Решение от 21.08.2024 по делу № 33-2796/2024 от 09.07.2024

Судья Перелыгина И.В. Дело № 33-2796/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Кребеля М.В.,

судей: Небера Ю.А., Черных О.Г.,

при секретарях Серяковой М.А., Непомнящем А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-1583/2023 по иску Захарова Яна Сергеевича к администрации Советского района города Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности включить в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее /__/ кв.м.,

по апелляционной жалобе представителя третьего лица администрации Томской области Герман Елены Сергеевны на решение Советского районного суда г. Томска от 18 апреля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Небера Ю.А., пояснения представителя третьего лица Герман Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Захарова Я.С., просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия

установила:

Захаров Я.С. обратился в суд с иском к администрации Советского района Города Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности включить в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «/__/», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее /__/ кв.м..

В обоснование заявленных требований указано, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца – З. умерла /__/, отец – З. умер /__/. Приказом управления образования администрации г. Юрги опекуном Захарова Я.С. назначена его тетя Б. За истцом было закреплено жилое помещение по адресу: /__/, в отношении которого управлением образования администрации Чаинского района 19.06.2018 вынесено заключение о признании невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. До 2021 истец проживал в /__/, после чего переехал в /__/, где в настоящее время обучается в /__/. С декабря 2023 г. имеет постоянную регистрацию по адресу: /__/, фактически проживает в общежитии университета по адресу: /__/. В феврале 2024 года истец обратился в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Распоряжением администрации Советского района г. Томска от 05.03.2024 № 145 во включении в указанный список истцу было отказано, с чем истец не согласен.

В судебном заседании истец Захаров Я.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что до смерти матери в 2016 году проживал с нею в /__/, в 2016 году опека была оформлена на тетю Б., но так как он уже учился в колледже, то продолжал проживать в общежитии и учится в /__/, в 2020 году приехал в /__/ к опекунам, но проживал там непродолжительное время, уехал в /__/, подрабатывал и снял квартиру, в 2021 году поступил в /__/, в настоящее время обучается по специальности «/__/», ведет активную общественную и социальную жизнь, в 2022-2024 годах занимал должность председателя студенческого совета общежития №/__/, являлся организатором субботников и других общественных мероприятий. С ноября 2023 года проживает и официально зарегистрирован с декабря в квартире по адресу: /__/. Квартира предоставлена ему для постоянного проживания другом. До ноября 2023 года проживал, то в общежитии, то в данной квартире. Фактически в /__/ постоянно никогда не проживал, регистрация оформлена исключительно по месту проживания опекуна, возвращаться для проживания в /__/ не планирует, так как по его специальности там отсутствует работа, близкие отношения с опекунами не сложились.

Представитель администрации Города Томска Лукьяненок К.К. в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление (л.д. 121-122), в котором возражал против удовлетворения иска. Внеочередное предоставление жилого помещения Захарову Я.С. нарушит права иных детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку будут расходоваться средства для приобретения жилья детям, находящимся и ожидающим очереди. В случае удовлетворения требований представитель ответчика просил предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком на 2 года.

Представитель ответчика администрации Советского района г. Томска Беспамятнова Е.А. в судебное заседание не явилась, представила отзыв (л.д. 74-80), в котором просила в удовлетворении иска отказать. Причиной отказа Захарову Я.С. во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, явилось то, что истец уже включен в указанный список, который является единым на всей территории /__/. Смена места жительства в пределах одного субъекта не влечет возникновение у органа местного самоуправления новой обязанности по включению в Список. Полагает, что предоставление Захарову Я.С. жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «/__/» возможна в судебном порядке при подтверждении факта того, что к моменту достижения совершеннолетия истец постоянно проживал в /__/.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, представителей третьих лиц администрации Подгорнского сельского поселения Чаинского района, администрации Томской области в порядке ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Советского районного суда г. Томска от 18.04.2024 исковые требования Захарова Я.С. удовлетворены частично.

На муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска возложена обязанность предоставить Захарову Я.С. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда общей площадью не менее /__/ кв.м., отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на территории муниципального образования «/__/». В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица администрации Томской области Герман Е.С. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым Захарову Я.С. в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Находит неверным вывод суда об ограничении права Захарова Я.С. на получение жилого помещения на территории иного муниципального образования в случае смены территории постоянного проживания жительства в связи с включением его в Список в Подгорнском сельском поселении. Приводя в обоснование доводы о процедуре адресного предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов, за счет которых приобретается жилье для детей, включенных в Список, полагает, что возможность обеспечения жилым помещением Захарова Я.С. как лица из числа детей-сирот возможна только на территории муниципального района, в котором он включен в список.

Руководствуясь ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчиков администрации Города Томска, администрации Советского района г. Томска, представителя третьего лица администрации Подгорнского сельского поселения Чаинского района Томской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Захаров Я.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о рождении (повторное) Захаров Я.С. родился /__/, его матерью является З., отцом- З.

З. умер /__/, а мать З. умерла /__/ (л.д. 10,11).

Заключением Управления образования администрации Чаинского района от 19.06.2018 проживание Захарова Я.С. по адресу: /__/, признано невозможным (л.д.15).

Постановлением администрации Подгорнского сельского поселения от 16.09.2020 № 148 Захаров Я.С. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории /__/ (л.д. 13).

Согласно адресной справке ОВМ ОМВД России по Кировскому району г. Томска от 09.02.2024 № 700-00110В240000385 Захаров Я.С., /__/ года рождения, зарегистрирован по месту жительства с 27.12.2023 по адресу: /__/, зарегистрирован по месту пребывания в период с 27.08.2021 по 30.06.2025 по адресу: /__/ (л.д. 14).

Справкой /__/ от 11.03.2024 подтверждается, что Захаров Я.С. обучается с /__/ по основной образовательной программе высшего образования - программе бакалавриата в /__/ на очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Предполагаемый срок обучения по /__/.

26.02.2024 Захаров Я.С. обратился в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Распоряжением администрации Советского района г. Томска от 05.03.2024 № 145 Захарову Я.С. отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 17-18).

Отказывая во включении Захарова Я.С. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, суд первой инстанции исходил из того, что истец уже включен в указанный Список на территории /__/ Постановлением администрации от 16.09.2020 № 148, данный акт никем не отменен, смена места жительства в пределах одного субъекта Российской Федерации не влечет возникновение у органа местного самоуправления новой обязанности по включению в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что данный Список является единым на всей территории /__/.

Решение суда в указанной части в апелляционном порядке не обжалуется, а потому судебная коллегия на основании ч.2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не даёт ему правовой оценки.

Удовлетворяя требование истца об обеспечении его специализированным жильем на территории муниципального образования «/__/», суд первой инстанции исходил из того, что включение в Список на территории /__/ не ограничивает право истца на получение жилого помещения на территории иного муниципального образования в случае смены места постоянного проживания до 23 лет. Установив, что Захаров Я.С. постоянно проживает в /__/ с 2021 года, включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, названный Список является единым на всей территории /__/, суд пришёл к выводу о возложении на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска обязанности предоставить Захарову Я.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции о возможности обеспечения истца специализированным жилым помещением на территории муниципального образования «/__/» согласна, поскольку они сделаны в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пункт 3 приведенной правовой нормы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населенном пункте. В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах соответствующего населенного пункта с согласия детей-сирот, лиц из числа детей-сирот им предоставляются специализированные жилые помещения в другом населенном пункте. Специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части первой пункта 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, исходя из абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, указанным в этом абзаце лицам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства данных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Аналогичного рода разъяснения даны в п.9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 23.12.2020).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Как предусмотрено п.2 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397, формирование Списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

Пунктом 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Таким образом, федеральный законодатель определил, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеуказанной категории граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительство указанных лиц, и в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации; финансирование данных мероприятий осуществляется также за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае передачи государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей из их числа, органам местного самоуправления, то финансирование в виде субвенций предоставляется на эти цели из бюджета Томской области.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Судом установлено и следует из материалов дела, Захаров Я.С. с 27.12.2023 зарегистрирован по месту жительства по адресу: /__/. В /__/ проживает с сентября 2021 года в связи с обучением в /__/ на очной форме обучения.

Поскольку Захаров Я.С. включен в Список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей из их числа, достиг возраста 18 лет, но не обеспечен благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, при этом установлено, что истец постоянно проживает в /__/, суд обоснованно возложил на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска обязанность предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма на территории муниципального образования «/__/».

Смена постоянного места жительства, а именно переезд из /__/ на постоянное место жительства в /__/, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

Учитывая наличие у Захарова Я.С. подтвержденного нереализованного права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, смены им территории проживания до 23 лет, у суда первой инстанции имелись законные основания для признания за истцом права на получение жилья из специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «/__/».

Доводы третьего лица администрации Томской области об обратном со ссылками на законодательство Томской области, регулирующее порядок выделения субвенций местным бюджетам из областного бюджета на указанные цели, не опровергают выводы суда первой инстанции. То, что в соответствии с Методикой распределения субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями посредством предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по распределению субвенций» (Приложение № 1 к Закону Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ), общий объем субвенций местному бюджету на очередной финансовый год определяется по численности детей, включенных в Список, сформированный на территории соответствующего муниципального района, не означает, что обеспечение жилым помещением такого лица возможно только на территории того муниципального района, в котором он включен в список.

Пунктами 6, 7 названной Методики распределения субвенций предусмотрена возможность перераспределения средств субвенций, выделенных бюджетам поселений в текущем году, а также уменьшения объема субвенций, в связи с чем доводы жалобы о том, что обеспечение жилым помещением должно осуществляться по месту включения истца в соответствующий список, судебная коллегия находит несостоятельными. К тому же, истец Захаров Я.С. до настоящего времени специализированным жилым помещением не обеспечен, и суду апелляционной инстанции не представлено доказательств того, что бюджету Подгорнского сельского поселения уже выделены субвенции на реализацию Списка, в который был включен Захаров Я.С. постановлением от 16.09.2020 № 148.

В целом судом правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного решения.

Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 18.04.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя третьего лица администрации Томской области Герман Елены Сергеевны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Кемерово) через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи:

Судья Перелыгина И.В. Дело № 33-2796/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Кребеля М.В.,

судей: Небера Ю.А., Черных О.Г.,

при секретарях Серяковой М.А., Непомнящем А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-1583/2023 по иску Захарова Яна Сергеевича к администрации Советского района города Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности включить в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее /__/ кв.м.,

по апелляционной жалобе представителя третьего лица администрации Томской области Герман Елены Сергеевны на решение Советского районного суда г. Томска от 18 апреля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Небера Ю.А., пояснения представителя третьего лица Герман Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Захарова Я.С., просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия

установила:

Захаров Я.С. обратился в суд с иском к администрации Советского района Города Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности включить в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «/__/», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее /__/ кв.м..

В обоснование заявленных требований указано, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца – З. умерла /__/, отец – З. умер /__/. Приказом управления образования администрации г. Юрги опекуном Захарова Я.С. назначена его тетя Б. За истцом было закреплено жилое помещение по адресу: /__/, в отношении которого управлением образования администрации Чаинского района 19.06.2018 вынесено заключение о признании невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. До 2021 истец проживал в /__/, после чего переехал в /__/, где в настоящее время обучается в /__/. С декабря 2023 г. имеет постоянную регистрацию по адресу: /__/, фактически проживает в общежитии университета по адресу: /__/. В феврале 2024 года истец обратился в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Распоряжением администрации Советского района г. Томска от 05.03.2024 № 145 во включении в указанный список истцу было отказано, с чем истец не согласен.

В судебном заседании истец Захаров Я.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что до смерти матери в 2016 году проживал с нею в /__/, в 2016 году опека была оформлена на тетю Б., но так как он уже учился в колледже, то продолжал проживать в общежитии и учится в /__/, в 2020 году приехал в /__/ к опекунам, но проживал там непродолжительное время, уехал в /__/, подрабатывал и снял квартиру, в 2021 году поступил в /__/, в настоящее время обучается по специальности «/__/», ведет активную общественную и социальную жизнь, в 2022-2024 годах занимал должность председателя студенческого совета общежития №/__/, являлся организатором субботников и других общественных мероприятий. С ноября 2023 года проживает и официально зарегистрирован с декабря в квартире по адресу: /__/. Квартира предоставлена ему для постоянного проживания другом. До ноября 2023 года проживал, то в общежитии, то в данной квартире. Фактически в /__/ постоянно никогда не проживал, регистрация оформлена исключительно по месту проживания опекуна, возвращаться для проживания в /__/ не планирует, так как по его специальности там отсутствует работа, близкие отношения с опекунами не сложились.

Представитель администрации Города Томска Лукьяненок К.К. в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление (л.д. 121-122), в котором возражал против удовлетворения иска. Внеочередное предоставление жилого помещения Захарову Я.С. нарушит права иных детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку будут расходоваться средства для приобретения жилья детям, находящимся и ожидающим очереди. В случае удовлетворения требований представитель ответчика просил предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком на 2 года.

Представитель ответчика администрации Советского района г. Томска Беспамятнова Е.А. в судебное заседание не явилась, представила отзыв (л.д. 74-80), в котором просила в удовлетворении иска отказать. Причиной отказа Захарову Я.С. во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, явилось то, что истец уже включен в указанный список, который является единым на всей территории /__/. Смена места жительства в пределах одного субъекта не влечет возникновение у органа местного самоуправления новой обязанности по включению в Список. Полагает, что предоставление Захарову Я.С. жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «/__/» возможна в судебном порядке при подтверждении факта того, что к моменту достижения совершеннолетия истец постоянно проживал в /__/.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, представителей третьих лиц администрации Подгорнского сельского поселения Чаинского района, администрации Томской области в порядке ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Советского районного суда г. Томска от 18.04.2024 исковые требования Захарова Я.С. удовлетворены частично.

На муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска возложена обязанность предоставить Захарову Я.С. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда общей площадью не менее /__/ кв.м., отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на территории муниципального образования «/__/». В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица администрации Томской области Герман Е.С. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым Захарову Я.С. в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Находит неверным вывод суда об ограничении права Захарова Я.С. на получение жилого помещения на территории иного муниципального образования в случае смены территории постоянного проживания жительства в связи с включением его в Список в Подгорнском сельском поселении. Приводя в обоснование доводы о процедуре адресного предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов, за счет которых приобретается жилье для детей, включенных в Список, полагает, что возможность обеспечения жилым помещением Захарова Я.С. как лица из числа детей-сирот возможна только на территории муниципального района, в котором он включен в список.

Руководствуясь ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчиков администрации Города Томска, администрации Советского района г. Томска, представителя третьего лица администрации Подгорнского сельского поселения Чаинского района Томской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Захаров Я.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о рождении (повторное) Захаров Я.С. родился /__/, его матерью является З., отцом- З.

З. умер /__/, а мать З. умерла /__/ (л.д. 10,11).

Заключением Управления образования администрации Чаинского района от 19.06.2018 проживание Захарова Я.С. по адресу: /__/, признано невозможным (л.д.15).

Постановлением администрации Подгорнского сельского поселения от 16.09.2020 № 148 Захаров Я.С. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории /__/ (л.д. 13).

Согласно адресной справке ОВМ ОМВД России по Кировскому району г. Томска от 09.02.2024 № 700-00110В240000385 Захаров Я.С., /__/ года рождения, зарегистрирован по месту жительства с 27.12.2023 по адресу: /__/, зарегистрирован по месту пребывания в период с 27.08.2021 по 30.06.2025 по адресу: /__/ (л.д. 14).

Справкой /__/ от 11.03.2024 подтверждается, что Захаров Я.С. обучается с /__/ по основной образовательной программе высшего образования - программе бакалавриата в /__/ на очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Предполагаемый срок обучения по /__/.

26.02.2024 Захаров Я.С. обратился в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Распоряжением администрации Советского района г. Томска от 05.03.2024 № 145 Захарову Я.С. отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 17-18).

Отказывая во включении Захарова Я.С. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, суд первой инстанции исходил из того, что истец уже включен в указанный Список на территории /__/ Постановлением администрации от 16.09.2020 № 148, данный акт никем не отменен, смена места жительства в пределах одного субъекта Российской Федерации не влечет возникновение у органа местного самоуправления новой обязанности по включению в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что данный Список является единым на всей территории /__/.

Решение суда в указанной части в апелляционном порядке не обжалуется, а потому судебная коллегия на основании ч.2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не даёт ему правовой оценки.

Удовлетворяя требование истца об обеспечении его специализированным жильем на территории муниципального образования «/__/», суд первой инстанции исходил из того, что включение в Список на территории /__/ не ограничивает право истца на получение жилого помещения на территории иного муниципального образования в случае смены места постоянного проживания до 23 лет. Установив, что Захаров Я.С. постоянно проживает в /__/ с 2021 года, включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, названный Список является единым на всей территории /__/, суд пришёл к выводу о возложении на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска обязанности предоставить Захарову Я.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции о возможности обеспечения истца специализированным жилым помещением на территории муниципального образования «/__/» согласна, поскольку они сделаны в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пункт 3 приведенной правовой нормы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населенном пункте. В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах соответствующего населенного пункта с согласия детей-сирот, лиц из числа детей-сирот им предоставляются специализированные жилые помещения в другом населенном пункте. Специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части первой пункта 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, исходя из абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, указанным в этом абзаце лицам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства данных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Аналогичного рода разъяснения даны в п.9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 23.12.2020).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Как предусмотрено п.2 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397, формирование Списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

Пунктом 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Таким образом, федеральный законодатель определил, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеуказанной категории граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительство указанных лиц, и в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации; финансирование данных мероприятий осуществляется также за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае передачи государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей из их числа, органам местного самоуправления, то финансирование в виде субвенций предоставляется на эти цели из бюджета Томской области.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преи░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░.░. ░ 27.12.2023 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: /__/. ░ /__/ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ /__/ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ 18 ░░░, ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ /__/, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «/__/».

░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ /__/ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ /__/, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 23 ░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «/__/».

░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░░░░░░░░ № 1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11.09.2007 № 188-░░), ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ 6, 7 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░ ░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 16.09.2020 № 148.

░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░. 328, ░░. 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 18.04.2024 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░:

33-2796/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Захаров Я.С.
Ответчики
МО город Томск в лице Администрации города Томска
Администрация Советского района г. Томска
Другие
Администрация Томской области(ж)
Администрвция Подгорнского с/п ,Чаинского района ТО
Суд
Томский областной суд
Судья
Небера Юлия Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.tms.sudrf.ru
10.07.2024Передача дела судье
06.08.2024Судебное заседание
21.08.2024Судебное заседание
11.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2024Передано в экспедицию
21.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее