Дело №2а-1-707/2021
УИД 73RS0012-02-2020-000426-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2021 год г. Димитровград
Ульяновская область
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Гуляева С.А.,
при секретаре Заббаровой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области к Сорокиной С.Н. о взыскании задолженности по налогу и пени, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИНФС России № 7 по Ульяновской области в лице его представителя начальника инспекции Толстошеева А.А. (далее - межрайонная ИФНС № 7) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сорокиной С.Н. о взыскании задолженности по налогу и пени, в обоснование указав, что на налоговом учёте в межрайонной ИФНС № 7 состоит в качестве налогоплательщика Сорокина С.Н. (ИНН ***), которая в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязана уплачивать законно установленные налоги.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДФЛ за **.**.**** год установлено занижение налогооблагаемой базы в сумме 1 809 114,73 руб., что повлекло занижение налога на доходы физических лиц, подлежащей к уплате в бюджет, в размере 235 185 руб. = (1 809 114,73 * 13%) в результате чего совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
**.**.**** инспекцией, с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, принято решение №***, согласно которому Сорокина С.Н. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы за 2018 год в виде штрафа в размере 23 518,50 рублей. (235185*20%)/2.
Согласно п. 4 ст. 228 НК РФ Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть срок уплаты исчисленного налога не позднее **.**.****. Сумма, исчисленная к уплатеадминистративным ответчиком в установленный срок, не уплачена.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
За неуплату исчисленных сумм налога по НДФЛ соответствие со статьей 75 НК РФ были начислены пени. Налоговым органом в отношении Сорокиной С.Н. выставлено требование от **.**.**** №*** об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у нее задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени, штрафа. До настоящего времени указанная сумма, в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, в бюджет не поступала.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица можетбыть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В связи с отменой **.**.**** судебного приказа по делу №***а-119/2020 от **.**.**** в соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование предъявлено в порядке административного искового производства.
Просит взыскать с Сорокиной С.Н., ИНН ***, задолженность по уплате: налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового Кодекса Российской Федерации в сумме 235 185 рублей с перечислением по соответствующим реквизитам.
Представитель административного истца межрайонной ИНФС №***, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, от данного лица имеется ходатайство о рассмотрении дела без его участия, административные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Сорокина С.Н. в судебное заседание не явилась, телефонным сообщением просила рассмотреть данное дело в ее отсутствие с участием ее представителя Синева П.Д.
Представитель административного ответчика Синев П.Д. в судебном заседании не присутствовал, представленным суду заявлением просил рассмотреть данное дело в его отсутствие, указав, что ответчик признает исковые требования частично: ИНДФЛ на сумму 27 114,88 руб. исходя из расчета кадастровой стоимости ((1 153 680 х 0,7) - 599 000) х 0,13 = 27 114,88 руб. Сумму штрафа 27 114,88 х 0,2 + 5 422,97 руб. Всего признает исковые требования на сумму 32 537, 85 руб.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
В случае изменения кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (пункт 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
В случае изменения кадастровой стоимости на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (пункт 6 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации регламентированы вопросы налоговых ставок, в частности, определено, что они устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункты 1 и 3 статьи 396 НК РФ), о чем налогоплательщику направляет налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
Согласно статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно статей 402, 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки;пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п. 2 настоящей статьи.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на праве собственности в **.**.**** г.г. на основании договора купли-продажи от **.**.**** административному ответчику принадлежало здание гаража, назначение нежилое, А-2,Б-1 – этажный, общей площадью 420,2 кв.м., инв. №***, лит. А, Б., расположенное на землях Гослесфонда по адресу: ***, р.*** с кадастровым номером ***. Стоимость объекта составила 361 500 руб. Кадастровая стоимость объекта на период **.**.**** составила 3 440 878,18 руб.
На основании договора купли-продажи от **.**.**** вышеуказанное здание было продано Сорокиной С.Н. за 599 500 руб.
Так, пунктом 4 статьи 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
В соответствии с пунктами 4, 11 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации, Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от **.**.**** ***, приказом Федеральной налоговой службы от **.**.**** *** "Об утверждении формы, формата представления сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество исделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, а также порядка заполнения формы и признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от **.**.**** *** (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации **.**.****, регистрационный №***), а также Федеральным законом от **.**.**** № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливается следующий Порядок обмена сведениями в электронной форме о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой.
Управления Росреестра, Уполномоченные органы представляют сведения в соответствии с Форматом в Управления ФНС России в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), а также ежегодно до 15 февраля представляют указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими сторонами с учетом их технической готовности.
В соответствии с ч.1 ст. 245 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от **.**.**** № 135-ФЗ физические лица вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от **.**.**** № 135-ФЗ).
Из кадастровой выписки объекта усматривается, что его кадастровая стоимость на дату продажи составляла 3 440 878,18 руб.
Решением межрайонной ИФНС №*** от **.**.**** №*** Сорокина С.Н. была привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ и ей назначен штраф в размере 23 518,50 рублей. Штраф административным истцом был рассчитан исходя из размера налога на доходы физических лиц (235 185*20%/2).
Сорокиной С.Н. межрайонной ИНФС №*** было **.**.**** направлено требование №*** об уплате налога и пени в срок до **.**.****, полученное тем, согласно копиям списка №*** реестра отправлений заказных писем и отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (номер идентификатора Сорокиной С.Н. ***) Почты России. Как следовало из указанного требования, задолженность Сорокиной С.Н. составила в сумме 266 123,58 рублей, в том числе по налогам 235 185 рублей. Срок оплаты **.**.****.
Согласно ст. 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, которые в соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Размер пени рассчитан налоговым органом за период с **.**.**** по **.**.**** (64 дня) и составлял 4 029 рубля 50 копеек.
Административный ответчик с целью установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости обратился с иском в Ульяновский областной суд.
Решением Ульяновского областного суда от **.**.**** административное исковое заявление Сорокиной С.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на **.**.****, в размере 1 153 680 руб., которая подлежит применению до **.**.****. Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки объекта недвижимости считать **.**.****. Решение вступило в законную силу **.**.****.
Определением Мелекесского районного суда от **.**.**** решение суда от **.**.**** отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, учитывая решение Ульяновского областного суда от **.**.**** размер налога на здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, за **.**.**** год необходимо исчислять исходя из кадастровой стоимости спорного объекта, от есть - 1 153 680 руб.
Из представленных судебным приставом – исполнителем документов усматривается, что на основании исполнительного листа ФС №*** от **.**.****, выданного Мелекесским районным судом, **.**.**** возбуждено исполнительное производство №***-ИП о взыскании налога, пени, штрафа на сумму 262 733 руб., которое постановлением судебного пристава-исполнителя от **.**.**** прекращено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Таким образом, суд, исследовав и проанализировав все имеющиеся доказательства, приходит к выводу, что поскольку административным ответчиком требование административного истца об уплате налога и пени исполнено в полном объеме, в связи с чем, административный иск межрайонной ИНФС №*** к Сорокиной С.Н. о взыскании задолженности по налогу и пени удовлетворению не подлежит.
Исходя из ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст.109 КАС РФ. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. Поскольку в удовлетворении заявленных административных требований отказано, государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178, 111 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №7 по Ульяновской области к Сорокиной С.Н. о взыскании задолженности по налогу и пени, штрафа отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий С.А. Гуляев