Решение по делу № 2-1553/2019 от 05.02.2019

Дело №2-1553/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2019 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Седовой Е.А.,

при секретаре Кидрон-Лисовской М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бехтерева П.П. к Министерству социальной политики Калининградской области, ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о признании права на меры социальной поддержки ветерана труда, о возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки ветерана труда и произвести выплату,

УСТАНОВИЛ:

Бехтерев П.П. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной политики Калининградской области, в обоснование которого указал на то, что он является пенсионером, и с момента присвоения звания «Ветеран труда» ему начислялись и выплачивались региональные ежемесячные денежные выплаты до снятия с регистрационного учета в ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Снятие с регистрационного учета обусловлено продажей данной квартиры. С ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировался по адресу: <адрес>, в связи с приобретением нового жилья. Несмотря на отсутствие регистрации, в указанный период он оставался проживать в Калининграде. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о выплате региональных ежемесячных денежных выплат, однако, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он не значился зарегистрированным, выплаты за данные период ему не начислены. Не согласившись с такими действиями ответчика, просил суд признать за ним право на ежемесячные денежные выплаты ветерана труда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, обязать ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» назначить и выплатить ему ежемесячные денежные выплаты ветерана труда за указанные период с последующей их индексацией, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины.

Истец Бехтерев П.П. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что в период снятия с регистрационного учета в <адрес> по месту жительства родителей он не выезжал, оставался без регистрации проживать в квартире по адресу <адрес>, по договору аренды. С момента покупки дома в нем невозможно было зарегистрироваться, поскольку ему не был присвоен адрес. После того, как дочь оформила все документы на дом, они зарегистрировались по адресу дома.

Представитель ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» Скуратова Ю.П., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Дополнительно пояснила, что, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ в рамках единой системы межведомственного электронного взаимодействия поступили сведения о снятии истца с регистрационного учета, выплаты прекращены, поскольку они предоставляются по месту регистрации гражданина. Данные выплаты возобновлены на основании заявления истца с ДД.ММ.ГГГГ, после постановки его на регистрационный учет.

Представитель Министерства социальной политики Калининградской области Антонова М.А., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. В представленном отзыве на иск просила в удовлетворении требований отказать, поскольку истец самостоятельно снялся с регистрационного учета по месту жительства в ДД.ММ.ГГГГ, правовые основания для начисления выплаты отсутствовали. Ежемесячная выплата возобновлена с даты обращения за ней после регистрации по новому месту жительства в г. Калининграде.

Кроме того, ответчиками заявлено о пропуске истцом трехгодичного срока исковой давности.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки.

Статьей 22 данного Федерального закона предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки для отдельных категорий жителей Калининградской области регулируются Законом Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (далее – Закон).

Согласно ст. 4 Закона лицам, признанным в установленном законодательством порядке ветеранами труда, после установления (назначения) пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и (или) Федеральным законом «О страховых пенсиях», независимо от продолжения трудовой деятельности в качестве меры социальной поддержки предоставляется ежемесячная денежная выплата.

Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, установленных для отдельных категорий жителей Калининградской области настоящим Законом, установлены Постановлением Правительства Калининградской области от 08 мая 2009 года № 282.

В соответствии с настоящим Порядком назначаются и выплачиваются ежемесячные денежные выплаты, в том числе лицам, имеющим звание «Ветеран труда» (подп. 1 п. 23).

На основании п. 31 Порядка ежемесячная денежная выплата гражданам, указанным в подпунктах 1-5 пункта 23 Порядка, назначается с месяца обращения за ней. Месяцем обращения считается месяц подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами.

Социальные выплаты, перечисленные в подпунктах 1-10 пункта 1 Порядка, назначаются и выплачиваются уполномоченным государственным учреждением в сфере социальной поддержки населения по месту жительства, которым является ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения».

Для назначения ежемесячной денежной выплаты гражданам, указанным в подп. 1 п. 23 Порядка, заявитель представляет в уполномоченное государственное учреждение в сфере социальной поддержки населения по месту жительства документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства заявителя, принадлежность к гражданству Российской Федерации; удостоверение ветерана образца, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 года № 423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются меры социальной поддержки ветеранов военной службы и ветеранов труда».

Таким образом, для получения в качестве меры социальной поддержки ежемесячной социальной выплаты необходимо одновременное наличие следующих условий: присвоение лицу звания «Ветеран труда», назначение (установление) пенсии по старости, проживание на территории Калининградской области.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Бехтерев П.П. является получателем страховой пенсии по старости.

ДД.ММ.ГГГГ Бехтереву П.П. выдано удостоверение, дающее права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст. ст. 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».

ДД.ММ.ГГГГ Бехтерев П.П. снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

В этом же месяце в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» в рамках единой системы межведомственного электронного взаимодействия поступили сведения о том, что Бехтерев П.П. снят с регистрационного учета по месту жительства, сведений о постановке на учет по новому месту жительства не поступало, в связи с чем предоставление мер социальной поддержки ветерана труда в виде региональной ежемесячной денежной выплаты (далее - РЕДВ) было приостановлено.

ДД.ММ.ГГГГ Бехтерев П.П. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. Калининграда с заявлением о назначении РЕВД, в котором он просил произвести выплаты с момента их приостановления.

С ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена и выплачивается РЕВД.

Между тем истец, ссылаясь на нарушение его права на получение РЕВД за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с настоящим иском.

Данные доводы истца судом проверены и заслуживают внимания в силу следующего.

Судом установлено, что снятие истца с регистрационного учета по месту жительства по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, произведено в связи с заключением договора купли-продажи между Б.В.М. (супруга истца) и А.О.Н., что подтверждается сведениями из ЕГРН.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Т.Л.Р. пояснила, что ей и ее детям на праве долевой собственности принадлежит дом по <адрес>. Данный дом приобретен ими ДД.ММ.ГГГГ для проживания всех членов семьи, в том числе отца Бехтерева П.П., однако до ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме не представлялось возможным зарегистрироваться ввиду отсутствия адреса у дома, после присвоения которого произведен регистрационный учет по месту жительства.

Данные обстоятельства подтверждены представленными договором купли-продажи жилого дома, сведениями из домовой книги.

Кроме того, судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бехтерев П.П. совместно с Б.В.М. проживали по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой начальника отдела полиции № 2 УМВД России по г. Калининграду Чуйкина С.Г.

На основании постановления по делу об административном правонарушении начальника полиции ОП № 2 УМВД России по г. Калининграду Чуйкина С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ истец ввиду проживания на территории РФ без регистрации по месту жительства привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ.

Согласно сведениям, содержащимся в заграничном паспорте истца, пересечений границы РФ, в том числе за территорию Калининградской области, не установлено.

По сообщению <адрес> ГКУ СЗ «Межрайонное управление социальной защиты населения в <адрес>», Бехтерев П.П. ранее проживавший в <адрес> на учете в КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в <адрес>» не состоял и мерами социальной поддержки не пользовался.

В соответствии с п. 30 Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки, установленных для отдельных категорий жителей Калининградской области настоящим Законом, утвержденных Постановлением Правительства Калининградской области от 08 мая 2009 года № 282, ежемесячная денежная выплата не назначается, а выплата ранее назначенной прекращается в следующих случаях:

1) при постоянном проживании гражданина в стационарном учреждении социального обслуживания;

2) при отбывании гражданином наказания в учреждениях пенитенциарной системы;

3) при издании исполнительным органом государственной власти Калининградской области, принявшим решение о присвоении звания «Ветеран труда», правового акта об отмене решения о присвоении гражданину звания «Ветеран труда».

Подпунктом 2 п. 31 Порядка предусмотрено, что лицам, указанным в пункте 23 Порядка, постоянно проживающим в другом субъекте Российской Федерации, ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается при условии неполучения ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой органами социальной защиты населения по месту жительства.

При этом в силу положений Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 2, 27, 71).

Статья 3 Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» содержит прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Следовательно, меры социальной поддержки могут предоставляться гражданам по месту пребывания или по месту фактического их проживания на территории Калининградской области на период их пребывания или период фактического проживания при условии неполучения гражданами мер социальной поддержки.

Таким образом, руководствуясь вышеприведенными нормами права, принимая во внимание, что право на вышеназванные меры возникло у Бехтерева П.П. до его снятия с регистрационного учета, то есть с момента первичного обращения за их назначением, учитывая, что снятие гражданина с регистрационного учета не является одним из оснований для прекращения предоставления РЕДВ, предусмотренных в п. 30 Порядка, каких-либо данных о назначении и выплате Бехтереву П.П. мер социальной поддержки в других субъектах Российской Федерации в материалах дела не имеется, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» обязанности предоставить меры социальной поддержки ветерана труда и произвести региональную ежемесячную денежную выплату в соответствии с Законом Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области».

Определяя период, за который подлежит выплата, суд учитывает заявленное ответчиками ходатайство о применении срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ, три года со дня приостановления выплаты РЕДВ.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ст. 199 ГК РФ).

В силу ст. 200 ГК РФ исковая давность исчисляется отдельно по каждой ежемесячной выплате.

Согласно ст. 204 ГК РФ при оставлении судом иска без рассмотрения течение срока исковой давности, начавшееся до предъявления иска, продолжается в общем порядке, если иное не вытекает из оснований, по которым осуществление судебной защиты права прекращено.

Если после оставления иска без рассмотрения неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев, за исключением случаев, если основанием оставления иска без рассмотрения послужили действия (бездействие) истца.

Установлено, что ранее 22 февраля 2018 года истец обращался в суд с аналогичным иском, который определением суда от 16 июля 2018 года оставлен без рассмотрения ввиду повторной неявки истца, не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.

Однако данное обстоятельство не является уважительной причиной пропуска срока исковой давности и основанием для его продления.

Иных причин, явившихся основанием пропуска срока исковой давности, истцом не приведено.

С настоящим иском Бехтерев П.П. обратился в суд лишь 05 февраля 2019 года.

Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению за период с февраля 2016 года по ноябрь 2017 года.

При этом, поскольку индексация ежемесячных денежных выплат предусмотрена вышеназванным Порядком, то дополнительно на ее указание в решении суда не требуется.

Принимая во внимание, что решение вопроса о предоставлении ежемесячной денежной     выплаты ветеранам труда и лицам, к ним приравненным, не относится к компетенции Министерства социальной политики Калининградской области, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований к Министерству.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» подлежат взысканию в пользу Бехтерева П.П. расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бехтерева П.П. удовлетворить частично.

Обязать ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» предоставить Бехтереву П.П. меры социальной поддержки ветерана труда и произвести региональную ежемесячную денежную выплату в соответствии с Законом Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» за период с февраля 2016 года по ноябрь 2017 года, в удовлетворении остальной части иска отказать.

Исковые требования Бехтерева П.П. к Министерству социальной политики Калининградской области оставить без удовлетворения.

Взыскать с ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» в пользу Бехтерева П.П. уплаченную государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2019 года.

Судья Е.А. Седова

2-1553/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бехтерев Петр Платонович
Ответчики
Министерство социальной политики Калининградской области
Другие
ОГКУ Центр социальной поддержки населения
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининград
Судья
Седова Е.А.
Дело на сайте суда
leningradsky.kln.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2020Дело оформлено
23.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее