56RS0032-01-2023-001705-51
№2-93/2024 (№2-1834/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 марта 2024 года г. Соль – Илецк
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области, в составе:
председательствующего судьи Бобылевой Л.А.,
при секретаре Заитовой С.Т.,
с участием представителя истца Простаковой Т.Е.,
представителя ответчика Нигматуллина Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области к индивидуальному предпринимателю Багировой М.Н. о прекращении противоправных действий продавца в отношении неопределенного круга потребителей,
установил:
Истец Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области в лице Центрального территориального отдела обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 24 апреля 2023 года в период с 15.00 часов до 15.30 часов, 11 июля 2023 в период с 10.00 часов до 10.30 часов в отношении индивидуального предпринимателя Багировой М.Н. проведены контрольные (надзорные) мероприятия, без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет («Честный знак»).
В ходе контрольных (надзорных) мероприятий выявлены неоднократные отклонения при реализации предпринимателем продукции, а именно продажа товара с незарегистрированным кодом идентификации.
Факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга лиц потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.
Истец считает, что ввиду наличия сведений о признаках нарушений ИП Багировой М.Н. обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации, а также ввиду продолжения нарушений после неоднократных предостережений в адрес ответчика, только решение суда позволит прекратить противоправные действия ответчика.
Просит суд обязать индивидуального предпринимателя Багирову М.Н. прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации, зафиксированных государственной информационной системой мониторинга товаров «Честный знак», а именно: реализацию товаров из категории «Предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное», не маркированных средствами идентификации.
В судебном заседании представитель истца Простакова Т.Е. исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что нарушения, являющиеся предметом настоящего судебного разбирательства, при реализации товаров ИП Багировой М.Н., имеют место быть и в настоящее время.
Представитель ответчика Нигматуллин Р.Р. исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Ответчик ИП Багирова М.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил о рассмотрении гражданского дела в отсутствие неявившегося ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела.
Изучив и исследовав материалы гражданского дела, заслушав объяснения явившихся участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Указом Президента России от 09 марта 2004 года №314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области – территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.
Согласно статье 40 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Полномочия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09 июля 2012 года №693.
В силу статьи 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий продавца в отношении неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статья 56 Федерального Закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» разделяет контрольные (надзорные) мероприятия, в рамках которых должны вестись государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль, на два основных вида - связанные с взаимодействием с контролируемым лицом и не связанные с таким взаимодействием.
К числу контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом, часть 3 настоящей статьи относит наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
Частью 2 статьи 57 Федерального Закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предусмотрено, что контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года №1956 «Об утверждении правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности» предусмотрено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот товаров легкой промышленности без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота товаров легкой промышленности, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 января 2021 года, за исключением случаев, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 2 настоящего постановления.
Согласно пункту 2 вышеуказанных Правил товары легкой промышленности, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе мониторинга.
Товары, сведения о которых не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (пункт 10 Правил №515).
На основании пункта 25 Правил №515 ответственность за полноту, достоверность и своевременность представляемых оператору сведений несут участники оборота товаров (пункт 25).
Из материалов гражданского дела следует, что на основании приказа Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 23 сентября 2022 года №367-о.д. «Об организации работы по контролю за соблюдением требований к маркировке отдельных видов товаров средствами идентификации» 24 апреля 2023 года в период с 15.00 часов до 15.30 часов, 11 июля 2023 в период с 10.00 часов до 10.30 часов в отношении ИП Багировой М.Н. проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru («Честный знак»).
Честный знак – национальная система маркировки и прослеживания товаров, подразумевающая прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж).
Согласно пункту 16 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года №1955 «Об обеспечении доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивается доступ к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, в целях обеспечения осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В ходе проведенного наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены неоднократные отклонения при реализации продавцом ИП Багировой М.Н. продукции категории «Предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное», а именно продажа товаров с незарегистрированным кодом у одного продавца ИП Багировой М.Н:
- 02 апреля 2023 года в 10.18 часов зарегистрировано отклонение, свидетельствующее о том, что участником оборота товаров ИП Багировой М.Н. выведены из оборота товары: «<данные изъяты> с кодом идентификации <данные изъяты> с кодом идентификации № не зарегистрированным в государственной информационной сети мониторинга товаров;
-02 апреля 2023 года в 13.27 часов зарегистрировано отклонение, свидетельствующее о том, что участником оборота товаров ИП Багировой М.Н. выведен из оборота товар <данные изъяты> не зарегистрированным в государственной информационной сети мониторинга товаров;
-19 июня 2023 года в 08.37 часов зарегистрировано отклонение, свидетельствующее о том, что участником оборота товаров ИП Багировой М.Н. выведен из оборота товар <данные изъяты> с кодом идентификации <данные изъяты>, не зарегистрированным в государственной информационной сети мониторинга товаров;-19 июня 2023 года в 11.39 часов зарегистрировано отклонение, свидетельствующее о том, что участником оборота товаров ИП Багировой М.Н. выведен из оборота товар <данные изъяты> с кодом идентификации <данные изъяты> не зарегистрированным в государственной информационной системе мониторинга товаров. Согласно информации в государственной информационной системе мониторинга <данные изъяты> в отношении указанных товаров имеется статус «выведен из оборота». Как установлено в пункте 2 Правил №515 «Вывод товара из оборота» - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажи товара, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределами Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара. Согласно ответу <адрес> на запрос суда № от 15 декабря 2023 года по состоянию на 2 апреля 2023 года 10 часов 18 минут и 13 часов 37 минут; 19 июня 2023 года 8 часов 37 минут и 11 часов 39 минут массовых сбоев в работе информационной системы мониторинга не зафиксировано и система работала в штатном режиме. Обо всех плановых и технических работах оператор сообщает заранее путем информационной рассылки на электронные адреса участников оборота товаров, указанные ими при регистрации в информационной системе мониторинга. Информация о реализации маркированных средствами идентификации товаров легкой промышленности поступает в информационную систему мониторинга из уведомлений о выводе маркированного товара из оборота при продаже участником оборота товаров данной продукции путем ее реализации с использованием контрольно-кассовой техники. В информационной системе зафиксирован факт вывода из оборота ИП Багировой М.Н. маркированных средствами идентификации товаров легкой промышленности путем их розничной реализации с использованием контрольно-кассовой техники с указанием кодов идентификации, буквенно-числовые значения которых отличаются от эмитированных (выпущенных) оператором кодов идентификации на указанную продукцию. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии признаков нарушения обязательных требований в части достоверности представления в информационную систему мониторинга сведений о кодах маркировки, фактически нанесенных в виде средств идентификации на товары легкой промышленности, реализуемые ИП Багировой М.Н. В информационной системе мониторинга по товарам легкой промышленности, реализованным ИП Багировой М.Н. в розницу с использованием ККТ, зафиксировано отклонение по причине «Продажа товара с незарегистрированными кодами идентификации (КИ)». Таким образом, ИП Багировой М.Н. 02 апреля 2023 года в 10 часов 18 минут, 02 апреля 2023 года в 13 часов 27 минут, 19 июня 2023 года в 08 часов 37 минут и 19 июня 2023 года в 11 часов 39 минут реализованы товары, в отношении которых в систему маркировки внесены недостоверные сведения, что свидетельствует о продаже немаркированного товара и наличии признаков нарушения пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года №1956 «Об утверждении правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности». Выявленные нарушения зафиксированы в актах контрольных (надзорных) мероприятий 24 апреля 2023 года, 11 июля 2023 года. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона № 2300-1 за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.По правилам статьи 45 Федерального Закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» объявление предостережения является одним из видов профилактических мероприятий.В связи с выявленными нарушениями ИП Багировой М.Н. были объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 26 апреля 2013 года № и 12 июля 2023 года №. Вопреки доводам стороны ответчика акты контрольных (надзорных) мероприятий направлены в адрес ИП Багировой М.Н., что подтверждено представленными в материалы гражданского дела отчетами об отслеживании отправлений. Кроме того, из объяснения стороны истца следует и актом по результатам контрольного (надзорного) мероприятия от 05 сентября 2023 года подтверждено, что после проведенной проверки ИП Багировой М.Н. произведен вывод из оборота немаркированного средствами идентификации товара, а именно 23 августа 2023 года реализованы товары <данные изъяты> и <данные изъяты>», в отношении которых в систему маркировки внесены недостоверные сведения («Продажа товара с незарегистрированным кодом идентификации»), что свидетельствует о продаже немаркированного товара и наличии признаков нарушения пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года №1956 «Об утверждении правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности». Довод стороны ответчика об отсутствии нарушений ИП Багировой М.Н. при реализации товаров не может быть принят во внимание, поскольку не подтвержден, опровергается представленными стороной истца доказательствами. Довод стороны ответчика, что ответственность за нарушения должна быть возложена на поставщика товара, подлежит отклонению, исходя из следующего. В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области выявлены неоднократные отклонения при реализации ИП Багировой М.Н. товаров легкой промышленности и обувных товаров, маркированных средствами идентификации, содержащими коды идентификации, информация о которых отсутствует в информационной системе мониторинга. Согласно пункту 15 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года №1956, участники оборота товаров несут ответственность за достоверность представляемых в информационную систему мониторинга сведений с 01 апреля 2021 года. Согласно пункту 69 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации участники оборота товаров, осуществляющие продажу товаров с применением ККТ, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте товаров, если операция осуществляется между участниками оборота товаров, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, о выводе из оборота товаров или возврате в оборот товаров с неповрежденным средством идентификации с использованием ККТ, за исключением участников оборота товаров, которые вправе применять ККТ при осуществлении расчетов в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Пунктом 70 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации установлено, что участник оборота товаров, осуществляющий продажу товаров или возврат в оборот товаров с неповрежденным средством идентификации с применением ККТ, идентифицирует и распознает средство идентификации программными и (или) техническими средствами, сопряженными с установленной у него и зарегистрированной ККТ. Согласно пункту 71 вышеуказанных Правил при наличии договора с участником оборота товаров, осуществляющим расчеты за товары в соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», оператор фискальных данных по поручению такого участника оборота товаров осуществляет от его имени ежедневную передачу в режиме реального времени полученной от него информации оператору по каждой единице маркированных товаров в соответствии с протоколом обмена информацией между оператором фискальных данных и информационной системой мониторинга, включающей следующие обязательные сведения, в том числе сведения о коде и маркировке, коде идентификации товара, или коде маркировке комплекта, или коде идентификации комплекта, или коде маркировки набора, или коде идентификации набора в составе реквизита «код товара».В соответствии с пунктом 22 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2019 года №860, ответственность за полноту, достоверность и своевременность направляемых в информационную систему мониторинга сведений несут участники оборота обувных товаров, представляющие информацию. Согласно пункту 74 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации участники оборота обувных товаров, осуществляющие продажу обувных товаров с применением ККТ, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте обувных товаров, если операция осуществляется между участниками оборота обувных товаров, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, о выводе из оборота обувных товаров с использованием ККТ или о возврате в оборот обувных товаров с неповрежденным средством идентификации, за исключением участников оборота обувных товаров, которые вправе не применять ККТ при осуществлении расчетов в соответствии с законом. Пунктом 75 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации установлено, что участник оборота обувных товаров, осуществляющий продажу обувных товаров или возврат в оборот обувных товаров с неповрежденным средством идентификации с применением контрольно-кассовой техники, идентифицирует и распознает программными и (или) техническими средствами, сопряженными с установленной у него и зарегистрированной контрольно-кассовой техникой, средство идентификации обувных товаров.В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что в информационной системе мониторинга зафиксирован факт вывода из оборота ИП Багировой М.Н. маркированных средствами идентификации товаров легкой промышленности и обувных товаров путем их розничной реализации с использованием ККТ с указанием кодов идентификации, буквенно-числовые значения которых отличаются от эмитированных (выпушенных) оператором кодов идентификации на указанную продукцию. Пунктом 17 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 №1005, предусмотрено предоставление возражений. Таких возражений в отношении объявленных предостережений в адрес истца от ИП Багировой М.Н. не поступало, доказательств обратного не представлено. Принимая во внимание изложенное, а также то, что сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товара, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░ №) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░», ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░ 2024 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░