Решение по делу № 33-2200/2022 от 31.05.2022

Дело №2-2-148/2021

Материал №13-2-4/2022 (№33-2200/2022) судья Костецкая Н. А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 июня 2022 года г. Тверь

Тверской областной суд в составе председательствующего судьи Рязанцева В. О.,

при секретаре судебного заседания Османовой Т. Л.,

рассмотрел в открытом судебном заседании, в порядке части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело по частным жалобам Министерства социальной защиты населения Тверской области, администрации Фировского района Тверской области на определение судьи Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт Фирово Фировского района Тверской области) от 18 апреля 2022 года об отказе в удовлетворении заявлений Министерства социальной защиты населения Тверской области, администрации Фировского района Тверской области в предоставлении отсрочки исполнения решения Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 20 июля 2021 года по гражданскому делу №2-2-148/2021,

установила:

решением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области, постоянное судебное присутствие в пгт Фирово Фировского района Тверской области, от 20.07.2021 по гражданскому делу №2-2-148/2021, на Министерство социальной защиты населения Тверской области возложена обязанность обеспечить финансирование расходов администрации Фировского района Тверской области на приобретение Кисловой Е. И. благоустроенного жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на администрацию Фировского района Тверской области возложена обязанность после поступления денежных средств на приобретение жилого помещения Кисловой Е. И. предоставить ей жилое помещение на условиях договора социального найма специализированного жилого помещения.

Решение суда не обжаловано, вступило в законную силу 27.08.2021.

13.04.2022 администрация Фировского района Тверской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения до 31.12.2022.

В обоснование заявления указано, что порядок предоставления благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является Тверская область, регламентирован постановлением Правительства Тверской области от 26.02.2013 №62-пп, согласно которому приобретение органами местного самоуправления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой последовательные действия различных органов и возможно только после включения такого ребенка в список и перечисления в бюджет города Твери из бюджета Тверской области денежных средств на данное расходное обязательство. Указанные мероприятия требуют временных затрат.

Кроме того, обязательным условием для приобретения жилых помещений для детей-сирот в соответствии с порядком расходования субвенций, предоставленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан является утвержденное постановлением Правительства Тверской области значение стоимости квадратного метра жилого помещения. В настоящее время указанное значение не утверждено, что препятствует исполнению решения суда как со стороны Министерства, так и со стороны администрации.

14.04.2022 Министерство социальной защиты Тверской области обратилось в суд с заявлением, в котором просило предоставить отсрочку исполнения указанного решения суда до 31.12.2022.

В обоснование заявления указано, что Министерство предприняло все зависящие от него меры для исполнения судебного постановления, однако по причине обоснованного бездействия администрации финансирование приобретения жилья невозможно.

Кислова Е. И. включена Министерством в соответствующий список на обеспечение жильем в 2021 году (порядковый номер в списке 136). Закрепление в указанном списке свидетельствует о закреплении необходимых средств в бюджете Тверской области. Необходимые финансовые средства были утверждены в бюджете Тверской области и для их перечисления в счет расходов администрацией должен быть осуществлен ряд юридически значимых действий, а именно: предоставить в Министерство копию заявки с приложением копии муниципального контракта на приобретение жилого помещения, заключенного в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данные действия администрацией Фировского района Тверской области не выполнены, в связи с чем Министерство не может исполнить решение суда в части финансирования приобретения жилого помещения.

Кроме того, обязательным условием для приобретения жилых помещений для детей-сирот в соответствии с порядком расходования субвенций, предоставленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан является утвержденное постановлением Правительства Тверской области значение стоимости квадратного метра жилого помещения. В настоящее время указанное значение не утверждено, что препятствует исполнению решения суда как со стороны Министерства, так и со стороны администрации.

На основании протокола заседания Президиума Правительства Тверской области от 17.12.2021 №44, Правительством Тверской области главам муниципальных образований Тверской области направлено письмо от 20.01.2022 №25/406-08-ВН, согласно которому в связи с отсутствием утвержденного значения стоимости квадратного метра жилого помещения, предлагается не планировать приобретение жилых помещений для данной категории лиц в период январь – февраль 2022 года. В настоящее время проект постановления Правительства Тверской области проходит стадию согласования в соответствии с порядком принятия нормативно-правовых актов Правительства Тверской области и по имеющимся данным проект постановления будет утвержден в апреле 2022 года.

Также, в связи с началом 24.02.2022 специальной военной операции России на Украине и введением в отношении России санкций со стороны ряда стран, в настоящее время наблюдается резкий скачек стоимости жилых помещений, по имеющимся данным стоимость строительных материалов увеличилась до 30% с 01.03.2022, что не может не отразиться на стоимости новостроек. В связи с повышением стоимости новостроек и снижением покупательной способности населения, будет повышен спрос на рынке вторичного жилья, что повысит стоимость всего рынка жилья в целом. Также из-за падения курса национальной валюты недвижимость будет являться активом, который не будет подвержен удешевлению, либо иным потерям финансового характера. В условиях ежедневного подорожания, продавцы не будут выходить на торги до нормализации ситуации на рынке. Министерство неспособно спрогнозировать данную ситуацию и будет совместно с администрацией Фировского района Тверской области принимать меры к исполнению судебного решения.

Перечисленные обстоятельства объективно препятствуют Министерству исполнить решение суда, в связи с чем предоставление отсрочки на указанный заявителем срок будет законно и обоснованно.

Судом постановлено вышеприведенное определение, которое Министерство социальной защиты населения Тверской области, администрация Фировского района Тверской области просят отменить, удовлетворив заявления об отсрочке исполнения судебного постановления.

В обоснование жалоб Министерство и администрация ссылаются на обстоятельства, изложенные в заявлениях о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Дополнительно указано, что в нарушение требований статей 6.1, 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд в обжалуемом определении не дал оценки изложенным Министерством и администрацией, обстоятельствам, препятствующим исполнению судебного акта в срок, указанный в решении.

Приводятся доводы, в отсутствие утвержденного Правительством Тверской области значения стоимости квадратного метра жилого помещения, используемого для предоставления жилого помещения детям-сиротам, приобретение жилого помещения невозможно. В случае объявления соответствующих торгов без указанного значения, будут нарушены правила, а Министерство не сможет направить финансирование, иное повлечет нецелевое расходование средств бюджета Тверской области, что будет грозить сотрудникам администраций муниципальных образований и Министерства дисциплинарной и уголовной ответственностью.

Ответственным за разработку указанного значения является Министерство экономического развития Тверской области, ответственным за принятие значения - Правительство Тверской области. На данные органы государственной власти решением суда по гражданскому делу №2-1-25/2021 не возложено каких-либо обязанностей. Министерство и администрация муниципального образования в данной ситуации вынуждены ждать принятия Правительством Тверской области соответствующего постановления.

В случае принятия в мае 2022 года вышеуказанного значения, администрации потребуется дополнительное время для исполнения решения суда ввиду необходимости приобретения жилья на торгах.

Изучив материалы дела, доводы частных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции находит, что определение постановлено в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и отмене не подлежит по следующим основаниям.

Разрешая заявления Министерства социальной защиты населения Тверской области, администрации Фировского района Тверской области,, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 6.1, 13, 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.203 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», пришел к выводу, что заявителями не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных оснований для предоставления отсрочки.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.

Согласно частей 1, 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающей, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона «Об исполнительном производстве», статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

Следовательно, предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных постановлений - это право суда с учетом имущественного положения сторон, либо других обстоятельств, обуславливающих невозможность немедленного и полного исполнения решения суда.

Основания для предоставления отсрочки должны носить действительно исключительный характер, поскольку, несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда хоть и предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав взыскателя.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Применительно к настоящему делу, исходя из части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность по доказыванию неустранимых на момент обращения в суд обстоятельств, препятствующих исполнению судебного постановления в установленный срок, исключительности обстоятельств, а также того, что после истечения срока, на который предоставлена отсрочка, у заявителя возникнет реальная возможность исполнения судебного акта, лежит на заявителе.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, таких доказательств, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявителями не представлено.

Как ранее указывалось, решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 20.07.2021 по гражданскому делу №2-2-148/2021 не обжаловано, вступило в законную силу 27.08.2021.

08.09.2021 во исполнение данного решения Комиссией по формированию списков детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения, принято решение о включении Кисловой Е. И. в список лиц, которым будет приобретено жилье за счет средств областного и федерального бюджета в 2022 года

Каких-либо данных о том, что Министерством социальной защиты населения Тверской области ранее предпринимались меры по изысканию финансовых средств в целях обеспечения Кисловой Е. И. жилым помещением, и что такие меры оказались безрезультатными, материалы дела не содержат.

Постановлением Правительства Тверской области от 26.02.2013 № 62-пп установлен порядок реализации органом местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Указанный порядок предполагает, что реализация государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями предусматривает поэтапную процедуру. Конкретных сроков выполнения процедуры по обеспечению жильем детей-сирот, включенных в список, постановление Правительства Тверской области от 26.02.2013 № 62-пп не устанавливает.

Согласно пункту 10 Порядка, органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области ежеквартально в срок до 5 числа, месяца следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство отчет о приобретении жилых помещений и расходовании средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку.

Таким образом, по смыслу приведенных положений не исключается возможность приобретения органом местного самоуправления жилого помещения в любой из месяцев, даже с учетом необходимости соблюдения процедуры, определенной постановлением Правительства Тверской области от 26.02.2013 № 62-пп.

Факт проведения закупки жилого помещения по правилам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не является основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статей 2, 5 Закона Тверской области от 07.12.2011 № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», Порядка, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 26.02.2013 № 62-пп, предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в том числе из освободившихся помещений, ранее приобретенных в целях предоставления детям-сиротам.

Сведений о том, что в специализированном жилищном фонде муниципального образования отсутствуют свободные жилые помещения ранее приобретенные для вышеуказанных целей, в материалы дела не представлено.

Доказательств того, что заявителями исчерпаны все установленные законом возможности исполнения решения суда и требуется такая исключительная мера для его исполнения как отсрочка исполнения решения, в материалы дела не представлено, равно как доказательств, из которых следовало бы, что после истечения срока, на который предоставлена отсрочка, у заявителей возникнет реальная возможность исполнения судебного акта.

Необходимо также учитывать значимость данного решения для взыскателя Кисловой Е. И., которым защищено ее конституционное право на жилище. Незаконное бездействие должников не может являться основанием для лишения Кисловой Е. И. конституционного права на жилище, которое возникло у неё в 2019 г. и должно быть реализовано без какого-либо необоснованного промедления.

То обстоятельство, что органами исполнительной власти Тверской области своевременно не принят нормативный акт, утверждающий среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в муниципальных районах в 2022 года и дано указание органам самоуправления не планировать мероприятия по приобретению жилых помещений для детей-сирот в первом квартале 2022 года, не может быть расценено как уважительная причина неисполнения судебного акта поскольку такие обстоятельства противоречат установленным федеральным законодательствам общим принципам и мерам государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предоставление отсрочки исполнения решения суда в рассматриваемом случае не обеспечит баланс прав и законных интересов Кисловой Е. И. и должников, не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и затрагивает право взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Доводы жалоб не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене определения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также аналогичны доводам заявлений об отсрочке исполнения решения суда, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств и обстоятельств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену определения, судом первой инстанции не допущено. Оснований для удовлетворения частных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

определил:

определение судьи Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт Фирово Фировского района Тверской области) от 18 апреля 2022 года оставить без изменения, частные жалобы Министерства социальной защиты населения Тверской области и администрации Фировского района Тверской области – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 14.06.2022

Председательствующий В. О. Рязанцев

33-2200/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Фировского района Тверской области
Кислова Е.И.
Ответчики
Администрация Фировского района Тверской области
Министерство социальной защиты населения Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Судья
Рязанцев Вячеслав Олегович
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
07.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2022Передано в экспедицию
07.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее