Решение от 05.02.2024 по делу № 33-394/2024 (33-4541/2023;) от 20.12.2023

    Судья Макоед Ю.И.                                                        Дело № 2-1185/2023

                                                   (первая инстанция)

     № 33-394/2024

    (апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Севастополь                                                                05 февраля 2024 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего, судьи - Козуб Е.В.,

судей - Григоровой Ж.В., Донсковой М.А.,

при секретаре - Дубравской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу ответчика Главного контрольного управления города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 14 сентября 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению Базан Натальи Владимировны к Главному контрольному управлению города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Правительство города Севастополя о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛА:

26 января 2023 года истец Базан Наталья Владимировна обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчику Главному контрольному управлению города Севастополя, дополнив требования, просила признать увольнение незаконным, отменить приказ исполняющего обязанности начальника Главного контрольного управления города Севастополя от 26.12.2022 № 115-K «Об увольнении Базан Н.В.», восстановить на работе в должности начальника Управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Севастополя, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула с 30.12.2022 года, компенсацию за неиспользованный отпуск с 30.12.2022 года по дату вынесения судебного решения, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, мотивируя исковые требования тем, что приказом исполняющего обязанности начальника Главного контрольного управления города Севастополя от 26.12.2022 № 115-K «Об увольнении Базан Н.В.» с истцом расторгнут контракт, она освобождена от замещаемой должности начальника Управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Севастополя и уволена с государственной гражданской службы города Севастополя с 29 декабря 2022 года, в связи с сокращением должности гражданского служащего в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Истец считает увольнение незаконным, поскольку на день предупреждения о предстоящем увольнении и в период проведения организационно-штатных мероприятий по день увольнения включительно ей не были предложены все имеющиеся в Главном контрольном управлении города Севастополя в штатном расписании вакантные должности, чем нарушены ее права на трудоустройство по имеющейся квалификации. Указывает также, что незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред.

25 мая 2023 года протокольно определением Нахимовского районного суда города Севастополя привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Правительство города Севастополя.

Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 14 сентября 2023 года удовлетворены частично исковые требования Базан Натальи Владимировны к Главному контрольному управлению города Севастополя о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Признан незаконным приказ исполняющего обязанности начальника Главного контрольного управления города Севастополя от 26.12.2022 № 115-К «Об увольнении Базан Н.В.». Базан Наталья Владимировна восстановлена в должности начальника Управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Севастополя. С Главного контрольного управления города Севастополя в пользу Базан Натальи Владимировны взыскан средний заработок за время вынужденного прогула за период с 30 декабря 2022 года по 14 сентября 2023 года в размере 773 668,07 рублей, компенсация морального вреда в сумме 30 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Ответчиком Главным контрольным управлением города Севастополя подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Базан Натальи Владимировны отказать. Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать гражданскому служащему, должность которого сокращается, вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы, о чем дано разъяснение в пункте 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года. Уведомлением от 28.10.2022 года истцу была предложена вакантная должность гражданской службы в Контрольном управлении - главного государственной инспектора отдела контроля в сфере закупок Управления финансового контроля Контрольного управления с учетом уровня ее квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы по специальности, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы, с учетом преимущественного права на замещение должности гражданской службы. Уведомлением от 19.12.2022 года истцу дополнительно были предложены вакантные должности гражданской службы в иных органах исполнительной власти города Севастополя. Считает, что судом необоснованно сделан вывод о том, что Базан Н.В. занимала аналогичную должность, тем должностям, которые были вакантны в Главном контрольном управлении только исходя из критерия «главная группа должностей категории руководители», не давая оценку направлению и уровню профессионального образования, квалификации и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по вакантным должностям гражданской службы. У Контрольного управления отсутствовали законные основания для предложения Базан Н.В. имевшихся вакантных должностей по главной группе должностей категории «руководители», поскольку по предыдущей должности у Базан Н.В. как начальника Управления контроля в сфере закупок было узкое направление деятельности - осуществление только процедурного контроля в сфере закупок по ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем, имеются существенные изменения условий по отношению к новой должности заместителя начальника Управления финансового контроля - начальника отдела контроля в сфере бюджетных правоотношений. Также, суд не учел, что у Базан Н.В. полностью отсутствует опыт работы в проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере. Суд не дал оценку тому факту, что по состоянию на дату уведомления о сокращении и дату увольнения Базан Н.В. должность - начальник отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности не являлась вакантной. Указанная должность предложена иному сотруднику, в соответствии с требованиями предоставления преимущественного права и гарантий, предусмотренных ст. 261 ТК РФ на основании справки о беременности от 11.10.2022 года. К тому же, указанная должность предложена сотруднику и ранее осуществлявшему деятельность по этому направлению деятельности, в соответствии с необходимой квалификацией, то есть имеющему более высокие квалификацию, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (ст. 179 Трудового кодекса РФ). Должность - заместитель начальника отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности не могла быть предложена истцу в связи с отсутствием у нее необходимого установленного законом профессионального образования и квалификации. Базан Н.В. имеет высшее образование (специалитет) по направлению подготовки «Экономика предпринимательства». В отделе бухгалтерского учета и материально-технического обеспечения отсутствуют функции и полномочия, которые выполняла Базан Н.В. по предыдущей занимаемой должности, как начальник Управления контроля в сфере закупок.         Базан Н.В. не имеет стажа и опыта работы главным бухгалтером (бухгалтером) в бюджетной организации, у нее отсутствуют навыки работы в профессиональных специализированных бухгалтерских системах. Должность — начальник отдела правовой работы, методологии и делопроизводства не могла быть предложена истцу в связи с отсутствием у нее необходимого установленного законом профессионального образования и квалификации. Указывает, что вывод суда о том, что ответчик должен был провести аттестацию работника для подтверждения отсутствия последнего необходимого установленного профессионального образования является необоснованным, поскольку согласно требованиям ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ для вывода о соответствии/несоответствии гражданина требованиям к должности, на которую он претендует, достаточно сравнить имеющийся уровень образования, специальности, квалификации и фактические навыки с требованиями к лицам, замещающим эти должности. Вместе с тем, по квалификации, направлению профессионального образования и работы (службы) по специальности, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по должности гражданской службы по состоянию на момент уведомления о сокращении Базан Н.В. не соответствует требованиям ни по одной из вышеперечисленных вакантных должностей и, соответственно, не может быть трудоустроена на любую из этих должностей. Также указывает, что обстоятельства, личности и предыдущие должности работников, которые заняли вакантные должности, не имеют юридического значения для настоящего дела. Судом в нарушение ст.ст. 195, 196 ГПК РФ не приняты во внимание и не дана оценка доводам ответчика о том, что согласно результатам рассмотрения ответа Контрольного управления на вынесенное представление прокуратуры с участием прокурорского работника нарушений прав Базан Н.В. со стороны ответчика при проведении процедуры сокращения должностей государственных гражданских служащих в Главном контрольном управлении города Севастополя не имелось.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Нахимовского района города Севастополя просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.

        В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Хрячков Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение районного суда.

        Представитель истца Бугаенко Е.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта районного суда.

        Помощником прокурора города Севастополя дано заключение о законности и обоснованности решения районного суда.

        Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., доводы представителя ответчика Хрячкова Е.А., возражения представителя истца Бугаенко Е.А., заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на апелляционную жалобу, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.

        Судебным разбирательством установлено, что приказом Главного контрольного управления города Севастополя от 01.06.2021 года № 31-К Базан Наталья Владимировна назначена на должность начальника Управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Севастополя (главная группа должностей категории «руководители»), освобождена от ранее занимаемой должности начальника отдела контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Севастополя.

        Распоряжением Правительства Севастополя от 20.10.2022 года № 167-РП «О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от 12.09.2016 года № 504-РП «Об утверждении структуры и штатной численности Главного контрольного управления города Севастополя» изложена в новой редакции структура и штатная численность Главного контрольного управления города Севастополя.

        Согласно указанной редакции, Управление контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Севастополя упразднено, создано Управление финансового контроля Главного контрольного управления города Севастополя.

        Приказом Главного контрольного управления города Севастополя от 27.10.2022 года № 36 внесены изменения в штатное расписание Главного контрольного управления города Севастополя на 2022 год, изложив его в новой редакции. Введены в действие изменения в штатное расписание Главного контрольного управления города Севастополя с 1 ноября 2022 года.

        Согласно сравнительной таблицы действующей и новой структуры Главного контрольного управления, уменьшено количество должностей: 1-заместитель начальника ГКУ; 1-начальник управления; 1-начальник отдела (в составе Управления); 1-начальник отдела; 3-главный государственный инспектор. Добавлены должности 1-заместитель начальника Главного Управления - начальник управления; 1-заместитель начальника Управления-начальник отдела; 1-заместитель начальника в составе Управления; 3-главный специалист-эксперт.

        28.10.2022 года Базан Н.В. вручено уведомление о сокращении должности государственной гражданской службы, согласно которому в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 20.10.2022 года № 167-РП «О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от 12.09.2016 года № 504-РП «Об утверждении структуры и штатной численности Главного контрольного управления города Севастополя», замещаемая Базан Н.В. должность начальника Управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Севастополя сокращена. Базан Н.В. предложена для замещения должность государственной гражданской службы города Севастополя главного государственного инспектора отдела контроля в сфере закупок Управления финансового контроля Главного контрольного управления города Севастополя (ведущая группа должностей, категории «специалисты»), от которой Базан Н.В. отказалась, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

        Приказом Главного контрольного управления города Севастополя от 26.12.2022 года № 115-К расторгнут служебный контракт с Базан Н.В., освобождена Базан Н.В. от замещаемой должности начальника Управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Севастополя и уволена с государственной гражданской службы города Севастополя с 29 декабря 2022 года, в связи с сокращением должности гражданского служащего в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

        Прокуратурой города Севастополя в рамках рассмотрения обращения Базан Н.В. проведена проверка исполнения должностными лицами Главного контрольного управления города Севастополя требований законодательства при проведении процедуры сокращения должностей государственных гражданских служащих. В ходе проверки прокуратурой установлено, что, в связи с изменением структуры и штатной численности управления государственный гражданский служащий Базан Н.В. 28.10.2022 года уведомлена о сокращении ее должности, предупреждена о предстоящем увольнении, ей предложена одна вакантная должность управления. 19.12.2022 года предложены должности государственной гражданской службы в иных исполнительных органах города Севастополя. По состоянию на день увольнения в управлении имелось 16 вакантных должностей государственной граждански службы. В нарушение действующего законодательства Базан Н.В. в течение двух месяцев со дня предупреждения о сокращении не предложены все имеющиеся в управлении вакантные должности гражданской службы.

        06 февраля 2023 года Прокуратурой города Севастополя внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующим, с требованием рассмотреть представление с участием представителей прокуратуры города и принять меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение закона.

        Главным контрольным управлением города Севастополя 09.03.2023 года при рассмотрении представления с участием прокурора отдела прокуратуры города Севастополя, установлено, что Базан Н.В. были предложены все имеющиеся вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы ее должности, уровня ее квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы, с учетом преимущественного права на замещение должности гражданской службы служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, в том числе, в соответствии с требованиями предоставления преимущественного права и гарантий, предусмотренных статьями 179, 261 Трудового кодекса Российской Федерации, как в Контрольном управлении, так и дополнительно, в иных органах исполнительной власти города Севастополя.

        Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Базан Н.В., исходя из того, что ответчиком нарушен порядок увольнения истца с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предусмотренный статьей 31 названного федерального закона, Базан Н.В. не были предложены для замещения в Главном контрольном управлении города Севастополя вакантные должности по главной группе должностей, категории руководители, заместитель начальника Управления финансового контроля - начальник отдела контроля в сфере бюджетных правоотношений, начальник отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности, заместитель начальника отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности, начальник отдела правовой работы, методологии и делопроизводства, начальник отдела бухгалтерского учета и материально-технического обеспечения. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении порядка увольнения истца, незаконности приказа Главного контрольного управления города Севастополя от 26.12.2022 года № 115-К о расторжении служебного контракта с Базан Н.В., об освобождении ее от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы, восстановлении истца на государственной гражданской службе в прежней должности. Установив факт нарушения трудовых прав истца, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда 30 000 рублей, определив ее с учетом требований разумности и справедливости.

        С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, исходит из следующего.

        Одним из принципов государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, является принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего (пункт 3 статьи 4 названного закона).

        В пункте 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ закреплено такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы, как расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 указанного федерального закона).

        В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

        Статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.

        Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

        О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

        Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (часть 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

        Оценка гражданских служащих в целях определения преимущественного права на замещение иной должности гражданской службы производится с применением Методических рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по внедрению механизмов, обеспечивающих сохранение кадрового потенциала государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, которые разработаны в целях оказания содействия во внедрении механизмов, обеспечивающих сохранение кадрового потенциала государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти и (или) их территориальных органах, обеспечивающих предоставление преимущественного права на замещение должности государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим, имеющим более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду их профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

        В соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

        В силу ч. 6 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 названного федерального закона.

        Из изложенного следует, что обязанность представителя нанимателя государственного органа по предложению всех имеющихся вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа императивно установлена ч. 5 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

        Данная обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, замещающих сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предложить имеющиеся вакантные должности. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предлагать всем гражданским служащим, замещающим сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе все имеющиеся вакантные должности с учетом категории и группы замещаемых гражданскими служащими должностей гражданской службы, уровня их квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В противном случае будет нарушен один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения (п. 3 ст. 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

        Если на одну вакантную должность гражданской службы претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя в этом случае с учетом положений ч. 4 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) обязан решить вопрос о том, кого из них перевести на эту должность.

        Таким образом, представитель нанимателя государственного органа вправе расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе) при условии исполнения им обязанности по предложению этому гражданскому служащему всех имеющихся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей с учетом квалификационных требований к предоставляемой для замещения должности, предусмотренных ч. 5 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Неисполнение представителем нанимателя такой обязанности в случае спора о законности увольнения гражданского служащего с гражданской службы по названным основаниям влечет признание судом увольнения незаконным.

        Приведенное правовое регулирование государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа направлено на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.

        В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 даны разъяснения о том, что в соответствии с частью 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

        При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части первой статьи 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 ТК РФ).

        Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия исходит из того, что часть 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ устанавливает обязанность, а не право представителя нанимателя при проведении мероприятий по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа предлагать гражданскому служащему, должность которого подлежит сокращению, или гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности. Эта обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, должности которых подлежат сокращению, предложить имеющиеся вакантные должности. Ввиду того, что при проведении организационно-штатных мероприятий в Главном контрольном управлении города Севастополя имелись вакантные должности заместителя начальника Управления финансового контроля - начальник отдела контроля в сфере бюджетных правоотношений, начальника отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности, заместителя начальника отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности, начальника отдела бухгалтерского учета и материально-технического обеспечения, начальника отдела правовой работы, методологии и делопроизводства, соответствующие категории и группе (категория «руководители» главной группы должностей гражданской службы) занимаемой Базан Н.В. должности начальника Управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Севастополя, которая подлежала сокращению, представитель нанимателя в соответствии с положениями части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ был обязан предложить Базан Н.В. указанные вакантные должности. Сами по себе обстоятельства того, что у Базан Н.В. узкое направление деятельности по предыдущей должности, отсутствует опыт работы в проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, не имеется стажа и опыта работы главным бухгалтером (бухгалтером) в бюджетной организации, отсутствуют навыки работы в профессиональных специализированных бухгалтерских системах, не свидетельствуют о том, что истец не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к указанным выше должностям. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

        Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия считает, что обязанность предложить все имеющиеся вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой Базан Н.В. должности гражданской службы, уровня ее квалификации, ее специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, представитель нанимателя не исполнил, предложив Базан Н.В. вакантную должность главного государственного инспектора отдела ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

        ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 8.2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 37 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2004 ░. N 79-░░ "░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░".

        ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5 ░░░░░░ 31 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2004 ░. N 79-░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 4 ░░░░░░ 31 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2004 ░. N 79-░░ (░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░, ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

        ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 26.12.2022 ░░░░ № 115-░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░. 56 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

        ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░. ░░. 12, 56, 67 ░░░ ░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.

        ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 327, ░. 1 ░░. 328, ░░. 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░,

        ░░░░░░░░░░:

        ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

        ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

        ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

        ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░:                                                      ░.░.░░░░░

        ░░░░░:                                                                                       ░.░.░░░░░░░░░

                                                                                                            ░.░.░░░░░░░░

33-394/2024 (33-4541/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура города Севастополя
Базан Наталья Владимировна
Ответчики
Главное контрольное управление города Севастополя
Другие
Правительство Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Козуб Елена Викторовна
Дело на сайте суда
gs.sev.sudrf.ru
20.12.2023Передача дела судье
05.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Передано в экспедицию
05.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее