Дело № 2-316/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 февраля 2024 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Лиджаевой Д.Х.,
при секретаре Тюрбеевой С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Качиной Дианы Владимировны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Качина Д.В., 04.01.2002 года рождения, обратилась в суд с указанным иском к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - Министерство), ссылаясь на следующие обстоятельства. Она относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, включена в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 12.03.2021 состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрации г. Элисты, состав семьи 1 человек. В настоящее время она родила ребенка, вынуждена снимать жилье. Какого-либо имущества, расположенного на территории Российской Федерации, не имеет. До настоящего времени не реализовано её право на жилое благоустроенное помещение. Качина Д.В. состоит в сводном списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Республики Калмыкия.
Просит суд возложить обязанность на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить Качиной Д.В. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании истец Качина Д.В., её представитель Муниева Б.С. просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Умкеев В.Б. в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором Министерство просило рассмотреть дело в отсутствие представителя и не возражало против удовлетворения требований истца.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Калмыкия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Администрации г. Элисты Босхаева С.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований истца.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, учетное дело Качиной Д.В., суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.
К их числу относится, в частности, достижение лицом возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.1 Закона Республики Калмыкия от 03 ноября 2011 г. № 296-IV-З «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим управление государственным жилищным фондом Республики Калмыкия, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно Положению о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденном Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08 ноября 2010 г. № 338 (в редакции от 08 ноября 2016 г.), Министерство осуществляет функции по формированию и предоставлению жилых помещений из специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 4.3.23.1).
Таким образом, ни статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Как следует из материалов дела, Качина Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 12.03.2021 состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма, в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Качина Д.В. достигла возраста 18 лет.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 29.11.2022 сведения о регистрации за Качиной Д.В. прав на недвижимое имущество на территории РФ отсутствуют.
Право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия возникло в 2021 г. и на текущую дату не реализовано.
Качина Д.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>. Жилого помещения, занимаемого по договору социального найма и принадлежащего на праве собственности, истец не имеет. Органами государственной власти, органами местного самоуправления земельный участок и жилое помещение Качиной Д.В. не предоставлялись.
Таким образом, у Качиной Д.В. в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение в соответствии с нормами действующего законодательства истцу до настоящего времени не предоставлено.
При таких обстоятельствах истец соответствует всем основным условиям предоставления ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, указанных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что Качина Д.В. как лицо из числа детей сирот обладает правом на предоставление ей жилого помещения, однако до настоящего времени обязанность уполномоченного органа исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющего управление государственным жилищным фондом Республики Калмыкия, предоставить такое жилье не исполнена, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обязанности по предоставлению истцу жилого помещения.
При этом следует учитывать положения пункта 7 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ о том, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Республики Калмыкия от 17 мая 2013 № 231 «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при формировании специализированного жилищного фонда учитывается норматив предоставления общей площади жилого помещения в размере 33 квадратных метра на одного гражданина. Члены семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при предоставлении им жилых помещений не учитываются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░