Решение по делу № 8Г-13382/2024 [88-16121/2024] от 26.04.2024

I инстанция - Пахмутова К.В.

II инстанция - Жолудова Т.В., Заскалько О.В. (докладчик), Пильганова В.М.

Дело 88-16121/2024

УИД 77RS0016-02-2022-033374-70

2-1781/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    

8 августа 2024 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Анненковой К.К.

судей: Шамрай М.С., Ивановой Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амирхановой Юлии Сергеевны к Центральному таможенному управлению о взыскании задолженности по выплате компенсации при увольнении, процентов за задержку выплаты денежной компенсации при увольнении,

по кассационной жалобе Центрального таможенного управления на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 24 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 19 марта 2024 г.

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С., выслушав объяснения представителя ответчика, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя истца, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия

установила:

Амирханова Ю.С. обратилась в суд с иском к Центральному таможенному управлению (ЦТУ) о взыскании задолженности по выплате компенсации при увольнении, процентов за задержку выплаты денежной компенсации при увольнении, указав в обоснование заявленных требований, что с 25 августа 2021 г. по 4 октября 2022 г. замещала должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Центрального таможенного поста (центр электронного декларирования) Центральной электронной таможни (далее – ЦЭлТ). Приказом ЦЭлТ от 29 сентября 2022 г. -к истец уволена 4 октября 2022г. с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении истцу была выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 144 085,92 руб. из расчета месячного содержания в размере 36 021,48 руб.

По мнению истца, при исчислении её ежемесячного денежного содержания и расчете денежной компенсации ЦТУ не учтено полученное истцом материальное стимулирование в период с октября 2021 года по сентябрь 2022 года в размере 15 083,33 руб. в месяц, также не полностью учтены выплаченные в течение 12 месяцев предшествующих увольнению премии (с октября 2021 г. по сентябрь 2022 г.) в размере 25 416,66 руб. в месяц. В связи с этим, истец полагала, что размер её ежемесячного содержания должен был составлять 76 521,48 руб., ей должна была быть выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 306 085,92 руб., вместо фактически выплаченной компенсации 144 085,92 руб., недоплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составляет 162 000 руб. Обращение истца в ЦТУ в октябре 2022 года о перерасчете размера денежного содержания и выплаченных при увольнении денежных сумм оставлено без удовлетворения.

С учетом изложенного, истец просила суд взыскать с ответчика задолженность по выплате денежной компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания при увольнении в размере 162 000 руб., проценты за задержку выплаты денежной компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания при увольнении за период с 5 октября 2022 г. по 22 ноября 2022 г. в размере 2 996,99 руб., проценты за задержку выплаты денежной компенсации за период с 23 ноября 2022 г. по день ее фактической оплаты.

Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 24 мая 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 19 марта 2024 г., исковые требования Амирхановой Ю.С. удовлетворены. Суд взыскал с Центрального таможенного управления в пользу Амирхановой Ю.С. задолженность по компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в размере 162 000 руб., проценты за задержку выплаты денежной компенсации при увольнении за период с 5 октября 2022 г. по 22 ноября 2022 г. в размере 2 996,99 руб., проценты за задержку выплаты денежной компенсации при увольнении за период с 23 ноября 2022 г. по день ее фактической оплаты.

В кассационной жалобе ЦТУ просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на то, что средства материального стимулирования выплачиваются в виде единовременных поощрений сверх фонда оплаты труда за качество исполнения определенных обязанностей и не входят в состав денежного содержания федеральных гражданских служащих. Пунктом 2 постановления установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех условиях, на которые распространяется действие постановления , никакие иные выплаты, кроме тех, которые перечислены в частях 2 и 5 Федерального закона № 79-ФЗ в указанном постановлении не предусмотрены. Также, в состав денежного содержания гражданского служащего не входят единовременные поощрения за квартал, в связи с чем, они также не могут учитываться при исчислении денежного содержания гражданских служащих таможенных органов. Средства материального стимулирования не являются премиальным фондом и в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят. Данные выплаты направлены на повышение эффективности труда и укрепление стабильности профессионального состава кадров территориальных таможенных органов.

Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась истец, воспользовавшись своим правом, направила в суд своего представителя.

С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущено.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между истцом и ЦЭлТ ДД.ММ.ГГГГ заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Из пункта 9 служебного контракта следует, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Истец освобождена от замещаемой должности с расторжением служебного контракта приказом ЦЭлТ от 29 сентября 2022 г. -к и уволена с гражданской службы 4 октября 2022 г. в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в рамках мероприятий по реорганизации.

При увольнении ЦТУ Амирхановой Ю.С. выплачена компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в сумме 144 085,92 руб.

11 октября 2022 г. Амирханова Ю.С. обратилась в ЦТУ с заявлением о предоставлении ей информации о порядке расчёта выплаченной компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания.

7 ноября 2022 г. Амирханова Ю.С. проинформирована ЦТУ о том, что расчёт выплаченной компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания произведён в соответствии с пунктами 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, а именно: денежное месячное содержание Амирхановой Ю.С. было исчислено из оклада и дополнительных выплат в размере 32 933,90 руб., материальной помощи к отпуску в размере 488,58 руб. и единовременной выплаты к отпуску в размере 1 287,17 руб., премий за октябрь-декабрь 2021 г. и январь-сентябрь 2022 г. в размере 1 311,83 руб. и составило 36 021,48 руб.

При расчете указанной выше компенсации ЦТУ в денежное содержание гражданского служащего не учитывалась 1/12 размера единовременной премии и средства материального стимулирования государственных гражданских служащих.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, учел разъяснения, данные в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 марта 2019 г. № 18-4/10/В-2197, установил значимые для дела обстоятельства, исходя из заявленных требований с учетом доводов и возражений сторон, их объяснений, исследовал представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, и пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что выплаты, полученные Амирхановой Ю.С. в виде материального стимулирования, относятся к категории иных дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за счет средств которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих, и подлежат учету при определении сумм компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, отпускных и компенсации за отпуск. Судом учтено, что в период с 2020 года по 2022 год Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФТС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты труда, средства материального стимулирования подлежат включению в фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа.

Кроме того, судом учтено, что начисленные истцу средства материального стимулирования за октябрь-декабрь 2021 г., январь-сентябрь 2022 г. включены ответчиком в составе денежного содержания истца, что находит отражение в справках о доходах и суммах налога физического лица (Приложение к приказу ФНС России от 15 октября 2020 № ЕД-7-11/753») за 2021 и 2022 годы.

Суд принял во внимание, что в письме Министра финансов РФ от 27 апреля 2021 г. N 14-03-03/32289 указано, что выплата гражданским служащим материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по своей сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

С учетом приведенных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу, что выплаченные истцу в период с октября 2021 года по сентябрь 2022 года средства материального стимулирования и единовременных премий подлежат учету при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы; в свою очередь, компенсация при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе должна составлять 306 085,92 руб., ответчиком начислено 144 085,92 руб., недополученная сумма составила 162 000 руб. и подлежала взысканию с ответчика в пользу истца.

С учетом требований положений статьи 73 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 236 ТК РФ, суд взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию за задержку причитающихся выплат за весь период такой задержки по дату фактической выплаты.

С приведенными выводами суда первой инстанции и их нормативно-правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, признав несостоятельными доводы ответчика об учете истцом в расчетах квартальных премий, которые ответчиком были бесспорно учтены, указав, что указанное на правильность расчета истца не влияет, поскольку как следует из расчетов сторон, данные суммы учтены обеими сторонами и спорными по делу не являются, то есть не образуют спорную разницу в выплатах, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся и иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562.

В случаях, предусмотренных подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» – «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. № 14-03-03/32289, выплата гражданским служащим материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, связана с исполнением их должностных обязанностей и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Кроме того, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в своем письме от 22 марта 2019 г. № 18-4/10/В-2197 по вопросу учета средств материального стимулирования, ежегодно доводимых актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам на повышение материальной мотивации федеральных государственных гражданских служащих, при исчислении их денежного содержания, указало, что принимая во внимание положения статей 50 и 51 Федерального закона № 79-ФЗ, средства материального стимулирования подлежат включению в фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа.

Согласно пункту 11 Приложения к Приказу ФТС России от 30 октября 2006 г. № 1058 «Об утверждении порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации» выплаты премии и единовременных поощрений производятся в пределах денежных средств, предусмотренных лимитами бюджетных обязательств таможенных органов на оплату труда гражданских служащих.

На основании статьи 73 Федерального закона № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 236 ТК РФ суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.

Правильно применив приведенные нормы права, установив, что выплаты, полученные Амирхановой Ю.С. в виде материального стимулирования, относятся к категории иных дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за счет средств которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих, суды пришли к обоснованному выводу, что данные выплаты подлежат учету при определении сумм компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, отпускных и компенсации за отпуск.

Вопреки доводам кассационной жалобы, всем представленным сторонами доказательствам судами первой и апелляционной инстанции дана надлежащая оценка. Несогласие с оценкой доказательств, данной судами, не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.

Доводы жалобы ответчика о том, что выплаты материального стимулирования не входят в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, поскольку не являются гарантированными государством выплатами, право распределения которых принадлежит работодателю, являлись предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций и отклонены, как основанные на неверном толковании норм материального права.

В целом, доводы кассационной жалобы ответчика, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку кассационный суд общей юрисдикции при проверке законности судебных постановлений имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (статья 379.6, часть 3 статьи 390 ГПК РФ).

Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела само по себе основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу, не является.

С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Мещанского районного суда г. Москвы от 24 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 19 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Центрального таможенного управления – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-13382/2024 [88-16121/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Амирханова Юлия Сергеевна
Ответчики
Центральное таможенное управление
Другие
Хафизова Альбина Альбертовна
Центральная электронная таможня
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
08.08.2024Судебное заседание
08.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее