РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2016 г. г.Белев Тульской области
Белевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Брылевой Н.А.
при ведении протокола секретарем Коневой Н.Н.,
с участием представителя истца адвоката Победоносцева Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-52/2016 по иску Косарецкого С.В. к ООО СК «ВТБ Страхование» о взыскании страховой суммы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах МВД,
установил:
Косарецкий С.В. обратился в суд с иском к ООО СК «ВТБ Страхование» о взыскании страховой суммы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах МВД, указав при этом, что он проходил службу в <данные изъяты> УМВД России в Тульской области. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с он уволен со службы. ДД.ММ.ГГГГ ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности. Согласно заключению военно-врачебной комиссии ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области» №1080 от 28 августа 2015 года заболевание им получено в период военной службы. 22 октября 2015 года ему повторно установлена инвалидность 3 группы, с указанием «Заболевание получено в период военной службы». На основании Федерального закона РФ от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» он обратился в ООО СК «ВТБ «Страхование» о выплате ему страхового возмещения, поскольку заболевание получено им в период военной службы, однако, получил отказ. Ответчик считает, что инвалидность ему установлена по истечении года после увольнения со службы.
Просит взыскать с ООО СК «ВТБ Страхование» страховое возмещение в размере 500 000 рублей.
Истец Косарецкий С.В. в судебном заседании участия не принимал.
Представитель истца адвокат Победоносцев Д.М. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ООО СК «ВТБ Страхование» в судебном заседании участия не принимал. В предварительном судебном заседании представитель ответчика Давыдова К.Г. требования иска не признала по тому основанию, что установление третьей группы инвалидности истцу в связи с получением им заболевания в период военной службы установлено по истечении года с момента его увольнения со службы, первоначально истцу была установлена причина инвалидности как общее заболевание.
Представитель третьего лица ФКУ «ГБ МСЭ по Тульской области» в судебном заседании участия не принимал. В предварительном судебном заседании представитель третьего лица Ларичева Г.Б. пояснила, что в отношении истца первично проведена медико-социальная экспертиза, по результатам которой 12 августа 2015 года вынесено решение о признании истца инвалидом <данные изъяты> группы с причиной - общее заболевание сроком на 1 год. 22 октября 2015 года на основании заключения ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Тульской области» от 28 августа 2015 года в отношении истца повторно проведена медико-социальная экспертиза, по результатам которой вынесено решение о признании истца инвалидом <данные изъяты> группы с причиной - заболевание получено в период военной службы, бессрочно. Из заключения военно-врачебной комиссии следует, что установленные истцу военно-врачебной комиссией диагнозы заболеваний сердца аналогичны диагнозам, на основании которых первоначально была установлена группа инвалидности. Более того, основанием для установления военно-врачебной комиссией диагнозов послужили медицинские документы, которые предоставлялись истцом и в Бюро медико-социальной экспертизы.
Заслушав стороны, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Договор личного страхования является публичным договором (ст. 426 ГК РФ).
В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы. Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным.
Законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).
Пунктом 1 статьи 934 ГК РФ предусмотрено, что по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
В соответствии со ст. 936 ГК РФ обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком.
Обязательное страхование осуществляется за счет страхователя.
Объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом, а в случае, предусмотренном п. 3 ст. 935 настоящего Кодекса, законом или в установленном им порядке.
В силу п. 2 ст. 937 ГК РФ, если лицо, на которое возложена обязанность страхования, не осуществило его или заключило договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными законом, оно при наступлении страхового случая несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должно было быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании.
Как установлено ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.
Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
Обязательное государственное страхование оплачивается страховщиком в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" жизнь и здоровье военнослужащихи приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, военных сборов по день окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов. При наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 4 упомянутого Федерального закона, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования, в числе прочего, является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Страховая сумма в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов инвалиду III группы составляет 500000 рублей (абзац 3 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ договор обязательного государственного страхования заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - застрахованного лица (выгодоприобретателя). Договор страхования заключается в письменной форме на один календарный год. Порядок пролонгации действия указанного договора оговаривается при его заключении. Договор страхования включает соглашение о застрахованных лицах, размерах страховых сумм, сроке действия договора, размере, сроке и порядке уплаты страховой премии (страхового взноса), правах, об обязанностях и ответственности страхователя и страховщика, перечень страховых случаев и способы перечисления (выплаты) страховых сумм застрахованному лицу (выгодоприобретателю). Правоотношения между страхователем и страховщиком возникают после заключения договора страхования.
Как установлено судом Косарецкий С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в органах внутренних дел УМВД России по Тульской области (л.д.8-10).
05 марта 2013 года между Министерством внутренних дел Российской Федерации и обществом с ограниченной ответственностью Страховая компания «ВТБ «Страхование» заключен Государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (л.д.33-42).
Предметом настоящего Контракта является страхование в 2013-2015 годах жизни здоровья военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, начиная с 1 января 2013 года (пункт 1.1. контракта).
Объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье застрахованных лиц (пункт 2.1 контракта).
В соответствии с пунктом 3.1.2 контракта, страховым случаем по настоящему контракту при осуществлении обязательного государственного страхования является, в том числе, установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы.
12 августа 2015 года Косарецкому С.В. установлена третья группа инвалидности, причина – общее заболевание (л.д.11)
22 октября 2015 года Косарецкому С.В. установлена третья группа инвалидности с указанием причины – заболевание получено в период военной службы (л.д. 12).
30 сентября 2015 года Управлением МВД России по Тульской области в адрес ООО СК «ВТБ Страхование» направлены необходимые документы на выплату Косарецкому С.В. страховой суммы в связи с установлением ему в 2015 году третьей группы инвалидности (л.д.44)
18 ноября 2015 года ООО СК «ВТБ Страхование» отказало Косарецкому С.В. в выплате страхового возмещения, поскольку представленными документами страховой случай не подтверждается, при установлении инвалидности впервые причина – общее заболевание. Повторно инвалидность установлена по истечении 1 года после увольнения со службы (л.д.43).
Как установлено судом, в течение года после увольнения с военной службы истцу была установлена 12 августа 2015 года инвалидность третьей группы вследствие имеющегося у него заболевания сердца.
В период прохождения медицинского освидетельствования истец не предоставил заключение военно-врачебной комиссии, в компетенцию которой входит установление причинной связи между имеющимися заболеваниями и прохождением военной службы, поэтому Бюро медико-социальной экспертизы - филиал установил истцу причину инвалидности как "общее заболевание", что им не оспаривается в письменном отзыве. Вместе с тем, после обращения в военно-врачебную комиссию установлено, что имеющиеся у истца заболевания получены им в период прохождения военной службы. Таким образом, суд приходит к выводу, что имеющиеся у истца заболевания, послужившие основанием для установления ему третьей группы инвалидности, получены им в период прохождения военной службы.
Как указывалось выше, причинно-следственную связь между имеющимися у истца заболеваниями, послужившими основанием для установления ему третьей группы инвалидности, и прохождением истцом военной службы установила в своем заключении военно-врачебная комиссия от 28 августа 2015 года. Данное заключение военно-врачебной комиссии фактически уточнило причину инвалидности третьей группы, ранее установленную истцу Бюро медико-социальной экспертизы. На момент выдачи заключения военно-врачебной комиссией у истца имелась третья группа инвалидности, срок ее действия не истек (установлена 12 августа 2015 года). Выводы военно-врачебной комиссии основаны на тех же медицинских документах, которые послужили основанием для установления истцу третьей группы инвалидности. Диагнозы, установленные военно-врачебной комиссией, аналогичны диагнозам, послужившим установлению истцу третьей группы инвалидности в ходе его освидетельствования в филиале N 65 Главного Бюро МСЭ по г. Москве в период прохождения освидетельствования.
Таким образом, поскольку в течение одного года после увольнения с военной службы истцу установлено ограничение жизнедеятельности - третья группа инвалидности, являющаяся следствием заболевания, полученного им в период прохождения военной службы, что подтверждено заключением военно-врачебной комиссии, суд делает вывод о наступлении страхового случая 12 августа 2015 года, то есть до истечения одного года с момента увольнения истца со службы. Действительно, заключение военно-врачебной комиссии было принято 28 августа 2015 года, то есть по истечении одного года после увольнения истца с военной службы. Однако данное заключение военно-врачебной комиссии лишь уточнило причину уже установленного заболевания и имеющейся у истца инвалидности третьей группы.
Отказ истца от прохождения военной врачебной комиссии при увольнении со службы, не препятствует истцу в дальнейшем пройти данное освидетельствование, и не является основанием для отказа в выплате страхового возмещения. Действующее законодательство Российской Федерации таких ограничений прав застрахованных граждан не предусматривает.
Как указывалось выше, истец обратился к страховщику с заявлением о выплате страхового случая в пределах общего срока исковой давности и предоставил все необходимые документы, подтверждающие наступление страхового случая, поэтому суд приходит к выводу о наступлении страхового случая и возникновении у ответчика обязанности по выплате страхового возмещения в размере 500000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Косарецкого С.В. к ООО СК «ВТБ Страхование» удовлетворить.
взыскать с ООО СК «ВТБ Страхование» в пользу Косарецкого С.В. страховое возмещение в размере 500000 (пятьсот тысяч) рублей.
Взыскать с ООО СК «ВТБ Страхование» в доход бюджета муниципального образования Белевский район Тульской области государственную пошлину в размере 8200 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Белёвский районный суд.
Председательствующий Н.А. Брылева
Решение в окончательной форме изготовлено 25 марта 2016 года