Дело № 2- 2893/2018 мотивированное решение составлено 16.07.18 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2018 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Андреевой И.С.,
при секретаре Корчагиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к *** таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск,
у с т а н о в и л:
ФИО1 (далее – Истец) обратился в суд с иском к *** таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России (далее - Ответчик) о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск. В обоснование исковых требований указал, что в период с *** по *** истец проходил службу в *** таможне в должности *** оперативно-розыскного отдела. *** ФИО1 был уволен со службы в таможенных органах РФ на основании приказа №*** от *** «Об увольнении ФИО1» в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 ст. 48 Федерального Закона РФ №114 от 21.07.1997 г. «О службе в таможенных органах», по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Считает, что за время службы в *** таможне части дополнительного отпуска за службу в таможенных органах не предоставленные и не компенсированные в денежном выражении в общем количестве составили 47 календарных дней, за которые при его увольнении не выплачена компенсация. С учетом изложенного, Истец просит суд взыскать с *** таможни денежную компенсацию за не предоставленные и неиспользованные части дополнительного отпуска за службу в таможенных органах за период *** в количестве 47 (сорок семь) календарных дней.
Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил суд взыскать с *** таможни денежную компенсацию за не предоставленные и неиспользованные части дополнительного отпуска за службу в таможенных органах за период ***. в количестве 47 (сорок семь) календарных дней в размере 202 987 руб. 36 коп.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить. Представил письменные возражения на отзыв ответчика, в которых указал, что Закон РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» может быть применен только к указанным территориям, соответственно не распространяется на всю территорию РФ как Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», соответственно должен применяться отдельно, тем самым не учитываться при определении общей продолжительности дополнительных отпусков и 24 календарных дня не должны входить в 60 календарных дней. В соответствии со статьёй 40 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», сотруднику таможенного органа предоставляются другие отпуска в порядке и продолжительностью, которые установлены законодательством Российской Федерации, при этом следует учитывать отсылочную норму на Главу 19 ТК РФ, где в соответствии со статьёй 120 ТК РФ, продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Фактически ФИО1 предоставлялся один дополнительный отпуск за службу в районах Крайнего Севера, тем самым он был лишен права на другой дополнительный отпуск за выслугу лет в таможенных органах, хотя сотрудники других таможенных органов РФ (вне районов Крайнего Севера) в полном объеме используют своё право. В соответствии со статьёй 5 Трудового кодекса РФ, в случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права необходимо применять Трудовой кодекс РФ как имеющий наибольшую юридическую силу. В соответствии со статьёй 127 Трудового кодекса РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Представитель Ответчика Соколова О.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что условия службы в таможенных органах регулируется Главой V Закона №114-ФЗ, в соответствии со статьей 39 которого, сотруднику таможенного органа предоставляется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью: 1) при выслуге 10 лет - 5 календарных дней; 2) при выслуге 15 лет - 10 календарных дней; 3) при выслуге 20 лет и более - 15 календарных дней. Сотрудникам таможенных органов предоставляется дополнительный отпуск за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях. Перечень указанных должностей, продолжительность и порядок предоставления указанного отпуска устанавливаются Правительством Российской Федерации. Сотрудникам таможенных органов, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями, предоставляется дополнительный ежегодный отпуск. Перечень указанных районов и местностей, а также продолжительность дополнительного отпуска определяются Правительством Российской Федерации. Указанным сотрудникам по их желанию разрешается соединение очередных ежегодных отпусков за два года. В связи с тем, что на сотрудников таможенных органов в данном случае распространяется действие статьи 14 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», им предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня. Однако, согласно пункту 4 статьи 39 ФЗ №144 дополнительные отпуска, предусмотренные пунктами 1 - 3 настоящей статьи, суммируются с очередным ежегодным отпуском, при этом на основании Закона №114-ФЗ, который является специальным и подлежащим применению, установлена максимальная продолжительность отпуска в количестве не более 60 календарных дней, с учетом основного отпуска продолжительностью 30 календарных дней, отпуска в районах Крайнего Севера продолжительностью 24 календарных дня и за выслугу лет, независимо от количества дней отпуска при их суммарном исчислении. Очередной ежегодный и дополнительный отпуска сотрудникам должны быть предоставлены в течение календарного года. Согласно пункту 17 Инструкции об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России №260 от 31.03.2005 г. (в ред. 16.06.2013 г.), при увольнении сотруднику выплачивается денежная компенсация за неиспользованные очередные ежегодные и дополнительные отпуска. При этом по смыслу положений Закона №144-ФЗ и названной Инструкции не предусмотрено право сотрудников таможенного органа на получение компенсации при увольнении из таможенного органа за не использованные дни отпуска в части, превышающей 60 календарных дней. При увольнении ФИО1 со службы в таможенных органов Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приказа *** таможни от ***г. №*** «Об увольнении ФИО1» истцу была произведена выплата денежной компенсации за неиспользованные отпуска за *** год – в количестве 10 календарных дней, дополнительного за выслугу лет в количестве 2,5 календарных дней. Поскольку вопросы предоставления сотрудникам таможенных органов отпусков урегулированы Законом №114-ФЗ, то основания для применения аналогии закона, как о том утверждает Заявитель, отсутствуют. С учетом изложенного, у *** таможни отсутствовали правовые основания для выплаты ФИО1 компенсации за неиспользованные 47 дней дополнительного отпуска за период *** в связи с чем, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав представителя Ответчика, изучив материалы гражданского дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона №114-ФЗ от 21.07.1997 года «О службе в таможенных органах» (далее – Закон №114-ФЗ) служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона №114-ФЗ правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральных закон, другие федеральные закона и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
В судебном заседании установлено, что Истец ФИО1 в период с *** по *** проходил службу в *** таможне в должности ***, что подтверждается копией трудовой книжки *** (л.д. 13).
*** ФИО1 был уволен со службы в таможенных органах РФ на основании приказа №*** от *** «Об увольнении ФИО1» в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 ст. 48 Федерального Закона РФ №114 от 21.07.1997 г. «О службе в таможенных органах», по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (л.д. 8-9).
На момент трудоустройства в Мурманскую таможню ФИО1 имел выслугу ***, поскольку у истца имелся календарный стаж службы в *** и календарный стаж службы в Вооруженных силах РФ ***. Указанный стаж в соответствии с действующим законодательством был приравнен к стажу службы в таможенных органах.
Истец просит взыскать с *** таможни денежную компенсацию за не предоставленные и неиспользованные части дополнительного отпуска за службу в таможенных органах за период ***. в общем количестве 47 (сорок семь) календарных дней в размере 202 987 руб. 36 коп.
По мнению суда, требования Истца не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Условия службы в таможенных органах регулируется Главой V Федерального Закона №114-ФЗ от 21.07.1997 г. «О службе в таможенных органах» (далее – Закон №114-ФЗ).
В соответствии со статьей 39 названного Закона сотруднику таможенного органа предоставляется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью: при выслуге 10 лет - 5 календарных дней; при выслуге 15 лет - 10 календарных дней; при выслуге 20 лет и более - 15 календарных дней.
Сотрудникам таможенных органов предоставляется дополнительный отпуск за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях. Перечень указанных должностей, продолжительность и порядок предоставления указанного отпуска устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, сотрудникам таможенных органов, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями, предоставляется дополнительный ежегодный отпуск. Перечень указанных районов и местностей, а также продолжительность дополнительного отпуска определяются Правительством Российской Федерации.
В связи с тем, что на сотрудников таможенных органов в данном случае распространяется действие статьи 14 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», им предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня.
При этом, согласно пункту 4 Закона статьи 39 №144-ФЗ дополнительные отпуска, предусмотренные пунктами 1 - 3 настоящей статьи, суммируются с очередным ежегодным отпуском, общая продолжительность которого, не должна превышать 60 календарных дней.
Следовательно, Законом №114-ФЗ, который является специальным и подлежащим применению, установлена максимальная продолжительность отпуска в количестве не более 60 календарных дней, с учетом основного отпуска продолжительностью 30 календарных дней, отпуска в районах Крайнего Севера продолжительностью 24 календарных дня и за выслугу лет, независимо от количества дней отпуска при их суммарном исчислении.
