дела.
Судом первой инстанции установлено, что местом жительства истца является квартира, в которой он проживает по договору найма служебного помещения, расположенная по адресу: <данные изъяты>
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку ФИО фактически проживает по адресу: <данные изъяты>, на основании заключённого в установленном законом порядке договора найма служебного помещения, истец не может быть лишен предоставленного ему положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" права на получение мер социальной поддержки, <данные изъяты> только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания, а следовательно истец имеет право на предоставление ему данной меры социальной поддержки.
Суд первой инстанции полагал, что при таких обстоятельствах, исковые требования ФИО в части возложения на ответчика обязанности предоставить меру соцподдержки с <данные изъяты> подлежат удовлетворению частично, поскольку компенсация назначается с месяца наступления права на ее назначение, но не более чем за два месяца до подачи заявления, тогда как у ФИО право возникло за два месяца до подачи заявления <данные изъяты>, то есть с <данные изъяты>.
В связи с изложенным, суд первой инстанции полагал, что нарушенное право ФИО возможно восстановить путем обязания ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную п.5 п.1 ст.16 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», начиная с <данные изъяты>, ранее мера не подлежит предоставлению, поскольку договор найма заключен <данные изъяты>.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, считает их верными, постановленными с учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств при правильном определении норм материального права, оценивая доводы апелляционной жалобы как несостоятельные в связи со следующим.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранам боевых действий в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О Ветеранах» (далее – Федеральный закон, ФЗ «О Ветеранах», ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ).
Как установлено ст. 10 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14-19 и 21 данного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 12 ФЗ «О ветеранах», данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранах, указанным в ст. ст. 2 - 4 (ст. 2. ветераны войны; ст. 3. ветераны боевых действий; ст. 4. ветераны войны и ветераны боевых действий).
Как установлено п. 1 ст. 13 указанного выше Федерального закона, социальная поддержка ветеранам предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг. Согласно п. 3 названной выше статьи, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 данного Федерального закона, в числе прочих мер социальной поддержки предоставляется, в том числе, оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В силу ст. 27 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме, определены Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Административный регламент).
В соответствии с п. 106 названного выше Административного регламента при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №П (приложение № к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что ФИО фактически проживает по адресу: <данные изъяты> на основании заключённого в установленном законом порядке договора найма служебного помещения.
Данное обстоятельство следует из представленного в материалы дела договора пользования жилым помещением <данные изъяты> от <данные изъяты>.
При этом, данным договором предусмотрено, что жилое помещение предоставляется для использования в целях проживания жены и дочери истца.
ФИО зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>
Регистрация ФИО по адресу: <данные изъяты> обусловлена прохождением истцом военной службы, и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, п. 106 Административного регламента, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 и не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат юридически значимых по делу обстоятельств, не учтенных судом первой инстанции, на законность выводов суда первой инстанции не влияют, по сути, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает, о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в силу чего доводы жалобы основаниями для отмены судебного решения явиться не могут.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение основано на исследованных с достаточной полнотой обстоятельствах дела, правильной правовой оценке представленных доказательств. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение судебного акта, судебной коллегией не установлено, в связи с чем предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 11 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 11.10.2024г.