Решение по делу № 2-68/2015 от 15.01.2015

Дело № 2-68-2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2015 года                                                                          г. Городище

Городищенский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой Н.В.

при секретаре судебного заседания Кипиной Н.А.

с участием истца - Заводчиковой М.А., представителя истца - Банниковой А.И., представителя ответчика - Стенькиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заводчиковой Марины Алексеевны к администрации <данные изъяты> о признании права на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Заводчикова М.А. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением. Свои требования мотивирует тем, что, оставшись с трехмесячного возраста без попечения родителей, находилась до совершеннолетия на полном государственном обеспечении: с апреля дата года по декабрь дата года - в Кузнецком специализированном доме ребенка, до марта дата года - в Пензенском доме ребенка дата - в детском доме г. Кузнецка Пензенской области, с 1 по 4 классы обучалась в Сердобской школе-интернате <адрес>, с 4 по 8 класс обучалась в школе-интернате <адрес>, а после окончания с дата. по дата. в Махалинском СПТУ-18, где получила профессию повар-кулинар. По окончании училища была направлена на работу поваром в детский дом г. Городище. В настоящее время работает в МУЗ «Городищенская ЦРБ» санитаркой, проживает в служебном общежитии. Решением Городищенского районного суда Пензенской области от дата. в отношении Заводчиковой М.А. установлен факт отсутствия родительского попечения. На основании постановления главы администрации <данные изъяты> от дата. она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договору найма. Согласно постановлению главы администрации <данные изъяты> от дата. - из указанного списка исключена. Полагает, что этим нарушены ее права на получение жилья, поскольку учреждения, в которых она находилась на полном государственном обеспечении, должны были поставить ее на учет, как нуждающуюся в жилом помещении. В нарушение закона этого не было сделано, что дало администрации района основание исключить ее из списка нуждающихся, как лицо, достигшее 23 летнего возраста к моменту обращения с заявлением на получение жилья и не заявившем о своем праве до достижения этого возраста. Полагает, что отсутствует ее вина в несвоевременном обращении за постановкой на учет в качестве нуждающейся, поскольку эта обязанность должна была быть исполнена образовательным учреждением, в котором она обучалась. С учетом изложенного просит признать за ней право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма.

В судебном заседании Заводчикова М.А. поддержала заявленные требования и просила удовлетворить. В объяснениях показала, что ей ничего не было известно об обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, полагая, что это обязанность администрации тех образовательных учреждений, в которых она обучалась, находясь на полном государственном обеспечении ввиду отсутствия у нее родителей и опекунов. В настоящее время она состоит на учете в общей очереди в администрации <данные изъяты> как малоимущая. При этом полагает, что не утратила право на постановку на учет для внеочередного получения жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Также из объяснений истца следует, что своего жилья не имела и не имеет, в настоящее время проживает в служебном жилом помещении, принадлежащем МУЗ «Городищенская ЦРБ», предоставленном ей на время работы.

Представитель истца - Банникова А.И., действующая на основании доверенности, также просила удовлетворить заявленные Заводчиковой М.А. требования, ввиду того, что ни по ранее действующему законодательству ни действующему в настоящее время она не получила жилого помещения, что нарушает ее права как лица, оставшегося без попечения родителей. Полагает, что к Заводчиковой М.А. должны быть применены нормы ранее действующего жилищного законодательства (ст.37 ЖК РСФСР), как прямо предусматривающие, но не реализованные до настоящего времени нормы закона, закрепляющие ее право на внеочередное получение жилья.

Представитель ответчика - С.Т.В., действующая от имени администрации <данные изъяты> на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать. В объяснениях показала, что постановка Заводчиковой М.А. на внеочередной учет для получения жилья, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, явилась необоснованной и впоследствии была отменена. Действие Федерального Закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от дата N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) на Заводчикову М.А. не распространяется, ввиду того, что на момент вступления его в силу ей уже исполнилось 25 лет и она утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей. Заводчикова М.А. в настоящее время стоит в общей очереди на получение жилья, но не как лицо, оставшееся без попечения родителей, а по иным основаниям, предусмотренным действующим жилищным кодексом. Прав и оснований для получения жилья вне очереди как лица, оставшегося без попечения родителей, у Заводчиковой М.А. не имеется.

Заинтересованные лица: Министерство образования <данные изъяты>, Министерство труда, социальной защиты и демографии <данные изъяты>, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направили своих представителей, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей. При этом Министерство труда, социальной защиты и демографии <данные изъяты> представило в суд возражение на иск, в котором просило в иске отказать, ввиду отсутствия у истца оснований к получению жилья в качестве лица, оставшегося без попечения родителей. Министерство образования оставило разрешение иска на усмотрение суда.

Свидетель Л.А.Н. в судебном заседании показал, что в период обучения Заводчиковой М.А. (Крицковой) в Анненковской школе-интернате, работал там в должности директора. По сложившейся практике после окончания 8 классов указанной школы воспитанников отправляли в СПТУ, где имелись общежития, после чего они поступали на предприятия, где могли получить жилье. Обязательных требований закона для администраций образовательных учреждений о составлении списков учеников, нуждающихся в получении жилья, не было. Свидетель В.А.Н. показал, что являлся выпускником Анненковской школы в дата году. После чего обучался в СПТУ-39 <адрес>, по распределению попал в Управление механизации <адрес>, где ему была предоставлена комната в общежитии. Жилого помещения от государства не получал.

Выслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Заводчикова Марина Алексеевна (до заключения брака по свидетельству о рождении - Крицкова), дата года рождения, ранее относилась к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку ввиду отказа от нее матери, после рождения находилась в Кузнецком доме ребенка, впоследствии воспитывалась в детском доме г. <адрес>, обучалась и воспитывалась в Сердобскоц школе-интернате <адрес>, Анненковской школе-интернате <адрес>, после чего проходила обучение в Махалинском среднем СПТУ-18 <адрес> области, находясь все это время на полном государственном обеспечении.

В настоящее время Заводчикова М.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> (общежитие). Согласно уведомлению в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют сведения о регистрации прав истца на недвижимое имущество.

Решением Городищенского районного суда Пензенской области от дата в отношении Заводчиковой М.А. установлен факт отсутствия родительского попечения, вследствие чего с дата и до достижения возраста <данные изъяты> лет она находилась на полном государственном обеспечении в специализированных учреждениях для детей. Решение уступило в законную силу.

Постановлением главы администрации Городищенского района от дата. Заводчикова М.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением главы администрации Городищенского района от дата. Заводчикова М.А. исключена из указанного списка, ранее изданное постановлении отменено.

Ст.39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей закреплены в Федеральном Законе РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 21.12.1996 N 159-ФЗ.

Ст.1 вышеназванного закона предусмотрены категории лиц, к которым применяются дополнительные гарантии по социальной защите: лица до 18 лет - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица старше 18 лет - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В указанной категории граждан относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Ст.8 вышеуказанного закона предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

С принятием Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и лицам из их числа жилье предоставляется из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вместо социального найма. При этом законом предусмотрено, что лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на 1 января 2013 г., не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону N 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом N 15-ФЗ с 1 января 2013 г., независимо от возраста указных лиц.

Ст. 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Данный принцип имеет общеправовое значение и касается всех актов органов государства и всех разновидностей гражданско-правовых норм. Введение в действие законов Российской Федерации определено Федеральным законом от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Названные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в них не установлен другой порядок (ст.6), или названа определенная дата введения в действие. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста акта в "Российской газете" или СЗ РФ.

Федеральный Закон РФ О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от дата N 159-ФЗ вступил в действие 23.12.1996г.

На момент вступления закона в действие, Заводчикова М.А. имела возраст 25 лет, вследствие чего в отношении нее не распространяется мера социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилым помещением в порядке, предусмотренном 159-ФЗ и 15-ФЗ, поскольку закрепление в Конституции РФ и иных федеральных законах обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Довод истца и ее представителя о том, что получение жилого помещения Заводчиковой М.А. в настоящее время как лицом, оставшимся без попечения родителей, должно быть реализовано в силу ст.37 ЖК РСФСР, суд признает несостоятельным.

На момент окончания пребывания Заводчиковой М.А. в образовательном учреждении на полном государственном обеспечении (СПТУ-18 <адрес>) и наступления ее совершеннолетия в <данные изъяты> году действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

П.2 ст.37 ЖК РСФСР, действующей на тот период времени, было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (п. 3 ст. 60).

Ст.31 ЖК РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива (часть 1).

Ст.33 ЖК РСФСР предусматривала, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2).

Таким образом, действующее до 01 марта 2005 года жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

По смыслу вышеприведенных норм жилищное законодательство Российской Федерации, как ранее действовавшее, так и действующее в настоящее время, в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

Оценивая причины и основания, по которым Заводчикова М.А. не воспользовалась предоставленным ей правом на постановку на учет в соответствующем порядке и статусе, суд не находит их уважительными.

Согласно материалам дела, Заводчикова М.А., достигнув совершеннолетия, окончив обучение, осуществляя трудовую деятельность, будучи социально адаптированной, не обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данное обстоятельство подтверждается сведениями администраций Кузнецкого и Городищенского районов Пензенской области. Довод истца о незнании своего права в указанной части, без приведения каких-либо причин тому, что столь длительное время (вплоть до 2011 года) она не воспользовалась правом состоять на учете нуждающихся в жилье в органе местного самоуправления, не может повлиять на выводы суда.

Как видно из материалов дела и подтверждается истцом Заводчикова М.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании постановления главы администрации <адрес> от дата

С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда Заводчикова М.А. обратилась дата., в возрасте <данные изъяты> лет, вследствие чего она уже не относилась к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от дата ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Суд принимает также во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от дата - "такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее социального статуса и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет".

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у Заводчиковой М.А. права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Ввиду изложенного, суд считает правильным отказать в удовлетворении исковых требований Заводчиковой М.А.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Заводчиковой Марины Алексеевны отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Городищенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня вынесения.

Судья                                                                              Н.В. Абрамова

2-68/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Заводчикова М.А.
Ответчики
Администрация Городищенского района
Суд
Городищенский районный суд Пензенской области
Дело на странице суда
gorodishensky.pnz.sudrf.ru
15.01.2015Передача материалов судье
15.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2015Судебное заседание
25.02.2015Судебное заседание
10.03.2015Судебное заседание
10.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее