УИД 38RS0003-01-2021-002571-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2021 года город Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Вершининой О.В.,
при секретаре Вибе Е.С.,
с участием истца прокурора Гречаник Ю.А., ответчика Скворцовой С.В., третьего лица Федоровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2202/2021 по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Скворцовой Светлане Викторовне о возложении обязанности освободить земельный участок от установленных на нем сооружений, хозяйственного инвентаря и животных,
установил:
истец, Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, впоследствии уточненном в порядке ст.39 ГПК РФ в редакции от 14.10.2021, к ответчику Скворцовой С.В., в котором просит обязать Скворцову С.В. в срок до 15.04.2022 освободить земельный участок, площадью 790,60 кв.м., предназначенный для ведения садоводства и огородничества, расположенный по адресу: <адрес> от установленных на нем сооружений: закрытых холодных вольеров, закрытых теплых вольеров, деревянных будок - специально предназначенных для содержания животных – собак и необходимого хозяйственного инвентаря, а также от содержащихся на данном земельном участке животных (собак) без владельцев
В обоснование иска указано, что на спорном земельном участке ответчиком осуществляется деятельность по содержанию животных. На территории данного участка находятся специально предназначенные для содержания животных сооружения: закрытые холодные и теплые вольеры. Осуществляемую деятельность следует квалифицировать как приют для животных. Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства и огородничества, для ведения гражданами садоводства и огородничества. Таким образом ответчик допускает нецелевое использование земельного участка.
В судебном заседании истец прокурор Гречаник Ю.А. поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, с учетом их уточнения.
В судебном заседании ответчик Скворцова С.В. исковые требования признала полностью, суду пояснила, что купила данный участок у потребительского кооператива для содержания приюта для бездомных собак. Администрация горда Братска предложила ей для осуществления указанной деятельности на выбор два нежилых здания, одно в п.Строитель, другое в п.Чекановский г.Братска, она готова освободить спорный земельный участок, однако для этого потребуется время.
В судебном заседании третье лицо Федорова А.Н. с исковыми требованиями согласилась.
Представитель третьего лица ПК «Приморский» в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, представил заявление, в котором указал, что с уточненными исковыми требованиями председатель правления Амиров Е.Н. согласен.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации г. Братска не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. возражений по иску не представил.
Выслушав пояснения истца, ответчика третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Вместе с тем в силу статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3 названного Кодекса).
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 26, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
По смыслу приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что сохранение самовольной постройки возможно только при установлении необходимой совокупности юридических фактов: строительство объекта осуществлено на участке, находящемся в собственности (постоянном пользовании, пожизненном наследуемом владении) лица; застройщиком соблюдены градостроительные и строительные нормы и правила; постройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан, лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры к получению разрешения на строительство или акта на ввод объекта в эксплуатацию.
Отношения в области обращения с животными регулируются Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.
Согласно ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых, владельцы отказались.
В соответствии с ч. 13 ст. 16 указанного Федерального закона порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Приказом службы ветеринарии Иркутской области от 24.08.2020 N 54-спр, утвержден Порядок организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них.
Судом установлено, что на земельном участке: <адрес> предоставленным в пользование Федоровой А.Н. осуществляется деятельность по содержанию животных.
Согласно заключению Службы ветеринарии Иркутской области от 30.12.2020 на территории данного участка находятся специально предназначенные для содержания животных сооружения: закрытые холодные вольеры, закрытые теплые вольеры деревянные будки, скважина для забора питьевой воды, металлическая дровяная печь, хозяйственные помещения для хранения кормов, соломы, место для складирования мусора, а также жилой дом для проживания работника и приготовления кормов для животных, в связи с чем нарушены п.п. 2, 6, 9, 11, 15, 19, 30 и 33 приказа службы ветеринарии Иркутской области от 24.08.2020 № 54-спр «Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них».
Заключением главного государственного инспектора отдела государственного надзора, в области обращения с животными по Братскому, Нижнеилимскому, Усть-Илимскому, Усть-Кутскому, Киренскому, Казачинско-Ленскому, Тайшетскому, Тулунскому, Нижнеудинскому и Чунским районам службы ветеринарии Иркутской области Власова В.С. от 30.12.2020 подтверждено, что осуществляемую деятельность следует квалифицировать как приют для животных.
Координатором деятельности по содержанию животных без владельцев является ответчик Скворцова С.В..
Управлением Росреестра по Иркутской области проведена проверка по данным фактам нарушения законодательства Скворцовой С.В. Согласно акту административного обследования объекта земельных отношений № 113 от 30.06.2021 Управления Росреестра по Иркутской области, спорный земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, границы его не установлены в соответствии с действующим законодательством, сведения о зарегистрированных правах либо ограничениях в ЕГРН отсутствуют.
Правоустанавливающие документы на спорный земельный участок у ответчика Скворцовой С.В. отсутствуют. В отношении Скворцовой С.В. Управлением Росреестра по Иркутской области вынесено постановление о назначение административного наказания по делу № 1846 от 19.08.2021 по ст.7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок).
Таким образом факт нарушения земельного законодательства ответчиком при осуществлении ею деятельности по содержанию животных без владельцев на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства и огородничества является доказанным.
В соответствии с письмом мэра г.Братска № 22225/01/21 от 02.09.2021 ПК «Приморский» предоставлен 10.12.2018 в безвозмездное пользование земельный участок, расположенный за границей санитарно –защитной зоны, категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:34:000000:5066, в разрешенным целевым использованием «для ведения садоводства и огородничества», площадью 107 015, 00 кв.м.
Спорный земельный участок № *** расположен за пределами вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 38:34:000000:5066 и целевым использованием «для ведения садоводства и огородничества», не оформлен в установленном порядке.
На основании изложенного, исходя из того, что содержание приюта для собак без владельцев, расположенного по адресу: <адрес> имеет нарушения ветеринарных и санитарных правил, законодательства в сфере ответственного обращения с животными, создает реальную угрозу жизни, здоровью, а также безопасности неопределенного круга лиц, в частности жителей муниципального округа города Братска Иркутской области, что подтвердили свидетели ЖТП, ДВИ, причинения вреда окружающей среде, животным в результате возникновения и распространения карантинных и особо опасных заболеваний, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. При этом судом было принято признание иска ответчиком, которое является добровольным, не противоречит закону и не нарушает права и охраняемых законом интересов иных лиц. Согласно ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Скворцову Светлану Викторовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированную по адресу: <адрес> обязанность в срок до 15 апреля 2022 года освободить земельный участок, площадью 790,60 кв.м., предназначенный для ведения садоводства и огородничества, расположенный по адресу: <адрес> от установленных на нем сооружений: закрытых холодных вольеров, закрытых теплых вольеров, деревянных будок -специально предназначенных для содержания животных – собак и необходимого хозяйственного инвентаря, а также от содержащихся на данном земельном участке животных ( собак) без владельцев.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
.
Судья : О.В. Вершинина
Решение в окончательной форме изготовлено 26.10.2021