Решение по делу № 2-467/2016 от 07.04.2016

Дело №2-467/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2016 года г.Бологое

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н.,

при секретаре Андайкиной А.В.,

с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Зеленской А.С.,

представителя ответчика МУП «Валдайское ЖКХ» Федоровой И.А.,

представителя третьего лица АО «ТверьАтомЭнергоСбыт» Смирновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области гражданское дело по иску Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Валдайское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности заключить договор на поставку электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужды,

У С Т А Н О В И Л:

Бологовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Валдайское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности заключить договор на поставку электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужды, мотивируя иск тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой на основании поступившего обращения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» проведена проверка соблюдения требований законодательства о предоставлении коммунальных услуг.

МУП «Валдайское ЖКХ» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, распложенными в Валдайском сельском поселении.

Было установлено, что МУП «Валдайское ЖКХ» по состоянию на 30.03.2016 не заключило с ресурсоснабжающей организацией договор на поставку электроэнергии, предоставляемой потребителям на обще домовые нужды.

Указанное обстоятельство нарушает требования законодательства по следующим основаниям.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса (ч.7 ст.155 ЖК РФ).

В силу 7.1 ст.155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

В данном случае, именно МУП «Валдайское ЖКХ» является исполнителем коммунальных услуг и имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования.

С 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354 во исполнение требований ст. 157 ЖК РФ (далее - Правила).

Согласно п. 1 указанных Правил "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 13 Правил).

В силу п. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги установлены Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".

Согласно п. 10 указанного нормативного акта, ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.

Обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц обусловлено следующим. Согласно п. 17 и 18 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются, в частности, такие условия, как показатели качества поставляемого коммунального ресурса, порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок определения цены договора, порядок оплаты коммунального ресурса, условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса, порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество, объем коммунальной услуги и иные условия, которые непосредственно затрагивают права потребителей, пользующихся коммунальной услугой по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, круг которых индивидуализировать и привлечь в качестве истцов невозможно.

Несмотря на направление ресурсоснабжающей организацией оферты о заключении договора электроснабжения в целях предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, предоставляемому на общедомовые нужды, ответчик указанный договор не заключил.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит возложить на МУП «Валдайское ЖКХ» в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу заключить договор на поставку электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужды, с ресурсоснабжающей организацией.

В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Зеленская А.С. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам. Считает, что возражения представителя ответчика несостоятельны, так как решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отсутствует, в связи с чем необходимо заключить договор сАО «АтомЭнергоСбыт» на поставку электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужды.

В судебном заседании представитель ответчика МУП «Валдайское ЖКХ» Федорова И.А. возражала против удовлетворения иска, пояснив суду, что согласно положению п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года, предъявление оплаты за освещение мест общего пользования, применимо только при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений. Многоквартирные дома в д. Михайловское и д. Корыхново находятся в управлении МУП «Валдайское ЖКХ». При выборе другого способа управления многоквартирным домом, в данном случае управление управляющей организацией, применение положения п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (то есть предъявление оплаты за освещение мест общего пользования) незаконно. Согласно п. 6 Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома, под которой понимается наличие внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе по электроснабжению. Освещение мест общего пользования не является коммунальной услугой для потребителей, как противоречащее положению п.6 Правил.

В многоквартирных домах находящихся на обслуживании МУП «Валдайское ЖКХ» отсутствуют инженерные системы и общедомовой электросчётчик, позволяющий предоставлять потребителю услуги по электроснабжению. Кроме того, многоквартирные дома не обустроены приборами учета, собрание собственников помещений в многоквартирных домах по вопросу внесения платы за ОДН непосредственного МУП «Валдайское ЖКХ» приведено не было. Жильцы многоквартирных домов вносят плату за непосредственно ресурсоснабжающей организации, что их устраивает. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица АО «ТверьАтомЭнергоСбыт» Смирнова Н.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования согласно доводам, изложенным в отзыве на иск.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 116 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика» с 01 апреля 2014 г. АО «АтомЭнергоСбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии в отношении зоны деятельности ОАО «МРСК Центра», а именно, административных границ Тверской области, за исключением второй зоны деятельности ОАО «МРСК Центра» и зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт».

В соответствии с требованиями, установленными пунктом 21 Основных положений, а так же пунктом 10 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124 (далее - Правила № 124), гарантирующий поставщик АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» направил ответчику проект договора энергоснабжения для целей обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжение на общедомовые нужды (копия почтового уведомления имеется в материалах дела). Однако ответчик на наше обращение не ответил.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Согласно п. 1 указанных правил «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Предоставление таких услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

В силу подпунктов а), б) пункта 31 указанных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям. А в силу п. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 ст. 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Решений общего собрания собственником помещений в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ по внесению платы за электроэнергию на общедомовые нужды в ресурсоснабжающую организацию в ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» не предоставлялось.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что домами 1,2 по ул.Советская д.Корыхново, д.2, 5 по ул.Новикова, 1,2,3,4 по ул.Цветочная д.Михайловское управляют какие-либо другие управляющие компании, следовательно, МУП управляет указанными выше домами в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ). Постановление Правительства РФ содержит расчеты для домов с приборами учета и без таковых. Если отсутствует решение собственников помещений, договор на поставку электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужды, с ресурсоснабжающей организацией необходимо заключить.

На основании изложенного, просила суд удовлетворить исковые требования Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в полном объеме.

Выслушав мнение прокурора, представителя ответчика и представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Пунктом 7.1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, и положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

С учетом положений ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, действующее жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая непосредственного управления таким домом собственниками помещений дома.

Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Судом установленои не оспаривалось ответчиком, что МУП «Валдайское ЖКХ» является управляющей организацией многоквартирных домов №1,2 по ул.Советская д.Корыхного, домов №2,5 по ул.Новикова, домов №1,2,3,4 по ул.Цветочная д.Михайловское.

Таким образом, именно МУП «Валдайское ЖКХ» является исполнителем коммунальных услуг и имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования.

Жилищным кодексом РФ не предусмотрена возможность оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании мест общего пользования в многоквартирном жилом доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Управляющие организации, товарищества собственников жилья в силу ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу энергоснабжения.

Право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Оплату остальной электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации, ТСЖ.

Таким образом, в силу выше приведенных норм управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 ст. 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Согласно информации АО «АтомЭнергоСбыт» как гарантирующего поставщика электрической энергии МУП «Валдайское ЖКХ» не заключило договор на поставку электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужды, что непосредственно нарушает права потребителей, пользующихся коммунальной услугой по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды.

При этом суд признает несостоятельными доводы представителя ответчика, поскольку МУП «Валдайское ЖКХ», являющаяся управляющей организацией многоквартирных домов №1,2 по ул.Советская д.Корыхного, №2,5 по ул.Новикова, №1,2,3,4 по ул.Цветочная д.Михайловское, несет ответственность за содержание общего имущества в указанных домах в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленным Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Учитывая изложенное, суд возлагает на МУП «Валдайское ЖКХ» обязанность по заключению с ресурсоснабжающей организацией договора на поставку электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужды.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100%.

Статьей 2 Закона Тверской области от 18 января 2005 года №4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов» Бологовский район наделён статусом муниципального района, в связи с чем, суд взыскивает с МУП «Валдайское ЖКХ» государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в сумме 300 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Валдайское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности заключить договор на поставку электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужды, удовлетворить.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Валдайское жилищно-коммунальное хозяйство» обязанность заключить договор на поставку электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужды, с ресурсоснабжающей организацией в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Валдайское жилищно-коммунальное хозяйство» государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в сумме 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 27 мая 2016 года.

Председательствующий Ж.Н. Бондарева

2-467/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Бологовский межрайонный прокурор
Ответчики
МУП "Валдайское ЖКХ"
Другие
АО "ТверьАтомЭнергоСбыт"
Суд
Бологовский городской суд Тверской области
Дело на сайте суда
bologovsky.twr.sudrf.ru
07.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2016Передача материалов судье
11.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2016Судебное заседание
24.05.2016Судебное заседание
27.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее