УИД 34RS0002-01-2019-006220-28 Административное дело № 2а-104/2020
Судья Серухина А.В. Дело № 33а-4564/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 28 мая 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Тертышной В.В., Курниковой А.В.
при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ульянова А.В. к Управлению МВД России по городу Волгограду, начальнику Управления МВД России по городу Волгограду Гищенко П.И., Главному управлению МВД России по Волгоградской области, Луневу Д.О., Фомину Н.Н., Гапоненко И.Г. о признании действий должностных лиц незаконными, возложении обязанности принести извинения, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе административного истца Ульянова А.В.
на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 20 января 2020 г., которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Ульянова А.В. к Управлению МВД России по городу Волгограду, начальнику Управления МВД России по городу Волгограду Гищенко П.И., Главному управлению МВД России по Волгоградской области, Луневу Д.О., Фомину Н.Н., Гапоненко И.Г. о признании действий должностных лиц незаконными, возложении обязанности принести извинения, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Гражданско-правовые требования Ульянова А.В. в части взыскания компенсации морального вреда, выделить в отдельное производство для принятия решения в порядке ГПК РФ.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ульянов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование требований указал то, что ДД.ММ.ГГГГ г. при осуществлении прохода на территорию проведения публичного массового мероприятия «6-ой этап чемпионата России по силовому экстриму «Сталинградская битва», по адресу: нижняя терраса Набережной 62-ой Армии в городе Волгограде, был остановлен нарядом полиции, осуществляющим пропускной режим, с целью проверки находящихся при нем вещей. В ходе осуществления досмотра у него при себе находился чемодан с квадрокоптером марки «<.......>». Сотрудники полиции, осуществляющие пропускной режим, предложили Ульянову А.В. проследовать к месту проведения 6-ого этапа чемпионата России по силовому экстриму «Сталинградская битва» без квадрокоптера или удалиться от места проведения публичного мероприятия. Истец пояснил, что квадрокоптер он не собирается запускать, не имеет возможности оставить его в машине, так как его могут украсть. На просьбу истца предоставить приказ, документы, распоряжение, которые ограничивают перенос квадрокоптера на праздник, ему было отказано. На предложение истца оставить квадрокоптер на хранение, а затем на обратном пути его забрать, ему было отказано, при этом сотрудники сообщили, чтобы он нес в машину квадрокоптер, смеясь над его весом, сказав, что истцу полезно гулять, тем самым унижая его человеческое достоинство и препятствуя его свободному перемещению на территории Российской Федерации. Считает, что начальник Управления МВД России по городу Волгограду Гищенко П.И. отдавал приказы сотрудникам, чтобы истца ограничили в передвижении, тем самым грубо нарушая его конституционные права и действующее законодательство Российской Федерации.
С учетом уточненных требований просил признать незаконными действия начальника Управления МВД России по г. Волгограду Гищенко П.И., сотрудников Управления МВД России по г. Волгограду Лунева Д.О., Фомина Н.Н., Гапоненко И.Г.. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу административного истца компенсацию морального вреда в размере <.......> рублей. Обязать сотрудников Управления МВД России по г. Волгограду Лунева Д.О., Фомина Н.Н., Гапоненко И.Г. принести извинения по месту жительства Ульянова А.В. не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Признать незаконными действия Управления МВД по г. Волгограду по установлению ограничений по периметру проведения культурно-массового мероприятия 31 августа 2019 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец Ульянов А.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда. Просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об удовлетворении требований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ГУ МВД России по Волгоградской области и Управление МВД России по городу Волгограду указывают на законность принятого судом решения. Просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца без удовлетворения,
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав административного истца Ульянова А.В., его представителя Панферову О.И., поддержавших доводы жалобы, представителей административных ответчиков Управления МВД России по городу Волгограду Докимук Т.С., ГУ МВД России по Волгоградской области Гончарова Н.А., административных ответчиков Лунева Д.О., Фомина Н.Н., Гапоненко И.Г., считавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Полномочия сотрудников полиции регламентированы в Федеральном законе от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции».
Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 5 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (ч. 2 ст. 6 указанного Закона).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», полиция обязана в том числе обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места.
Решением Волгоградской городской думы от 15.09.2010 № 36/1120 утвержден Порядок организации и проведения массовых культурно-зрелищных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на территории Волгограда.