В соответствии с пунктом 11 Инструкции об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России №260 от 31.03.2005г. (в ред. 16.06.2013 г.) дополнительные отпуска за выслугу лет в таможенных органах, за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями суммируются с очередным ежегодным отпуском.
Из чего следует вывод, что очередной ежегодный и дополнительный отпуска сотрудникам должны быть предоставлены в течение календарного года. В исключительных случаях очередной ежегодный и дополнительный отпуска могут быть перенесены и предоставлены в установленном порядке не позднее 12 месяцев после окончания того года, за который они предоставляются.
Согласно пункту 17 названной Инструкции при увольнении сотруднику выплачивается денежная компенсация за неиспользованные очередные ежегодные и дополнительные отпуска.
Принимая во внимание положения Закона №144-ФЗ и Инструкции об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России №260 от 31.03.2005г. (в ред. 16.06.2013 г.), суд приходит к выводу о том, что в данном случае, не предусмотрено право сотрудников таможенного органа на получение компенсации при увольнении из таможенного органа за не использованные дни отпуска в части, превышающей 60 календарных дней.
Как установлено в судебном заседании, при увольнении ФИО1 со службы в таможенных органов Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приказа Мурманской таможни от *** №*** «Об увольнении ФИО1» Истцу была произведена выплата денежной компенсации за неиспользованные отпуска за *** год – очередного в количестве 10 календарных дней, дополнительного за выслугу лет в количестве 2,5 календарных дней.
Доводы Истца о том, что продолжительность дополнительного отпуска, установленного Законом №4520-1, не должна быть учтена при определении общей продолжительности основного и дополнительных отпусков, суд считает не правомерными, поскольку порядок предоставления отпусков сотрудникам таможенных органов урегулирован Федеральным законом №114-ФЗ и Приказом ФТС России от 31.03.2005 № 260 «Об утверждении Инструкции об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов Российской Федерации».
Доводы Истца о том, что в случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права необходимо применять Трудовой кодекс РФ как имеющий наибольшую юридическую силу, в связи с чем в силу ст. 127 Трудового кодекса РФ, при увольнении работнику должна выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска, по мнению суда, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку порядок предоставления отпусков сотрудникам таможенных органов урегулирован Федеральным законом №114-ФЗ и Приказом ФТС России от 31.03.2005 № 260 «Об утверждении Инструкции об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов Российской Федерации» и указанный закон не противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
Ссылку Истца на ст.120 ТК РФ, согласно которой продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков (основного и дополнительного) исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается, суд считает не состоятельной, поскольку Трудовой кодекс РФ не устанавливает максимальную продолжительность отпуска, а требование ст.39 Федерального закона № 114-ФЗ, регулирующей профессиональную деятельность Истца на момент службы в таможенных органах не позволяет предоставить отпуск больше 60 календарных дней в году.
Учитывая тот факт, что вопросы предоставления сотрудникам таможенных органов отпусков урегулированы Законом №114-ФЗ, суд считает, что оснований для его отдельного применения, как считает Истец, отсутствуют.
В судебном заседании установлено и, не оспорено Истцом, что Мурманской таможней, в спорный период Истцу ежегодно предоставлялся отпуск в количестве 60 календарных дней.
Кроме того, в течение всего периода службы, Истцом не было заявлено каких либо требований о нарушении его конституционных и трудовых прав, в частности, начиная с 2009 года, о предоставлении компенсации за неиспользованные части дополнительного отпуска либо о предоставлении дополнительного отпуска за службу в таможенных органах.
Законом №114-ФЗ, который является специальным и подлежащим применению, установлена максимальная продолжительность отпуска в количестве не более 60 календарных дней, с учетом основного отпуска продолжительностью 30 календарных дней, отпуска в районах Крайнего Севера продолжительностью 24 календарных дня и за выслугу лет, независимо от количества дней отпуска при их суммарном исчислении.
Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы Истца, приведенные в обоснование заявленных требований, направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела и собранных доказательств.
Иных доводов, которые бы опровергали изложенные выше выводы суда, Истцом не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства и принимая во внимание приведенные выше нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования являются необоснованными, недоказанными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Мурманской таможне о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Судья И.С. Андреева