Дело № 2а-168/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Велиж 11 июля 2018 года
Велижский районный суд Смоленской области
В составе:
Председательствующего (судьи) Корнева В.В.,
при секретаре: Кравцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Велижского района Смоленской области к Администрации муниципального образования Беляевское сельское поселение Велижского района Смоленской области об организации скашивания травы на обочинах улицы Набережная, от дома № 13 до дома № 15, д. Беляево Велижского района Смоленской области, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Велижского района, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Беляевское сельское поселение Велижского района Смоленской области об организации скашивания травы на обочинах улицы Набережная, от дома № 13 до дома № 15, д. Беляево Велижского района Смоленской области, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
В обоснование иска сослался на то, что прокуратурой Велижского района была проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования законодательства о безопасности дорожного движения. Проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства на обочине данного участка улицы населенного пункта имеется травяной покров высотой более 20 см. Невыполнение работ по обкосу травы вдоль дорожного полотна нарушает права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения на охрану жизни, здоровья и имущество граждан, защиту их прав и законных интересов, на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Поэтому просит суд признать такое бездействие Администрации муниципального образования сельского поселения незаконным и обязать организовать проведение обкоса травяного покрова на данном участке дороги, о чем в течение месяца после исполнения сообщить прокурору и суду.
Стороны ходатайствовали о рассмотрении административного дела в их отсутствие в порядке упрощенного производства, их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке гл. 33 КАС РФ в отсутствие сторон (ч. 6 ст. 226, п. 1 ст. 291 КАС РФ).
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно ст. 3 вышеуказанного Федерального закона одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
На основании ст. 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к основным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог является обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документа возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Смоленской области от 30.10.2014 № 141-з «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями Смоленской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 13., 13.1, 15, 18, 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п.п. 2 п. 8 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденных Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, в состав работ по озеленению входят в том числе, скашивание травы на обочинах, откосах, разделительной полосе, полосе отвода и в подмостовой зоне, вырубка деревьев и кустарника с уборкой и утилизацией порубочных остатков; ликвидация нежелательной растительности химическим способом.
Как видно из письменных материалов дела, согласно совместному акту прокуратуры и представителя ОГИБДД МОтд МВД России «Велижское» от 27.06.2018, на обочине улицы Набережная, от дома № 13 до дома № 15, д. Беляево Велижского района Смоленской области, имеется трава высотой более 20 см (л.д. 5), что является нарушением законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог, нарушение прав граждан в области безопасности дорожного движения и указывает на ненадлежащее исполнение Администрацией своей обязанности по содержанию дорог.
Судом учитываются последствия неисполнения органом местного самоуправления данной обязанности в области дорожной деятельности, так как наличие нескошенной травы по обочинам проезжей части улиц населенного пункта может влечь необратимые опасные последствия, относительно жизни и здоровья участников дорожного движения, причинение вреда имуществу.
С учетом невыполнение обязанности ответчиком в области обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог, нарушение прав граждан в области безопасности дорожного движения, свидетельствует о допущенных нарушениях Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
При таких обстоятельствах, бездействие административного ответчика следует признать незаконным и обязать его организовать приведение указанного участка дорожного полотна в соответствие с требованиями Гост 50597-93.
Срок обращения в суд с настоящим иском, прокурором не пропущен (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы по государственной пошлине взысканию с административного ответчика не подлежат (п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, гл. 33 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1. Административное исковое заявление прокурора Велижского района Смоленской области к Администрации муниципального образования Беляевское сельское поселение Велижского района Смоленской области об организации скашивания травы на обочинах улицы Набережная, от дома № 13 до дома № 15, д. Беляево Велижского района Смоленской области, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Беляевское сельское поселение Велижского района Смоленской области в организации скашивания травы на обочинах улицы Набережная, от дома № 13 до дома № 15, д. Беляево Велижского района Смоленской области, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
3. Обязать Администрацию муниципального образования Беляевское сельское поселение Велижского района Смоленской области организовать скашивание травы на обочинах улицы Набережная, от дома № 13 до дома № 15, д. Беляево Велижского района Смоленской области, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
4. Обязать Администрацию муниципального образования Беляевское сельское поселение Велижского района Смоленской области сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня исполнения в Велижский районный суд и прокурору Велижского района.
Решение может быть обжаловано, а прокурором подано представление в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение 15 дней со дня получения копии решения суда.
Председательствующий: подпись