Согласно п.1.3.1 указанного решения, массовое мероприятие – это требующее согласования с уполномоченным органом разовое массовое концертное, развлекательное, культурно-зрелищное, физкультурно-оздоровительное или спортивное мероприятие, проводимое в местах общего пользования- парках, на площадях, улицах, расположенных на территории Волгограда.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Волгограда от 10.07.2019 № 777 «О подготовке и проведении праздника «День города» утверждена программа мероприятий, посвященных празднованию «День города», согласно которой комитетом по физической культуре и спорту, комитетом по культуре администрации Волгограда организован 6-ой этап чемпионата России по силовому экстриму «Сталинградская битва», 31.08.2019 в период времени с 18-00 часов до 21-00 часов на нижней террасе набережной 62-ой Армии.
Согласно п. 2.2. указанного постановления, вопросы обеспечения общественной без опасности и антитеррористической защищенности граждан при проведении общегородских мероприятий, отнесены к Управлению по координации массовых мероприятий и взаимодействию с правоохранительными органами аппарата главы Волгограда при взаимодействии с правоохранительными органами и другими силовыми структурами.
Постановлением администрации Волгограда от 22.08.2018 № 1171 «Об утверждении перечня мест массового пребывания людей, расположенных на территории Волгограда», в п.1 Перечня включен адрес - набережная 62-й Армии (Центральный район г. Волгограда), то есть то место, где происходили праздничные мероприятия.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» в отношении места проведения 6-ого этапа чемпионата России по силовому экстриму «Сталинградская битва», на нижней террасе набережной 62-ой Армии, реализован комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, включающий в себя оборудование инженерно-техническими средствами, ограждение территории специальными ограждениями, организации пунктов личного осмотра граждан и находящихся при них вещей.
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № № <...> дсп «О совершенствовании организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка на улицах и иных общественных местах» предусмотрено планирование мер по осуществлению обеспечения безопасности, и расстановка, задействованных сил и средств при обеспечении правопорядка на улицах и иных общественных местах, в том числе при проведении массовых мероприятий.
Согласно «Расстановке сил и средств, задействованных на ООП и БДД на прилегающей территории к набережной им. 62-й Армии с 16-00 часов до 24-00 часов 31.08.2019», утвержденной начальником Управления МВД России по городу Волгограду ДД.ММ.ГГГГ, создан контрольно-пропускной пункт № № <...> (пересечение ул. <.......>), куда дислоцированы сотрудники Управления МВД России по городу Волгограду, среди которых Фомин, Лунев, А.В. Т., Н. П., Б., Б.1, Я., К.. Старший за досмотр в указанной дислокации Гапоненко.
Согласно «Плану обеспечения безопасности граждан и общественного порядка в период празднования «Дня города 31.08.2019 и 01.09.2019», утвержденного начальником Управления МВД России по городу Волгограду ДД.ММ.ГГГГ, созданы функциональные группы, в том числе группа досмотра, которой определены задачи, указанные в приложении к настоящему письму.
Согласно «Расстановке сил и средств, задействованных на ООП и БДД на прилегающей территории к набережной им 62-й Армии с 15-00 часов до 24-00 часов 31.08.2019», утвержденной начальником Управления МВД России по городу Волгограду ДД.ММ.ГГГГ, с целью осуществления досмотра граждан создана функциональная группа, контрольно-пропускной пункт № № <...> с дислокацией – пересечение <.......> для несения службы в указанном адресе назначены сотрудники Управления МВД России по городу Волгограду, среди которых сотрудники с номерами «общего нагрудного знака сотрудник полиции» № <...>, № <...>, № <...>.
Согласно «Плану обеспечения безопасности граждан и общественного порядка в период празднования «Дня города 31.08.2019 и 01.09.2019», утвержденному начальником Управления МВД России по городу Волгограду ДД.ММ.ГГГГ, функциональным группам, в том числе группе контрольно-пропускного пункта № № <...>, определены задачи: осуществление личного осмотра граждан, находящихся при них вещей, недопущение лиц, находящихся в состоянии опьянения, проноса предметов изъятых из гражданского оборота, алкогольной продукции, колющих и режущих предметов, флагов, баннеров и плакатов экстремистского содержания, иных запрещенных к проносу веществ и предметов, а также квадрокоптеров для проведения панорамной съемки (п.6 Плана).
ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении прохода на территорию проведения публичного массового мероприятия «6-ой этап чемпионата России по силовому экстриму «Сталинградская битва», по адресу: нижняя терраса Набережной 62-ой Армии в городе Волгограде, Ульянов А.В. был остановлен нарядом полиции, осуществляющим пропускной режим, с целью проверки находящихся при нем вещей. В ходе осуществления досмотра у него при себе находился чемодан с квадрокоптером макрки «<.......>». Сотрудники полиции, осуществляющие пропускной режим, предложили Ульянову А.В. проследовать к месту проведения 6-ого этапа чемпионата России по силовому экстриму «Сталинградская битва» без квадрокоптера, или удалиться от места проведения публичного мероприятия.
Квадрокоптер- это беспилотный летательный аппарат с четырьмя пропеллерами, который обычно управляется пультом дистанционного управления с земли. Как правило на нем устанавливается мини –камера, позволяющая вести в полёте фото-и видеосъемку.
Квадрокоптеры при ввозе в Российскую Федерацию могут подпадать под действие пункта 2.1.1 раздела 5 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. N 1661 (далее - Список).
В случае если квадрокоптеры, указанные в обращении, продаются в местах розничной продажи, на них распространяется примечание к указанному пункту Списка, которое выводит из-под контроля квадрокоптеры, доступные для приобретения населением без ограничений в местах розничной продажи (при ввозе на территорию Российской Федерации). Исключение составляют квадрокоптеры с дополнительным бортовым оборудованием, включенным в контрольные позиции Списка.
Производитель квадрокоптера марки «<.......>» предупреждает, что данная модель представляет повышенную опасность, предостерегает от использования в местах большим скоплением людей, а также производитель обращает внимание на то, что лопасти пропеллера устройства имеют острые края.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о правомерности действий сотрудников УМВД России по г. Волгограду о недопущении административного истца на мероприятие с квадрокоптером, поскольку принадлежащий административному ответчику квадрокоптер является беспилотным летательным аппаратом, который в качестве дополнительной функции имеет возможность осуществлять видеосъемку или фотографирование объектов с высоты, использование которого в воздушном пространстве осуществляется на основании выданного разрешения и плана полетов с установлением временного и местного режима, а также кратковременных ограничений воздушного пространства.
Исходя из ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Принимая во внимание приведенные нормы права и обстоятельства дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда. Административным истцом не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями административных ответчиков.
«План обеспечения безопасности граждан и общественного порядка в период празднования «Дня города 31.08.2019 и 01.09.2019», утвержденный начальником Управления МВД России по городу Волгограду, также запрещающий пронос квадрокоптера при проведении массовых мероприятий, согласуется с общей позицией Федерального значения, направленной на обеспечение безопасности при проведении официальных массовых мероприятий, а обеспечение контрольно –пропускных пунктов и установление ограждения отвечает антитеррористической защищенности граждан. Решение об установке ограждения принималось администрацией Волгограда при взаимодействии с правоохранительными органами, на основании Постановления администрации Волгограда от 24 июля 2018 года № 967 «Об утверждении положений об управлении по координации массовых мероприятий и взаимодействию с правоохранительными органами аппарата главы Волгограда и его отделах», а также на основании протокола антитеррористической комиссии.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий сотрудников УМВД России по г. Волгограду, начальника УМВД России по г. Волгограду и возложении на них обязанности принести административному истцу извинения за допущенные нарушения закона, действий УМВД России по г. Волгограду по установлению ограждений по периметру проведения культурно-массового мероприятия 31.08.2019.
Довод жалобы о том, что квадракоптер не отнесен действующим законодательством к запрещенным предметам, опасным либо потенциально опасным предметам, основанием к отмене решения не является по следующим основаниям. Согласно ч. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ, беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот). Квадрокоптер - это беспилотный летательный аппарат с четырьмя пропеллерами, который обычно управляется пультом дистанционного управления с земли. Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», по смыслу ст. 1079 ГК РФ источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.
Довод жалобы о том, что документы служебного пользования не могли быть применены судом первой инстанции, не может быть принят во внимание, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, сводятся в ошибочному толкованию норм материального закона и выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 20 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Ульянова А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи