Решение по делу № 2-1498/2022 от 28.03.2022

Дело № 2-1498/2022

44RS0002-01-2022-001371-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2022 года                             г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Балаевой Н.С.,

с участием представителя истца Подопригоры Д.А., ответчика Кузнецовой Е.В., помощника прокурора г. Костромы Тимошенко М.В., при секретаре Поповой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы к Кузнецовой Е. В., Большакову А. И. об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права собственности на жилое помещение с выплатой денежной компенсации, выселении и по встречному иску Кузнецовой Е. В. к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

установил:

муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы обратилось в суд с исковым заявлением к Кузнецовой Е.В., Большакову А.И., указывая, что заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы города Костромы от dd/mm/yy , о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от dd/mm/yy , многоквартирный дом по адресу: ..., литер А, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации города Костромы от dd/mm/yy года «О дальнейшем использовании многоквартирного ... (литер А) по ...» признан необходимым снос многоквартирного ... (литер А) по ..., срок отселения жителей из указанного дома установлен до dd/mm/yy. В целях реализации Программы Администрация ... dd/mm/yy приняла постановление «О внесении изменения в постановление Администрации ... от dd/mm/yy «О дальнейшем использовании многоквартирного ... (литер А) по ...», которым установлен срок принятия решения собственниками помещений в указанном многоквартирном доме о его сносе - до dd/mm/yy. В связи с признанием дома по адресу: ... (литер А), аварийным и подлежащим сносу, Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы в адрес собственников ... указанного многоквартирного дома - Большакова А.И., Кузнецовой Е.В. направлено письмо от dd/mm/yy с приложением постановления Администрации ... от dd/mm/yy «О внесении изменения в постановление Администрации города Костромы от dd/mm/yy «О дальнейшем использовании многоквартирного ... (литер А) по ...», которым установлен срок принятия решения собственниками помещений в указанном многоквартирном доме о его сносе - до dd/mm/yy. Поскольку указанными гражданами в установленный срок не принято решение о сносе указанного аварийного многоквартирного дома администрацией города Костромы принято постановление от dd/mm/yy «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером и жилых помещений, расположенных по адресу: Р. Ф., ..., городской округ ...». Копии постановления от dd/mm/yy направлены dd/mm/yy в адрес Кузнецовой Е.В. письмом Большакова А.И. письмом . Соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Р. Ф., ..., городской округ ..., и 18/105, 20/105 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение - ..., расположенную по адресу: ..., общей площадью 105,2 кв.м. Кузнецовой Е.В. и Большаковым А.И. не подписаны, в связи с чем истец обратился в суд.

В ходе рассмотрения дела, на основании соглашения об изъятии для муниципальных нужд от dd/mm/yy, права собственности на земельный участок расположенного по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ ... 20/105 долей в праве общей долевой собственности, принадлежащие Большакову А.И., на жилое помещение с кадастровым номером расположенное по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ ... были зарегистрированы за муниципальным образованием городской округ город Кострома, в связи с чем представитель истца уточнил исковые требования, поддержав их только к Кузнецовой Е.В..

Истец просит:

принудительно изъять для муниципальных нужд у Кузнецовой Е. В. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома 18/105 долей в праве обшей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером общей площадью 105.2 кв.м., назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ ..., путем выплаты возмещения в сумме 403 669 (четырехсот трех тысяч шестисот шестидесяти девяти) рублей 00 копеек, убытков, которые песет правообладатель в связи с переездом, в сумме 56 928 (пятидесяти шести тысяч девятисот двадцати восьми) рублей 00 копеек; принудительно изъять для муниципальных нужд у Кузнецовой Е. В. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 603 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома до трех этажей, под многоквартирным домом с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация. Костромская область, городской округ ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения, принадлежащего Кузнецовой Е. В., путем выплаты возмещения в сумме 320 723 (трехсот двадцати тысяч семисот двадцати трех)рублей 00 копеек; прекратить право общей долевой собственности Кузнецовой Е. В. на 18/105 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на 18/105 долей в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение; выселить ответчика Кузнецову Е.В. из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по указанному адресу; прекратить её право собственности на земельный участок пропорционально долям в праве общей долевой собственности на жилое помещение и признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок пропорционально долям в праве общей долевой собственности на жилое.

Кузнецова Е.В. обратилась со встречным исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации горда Костромы, в котором просит предоставить в собственность другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам. Требование мотивировано тем, что цена, указанная в отчете об оценке рыночное стоимости объекта, является несоразмерной причиненной собственнику убыткам. Так, стоимость схожего жилого помещения по метражу и району составляет более 1 500 000 рублей. Ответчик/истец по встречному иску Кузнецова Е.В. является пенсионером и не имеет возможности самостоятельно приобрести иное жилое помещение замен изымаемого.

Встречные исковые требования приняты к производству суда для совместного рассмотрения с первоначальным иском администрации г. Костромы.

В судебном заседании представитель истца Подопригора Д.А. поддержал уточненные исковые требования к Кузнецовой Е.В., с её встречным исковым заявлением не согласился.

Ответчик Кузнецова Е.В. просила удовлетворить встречные исковые требования, а в удовлетворении требований истцу муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы отказать.

Ответчик Большаков А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен смс-извещением.

Третьи лица УМВД России по Костромской области, Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы, Управление Росреестра по Костромской области не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приняв во внимание заключение прокурора, согласно которому в удовлетворении исковых требований администрации г. Костромы необходимо отказать, а встречные исковые требования – удовлетворить, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что многоквартирный дом по адресу: ..., 1917 года постройки, является одноэтажным, одноподъездным, 4-квартинным, стены - бревенчатые, обшитые тесом под железной кровлей, оборудован центральным отоплением, сетевым газоснабжением (газовыми плитами), холодным водоснабжением, центральной канализацией.

Квартира 5 в доме по адресу: ..., является коммунальной и находится в общей долевой собственности муниципального образования городской округ город Кострома (18/105 доли в праве). В данном жилом помещении в качестве собственника зарегистрирована исключительно Кузнецова Е.В..

Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН и справкой МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан».

Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы города Костромы от dd/mm/yy , о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от dd/mm/yy года. Многоквартирный дом по адресу: ..., литер А, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации города Костромы от dd/mm/yy года «О дальнейшем использовании многоквартирного ... (литер А) по ...» признан необходимым снос многоквартирного ... (литер А) по ..., срок отселения жителей из указанного дома установлен до dd/mm/yy.

В целях реализации Программы Администрация ... dd/mm/yy приняла постановление «О внесении изменения в постановление Администрации города Костромы от dd/mm/yy «О дальнейшем использовании многоквартирного ... (литер А) по ...», которым установлен срок принятия решения собственниками помещений в указанном многоквартирном доме о его сносе - до dd/mm/yy.

Поскольку собственниками в установленный срок не принято решение о сносе аварийного многоквартирного ... (литер А) по адресу: ..., Администрацией города Костромы принято постановление от dd/mm/yy «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером и жилых помещений, расположенных по адресу: Р. Ф., ..., городской округ ...», согласно которому Администрация города Костромы постановила изъять, в частности для муниципальных нужд: земельный участок из земель населенных пунктов площадью 603 кв.м, с кадастровым номером под многоквартирным домом по адресу: Р. Ф., ..., пропорционально размеру общей площади, в том числе, ... указанного дом; находящиеся в частной собственности 18/105 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение - ....

На основании постановления Администрации города Костромы от dd/mm/yy «О внесении изменения в пункт 2 постановления Администрации города Костромы от dd/mm/yy «О дальнейшем использовании многоквартирного ... (литер А) по ...» срок отселения жителей из указанного дома установлен до dd/mm/yy.

Постановлением Администрации города Костромы от dd/mm/yy года «О внесении изменения в пункт 2 постановления Администрации города Костромы от dd/mm/yy «О дальнейшем использовании многоквартирного ... (литер Л) по ...» установленный ранее срок отселения жителей из многоквартирного жилого дома по адресу: ... (литер А) продлен до dd/mm/yy.

В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 01.04.2019 года № 115-а «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019 - 2025 годы», постановлением Администрации города Костромы от 04.07.2019 года № 1131 утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома» (далее - Программа), в соответствии с которой жилой дом по адресу: ... (литер А), включен в перечень многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Паспортом Программы предусмотрено, что целями и задачами этой Программы являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; предоставление собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, возмещения за изымаемые жилые помещения.

Срок реализации Программы: 2020 - 2024 годы.

dd/mm/yy Кузнецовой Е.В. вручено письмо от dd/mm/yy годаисх- 712/21-2 с проектом соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Р. Ф., Костромская область, городской округ ..., и 18/105 долей в праве обшей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ .... Согласно пункту 1.1 соглашения, Администрация города Костромы изымает для муниципальных нужд у Кузнецовой Е.В.:     земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 603 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома до трех этажей, под многоквартирным домом с кадастровым номером , расположенный по адресу: Р. Ф., ..., городской округ ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения, принадлежащего Кузнецовой Е.В.; 18/105 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 105,2 кв.м., назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ .... Пунктом 1.2 соглашения установлен размер возмещения за изымаемые объекты, определенный на основании отчета об оценке . составленного dd/mm/yy частнопрактикующим оценщиком Скворцовым А. И., который составляет 781 320 рублей, в том числе: за земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения - 320 723 рубля, за 18/105 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером общей площадью 105,2 кв.м., назначение: жилое, расположенное по адресу: ... - 403 669 рублей, за убытки, которые несет правообладатель в связи с переездом - 56 928 рублей.

От подписания данного соглашения Кузнецова Е.В. отказалась, настаивая на том, что взамен изымаемого жилого помещения ей должно быть предоставлено другое жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 названного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1).

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части; 3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы; обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств; 5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году (ч. 2).

Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи (ч. 2.2).

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (ч. 3).

Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: 1) приобретение жилых помещений; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений; 4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки; 5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части; 6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан (ч. 6).

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 8.1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Указанная правовая позиция изложена в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.

При этом согласно тому же Обзору судебной практики требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом установленных обстоятельств применительно к приведенным выше правовым нормам и разъяснениям по их применению, суд приходит к выводу о том, что поскольку жилой дом, в котором находятся принадлежащее ответчику жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ответчиком Кузнецовой Е.В. избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, то заявленные требования администрации г. Костромы являются незаконными, а встречные исковые требования подлежат удовлетворению.

Из ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» следует, что на федеральном уровне выделяются денежные средства на приобретение иных жилых помещений, в том числе и для собственников признанных в установленном законом порядке аварийными жилых помещений, что подтверждается и положениями региональной адресной программы и муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области.

При таких обстоятельствах, на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы подлежит возложению обязанность предоставить Кузнецовой Е.В. в собственность благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

При этом суд с учетом процесса предоставления жилых помещений органом местного самоуправления, необходимости соблюдения прав и законных интересов иных лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не считает возможным указывать в решении срок исполнения возложенной на муниципальное образование указанной обязанности.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы к Кузнецовой Е. В. об изъятии жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права собственности на жилые помещения с выплатой денежной компенсации, выселении отказать.

Встречные исковые требования Кузнецовой Е. В. к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы удовлетворить.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы предоставить Кузнецовой Е. В. в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в черте города Костромы, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                 Н.С. Балаева

Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2022 года.

2-1498/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор города Костромы
Муниципальное образование городской округ гор. Кострома в лице Администрации г. Костромы
Ответчики
Кузнецова Елена Владимировна
Большаков Андрей Игоревич
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы
УМВД России по Костромской области
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Судья
Балаева Н.С.
Дело на сайте суда
leninsky.kst.sudrf.ru
28.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2022Передача материалов судье
28.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2022Подготовка дела (собеседование)
25.05.2022Подготовка дела (собеседование)
25.05.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.07.2022Предварительное судебное заседание
16.08.2022Судебное заседание
23.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее