Дело №
Уникальный идентификатор дела 69RS0№-22
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
13 августа 2020 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Р¤РРћ5,
судей Р¤РРћ2 Рё Р¤РРћ3,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Р¤РРћ1 Рє Федеральной таможенной службе, Тверской таможне Рѕ признании увольнения незаконным, восстановлении РЅР° службе (номер дела, присвоенный СЃСѓРґРѕРј первой инстанции 2-2467/2019)
по кассационной жалобе Федеральной таможенной службы на решение Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ,
которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции Р¤РРћ5, объяснения представителя ответчика Федеральной таможенной службы Р¤РРћ4 (РїРѕ доверенности), поддержавшего РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы, объяснения истца Р¤РРћ1, возразившего против РґРѕРІРѕРґРѕРІ кассационной жалобы, заключение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Генеральной прокуратуры Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Остарковой Рў.Рђ., полагавшей обжалуемые судебные постановления подлежащими оставлению без изменения,
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» Р°:
Р¤РРћ1 обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Федеральной таможенной службе (далее – ФТС Р РѕСЃСЃРёРё), Тверской таможне Рѕ признании увольнения незаконным, восстановлении РЅР° службе, указав, что РІ соответствии СЃ контрактом РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–Рє/18 РѕРЅ РїСЂРѕС…РѕРґРёР» службу РІ таможенных органах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ должности начальника Западнодвинского таможенного поста Тверской таможни. Приказом руководителя ФТС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рљ РЅР° него были возложены обязанности начальника Тверского таможенного поста (центр электронного декларирования) СЃСЂРѕРєРѕРј РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ. Р’ дальнейшем СЃСЂРѕРє исполнения указанных обязанностей неоднократно продлевался вплоть РґРѕ увольнения РёР· таможенных органов. Р’ соответствии СЃ приказом руководителя ФТС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рљ РѕРЅ был уволен СЃРѕ службы РїРѕ подпункту 11 пункта 2 статьи 48 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 114-ФЗ «О службе РІ таможенных органах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (Р·Р° однократное РіСЂСѓР±РѕРµ нарушение служебной дисциплины). Рћ произведенном увольнении ему было объявлено приказом Тверской таможни РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рє/Р°. Считает увольнение незаконным. РќРё РІ приказе РѕР± увольнении РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рљ, РЅРё РІ приказе ФТС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «Об итогах внеплановой целевой инспекторской проверки деятельности Центрального таможенного управления, Тверской, Калужской Рё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ таможен», который явился основанием для его увольнения, РЅРµ приводится каких-либо сведений Рѕ сути (содержании) вменяемых ему грубых нарушений дисциплины, Р° констатируются только «нарушенные» правовые акты. Считает, что РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отказом ответчика РѕС‚ проведения РІ отношении него служебной проверки, обстоятельства совершения РёРј проступка должным образом выяснены РЅРµ были, вследствие чего было вынесено неправомерное, чрезмерно СЃСѓСЂРѕРІРѕРµ решение, РЅРµ соответствующее тяжести совершенного проступка.
Решением РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ исковые требования Р¤РРћ1 удовлетворены частично.
Увольнение Р¤РРћ1 СЃ должности начальника Западнодвинского таможенного поста Тверской таможни РїРѕ РїРї.11 Рї.2 СЃС‚.48 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–114-ФЗ «О службе РІ таможенных органах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Р·Р° однократное РіСЂСѓР±РѕРµ нарушение служебной дисциплины признано незаконным.
Р¤РРћ1 восстановлен РЅР° службе РІ должности начальника Западнодвинского таможенного поста Тверской таможни.
Р’ удовлетворении исковых требований Р¤РРћ1 Рє Тверской таможне отказано.
С Федеральной таможенной службы в бюджет муниципального образования <адрес> – городской округ Тверь взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ абзац 3 резолютивной части решения Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изложен в следующей редакции:
«Восстановить Р¤РРћ1 РЅР° службе РІ таможенных органах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ должности начальника Западнодвинского таможенного поста Тверской таможни СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ.В».
В остальной части указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федеральной таможенной службы, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, как незаконных.
Заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Утверждает, что истец обоснованно привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по результатам проведенной проверки; избранный вид дисциплинарного взыскания является соразмерным совершенному истцом грубому нарушению служебной дисциплины; процедура увольнения не нарушена; проведение служебной проверки обязательным не является; при наложении дисциплинарного взыскания учтена тяжесть проступка.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела представитель ответчика Тверской таможни, сведений о причинах неявки не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении дела по доводам жалобы и материалам дела допущено не было.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј Рё следует РёР· обжалуемых судебных постановлений, истец Р¤РРћ1 СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ приказом ФТС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рљ назначен РЅР° должность начальника Западнодвинского таможенного поста Тверской таможни.
Р’ соответствии СЃ приказами ФТС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рљ, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рљ, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рљ Р¤РРћ1 РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ исполнял обязанности начальника Тверского таможенного поста (центр электронного декларирования) Тверской таможни (далее - Тверской таможенный РїРѕСЃС‚ (Р¦РР”)) СЃ освобождением РЅР° указанный период РѕС‚ исполнения обязанностей РїРѕ занимаемой должности начальника Западнодвинского таможенного поста.
Приказом руководителя ФТС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рљ Р¤РРћ1 уволен СЃРѕ службы РІ таможенных органах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ соответствии СЃ подпунктом 11 пункта 2 статьи 48 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 114-ФЗ «О службе РІ таможенных органах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (Р·Р° однократное РіСЂСѓР±РѕРµ нарушение служебной дисциплины).
Основанием для издания указанного приказа РІ отношении Р¤РРћ1 послужил приказ ФТС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «Об итогах внеплановой целевой инспекторской проверки деятельности Центрального таможенного управления, Тверской, Калужской Рё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ таможен».
Приказом Рё.Рѕ. начальника Тверской таможни РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рє/Р° приказ руководителя ФТС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рљ объявлен Р¤РРћ1 РїРѕРґ СЂРѕСЃРїРёСЃСЊ, РЅР° отдел бухгалтерского учета Рё финансового мониторинга возложена обязанность произвести Р¤РРћ1 предусмотренные выплаты Рё компенсации.
Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения дела СЃСѓРґРѕРј установлено, что приказ РѕР± увольнении РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рљ РЅРµ содержит РІ себе указания, Р·Р° какой конкретно дисциплинарный проступок (однократное РіСЂСѓР±РѕРµ нарушение служебной дисциплины) уволен Р¤РРћ1, РІ нем имеется ссылка РЅР° лишь документ, послуживший основанием Рє увольнению - приказ ФТС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, который также РЅРѕСЃРёС‚ общий характер, РІ нем указано РЅР° выявленные РІ С…РѕРґРµ проверки Тверской таможни нарушения законодательства, РЅРѕ РЅРµ указано, РІ какой период Рё какие конкретно нарушения были допущены сотрудниками Тверского таможенного поста (Р¦РР”), работу которых должен был контролировать истец РІ период исполнения обязанностей начальника поста; акт ФТС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РґСЃРї РІ приказе РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рљ РІ качестве основания увольнения РЅРµ указан; служебная проверка РІ целях объективного Рё всестороннего установления фактов Рё обстоятельств совершения Р¤РРћ1 дисциплинарного проступка РЅРµ проводилась.
РР· содержания акта ФТС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РґСЃРї СЃСѓРґРѕРј также установлено, что проверкой охватывалась деятельность Тверской таможни, РІ том числе Рё Тверского таможенного поста (Р¦РР”), Рё РґРѕ возложения РЅР° Р¤РРћ1 обязанностей начальника Тверского таможенного поста (Р¦РР”); РІ данном акте имеется ссылка РЅР° номера конкретных деклараций, РїСЂРё оформлении Рё проверке которых должностными лицами Тверского таможенного поста (Р¦РР”) были допущены нарушения законодательства; указанные декларации оформлялись РЅРµ только РІ период СЃ 29 марта РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, РЅРѕ Рё РІ 2018 Рі., РІ январе-марте 2019 Рі., РєРѕРіРґР° истец РЅРµ исполнял обязанности начальника Тверского таможенного поста (Р¦РР”) Рё РЅРµ РјРѕРі осуществлять соответствующий контроль. РР· письменных объяснений Р¤РРћ1 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, поставленных перед РЅРёРј комиссией ФТС Р РѕСЃСЃРёРё РІ рамках проведения внеплановой целевой инспекторской проверки, также следует, что Р¤РРћ1 предлагалось дать объяснение, РІ том числе, РІ отношении осуществления РёРј контроля Р·Р° соблюдением сотрудниками Тверского таможенного поста (Р¦РР”) действующего законодательства РІ отношении товаров, сведения Рѕ которых заявлены РІ декларациях, Р·Р° период, РєРѕРіРґР° РѕРЅ РЅРµ исполнял обязанности начальника Тверского таможенного поста (Р¦РР”).
Разрешая СЃРїРѕСЂ РїРѕ существу Рё удовлетворяя заявленные Р¤РРћ1 исковые требования Рє Федеральной таможенной службе Рѕ признании увольнения незаконным, восстановлении РЅР° службе РІ прежней должности, судебные инстанции РЅР° основании правовой оценки представленных РІ дело доказательств, руководствуясь положениями СЃС‚.СЃС‚. 17, 29, 30, 48 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–114-ФЗ «О службе РІ таможенных органах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», пунктами 17-21, 29-31 Дисциплинарного устава таможенной службы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденного Указом Президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РІ РёС… взаимосвязи, исходили РёР· того, что внеплановой целевой инспекторской проверкой охватывалась деятельность Тверской таможни, РІ том числе Рё Тверского таможенного поста (Р¦РР”), Рё РґРѕ возложения РЅР° Р¤РРћ1 обязанностей начальника Тверского таможенного поста (Р¦РР”), Рё поскольку содержание приказа ФТС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РЅРѕСЃРёС‚ общий характер, приказ РЅРµ содержит сведений Рѕ том, РІ какой период Рё какие конкретно нарушения были допущены сотрудниками Тверского таможенного поста (Р¦РР”), работу которых должен был контролировать истец РІ период исполнения обязанностей начальника Тверского таможенного поста (Р¦РР”), указанные обстоятельства лишают СЃСѓРґ возможности проверить правомерность наложения РЅР° истца дисциплинарного взыскания, РІ том числе, проверить, РІ чем заключается проступок или совокупность проступков, Р·Р° совершение которого или которых Рє истцу было применено дисциплинарное взыскание РІ РІРёРґРµ увольнения, наличие РІРёРЅС‹ истца РІ его (РёС…) совершении, СЃСЂРѕРєРё привлечения Рє дисциплинарной ответственности.
Судебные инстанции также указали, что избранный ответчиком РІРёРґ дисциплинарного взыскания РІ РІРёРґРµ увольнения РЅРµ соответствует тяжести совершенного проступка, предшествующему поведению истца Рё его отношению Рє службе РІ таможенных органах, поскольку РЅР° день увольнения Р¤РРћ1 стаж его непрерывной службы РІ таможенных органах РІ календарном исчислении превышал 24 РіРѕРґР°, Р·Р° период прохождения службы РІ таможенных органах истец награжден ведомственными наградами, имел благодарности руководства, ДД.РњРњ.ГГГГ награжден Почетной грамотой <адрес> Р·Р° активное участие РІ деятельности РїРѕ обеспечению защиты интересов экономической безопасности Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° территории <адрес>, имеет положительную служебную характеристику, подписанную первым заместителем начальника Тверской таможни ДД.РњРњ.ГГГГ, свидетельствующую Рѕ квалифицированном выполнении СЃРІРѕРёС… должностных обязанностей, Р° также выполнении основных показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности Рё индикативных показателей результативности Тверским таможенным постом (Р¦РР”).
Оснований не согласиться с вышеуказанными выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы заявителя, при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права, а выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют обстоятельствам дела.
При разрешении спора судебными инстанциями обоснованно учтена правовая позиция, изложенная в п. 7 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым судам при проверке обоснованности увольнения сотрудника в связи с нарушением служебной дисциплины следует принимать во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, наступившие последствия, прежнее поведение сотрудника, его отношение к службе, знание правил ее несения. В случае установления судом несоразмерности наложенного дисциплинарного взыскания в виде увольнения тяжести совершенного сотрудником проступка сотрудник подлежит восстановлению на службе.
Приведенные в кассационной жалобе ответчика доводы, в том числе о том, что избранный вид дисциплинарного взыскания является соразмерным совершенному истцом грубому нарушению служебной дисциплины, процедура увольнения не нарушена, а проведение служебной проверки обязательным не является, являлись предметом исследования суда первой инстанции и проверки судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда при апелляционном рассмотрении дела, сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и установленными ими обстоятельствами, направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных постановлений, а также отсутствие в кассационной жалобе указания на обстоятельства, которые бы могли в силу ст. 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явиться основанием к отмене принятых по делу судебных актов, и руководствуясь статьями 379?, 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё