Решение по делу № 2-223/2019 от 16.01.2019

Дело № 2-223/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2019 года                                         г. Гуково Ростовская область

Гуковский городской суд Ростовской области

в составе: председательствующего судьи И.Г.Петриченко,

при секретаре Волобуевой В.В.,

с участием помощника прокурора г. Гуково Карпенко Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Гуково в интересах Российской Федерации к Колтуновой Н.Ю., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительной справки МСЭ, выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности, взыскании пенсии,

     установил:       

    

заместитель прокурора г. Гуково, действуя в интересах Российской Федерации в лице ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонного), обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что прокуратурой города проведена проверка законности установления инвалидности Колтуновой Н.Ю.. Установлено, что согласно справке серии <данные изъяты> , выданной Бюро № 30- филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», 13.07.2015 Колтуновой Н.Ю. впервые установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания. Проверкой установлено, что согласно сведениям ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», в Единой автоматизированной вертикально - интегрированной информационно - аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ, отсутствуют данные о прохождении медико - социальной экспертизы Колтуновой Н.Ю., медико - экспертная документация на бумажном носителе в отношении Колтуновой Н.Ю. также отсутствует. Согласно сведениям, представленным МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково, в журнале клинико-экспертной работы врачебной комиссии МБУЗ ЦГБ г. Гуково отсутствует регистрационная запись о направлении Колтуновой Н.Ю. на медико-социальное освидетельствование. Таким образом, отсутствуют объективные данные, подтверждающие прохождение Колтуновой Н.Ю. медико - социального освидетельствования в Бюро № 30 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области». За период с 13.07.2015 по 03.12.2018 Колтуновой Н.Ю. получены пенсионные выплаты по инвалидности в общей сумме 565664,08 рубля. В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Из изложенного следует, что для взыскания с лица причиненного Пенсионному фонду РФ ущерба следует установить вину данного лица в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии. Законом обязанность по предоставлению надлежащих документов, необходимых для установления инвалидности, возложена на заявителя. В данном случае недобросовестность Колтуновой Н.Ю. очевидна и подтверждена письмами ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», МБУЗ «ЦГБ г. Гуково». Представленные сведения свидетельствуют о том, что Колтунова Н.Ю. медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро № 30 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не проходила и при предъявлении недействительной справки в Пенсионный фонд с целью получения пенсии по инвалидности знала об этом. На основании изложенного заместитель прокурора г. Гуково просит признать недействительными с момента выдачи справку Бюро №30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО» серии <данные изъяты> от 13.07.2015, выписку из акта медицинского освидетельствования серии <данные изъяты> от 13.07.2015 об установлении Колтуновой Н.Ю. 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования; взыскать с Колтуновой Н.Ю. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области незаконно полученные за период с 13.07.2015 по 03.12.2018 пенсионные выплаты по инвалидности в общей сумме 565664,08 рубля.

Помощник прокурора г. Гуково Карпенко Р.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении, просил удовлетворить.

    Представитель ГУ - УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонного) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил исковые требования прокурора г. Гуково удовлетворить, рассмотреть дело в их отсутствие.

Ответчик Колтунова Н.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила в суд возражения на исковое заявление, в которых просила применить к исковым требованиям срок исковой давности, в удовлетворении иска отказать, а также заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

    Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором полагал, что исковые требования прокурора г. Гуково подлежат удовлетворению, просил рассмотреть дело без их участия.

    Представитель третьего лица - МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ГУ - УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонного), ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково, ответчика Колтуновой Н.Ю.

       Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд пришел к следующему мнению.

В судебном заседании установлено, что согласно справке серии <данные изъяты> от 13.07.2015, выданной Бюро № 30- филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», 13.07.2015 Колтуновой Н.Ю. впервые установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, причина инвалидности - общее заболевание.

    Согласно сведениям, представленным Управлением Пенсионного фонда в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонным), Колтунова Н.Ю. с 13.07.2015 по декабрь 2018 получала пенсионные выплаты по инвалидности.

     Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально - бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Согласно пункту 5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год               (п. 9 Правил).

Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.

Согласно п. 31 Административного регламента, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.

Согласно п. 27 указанного порядка, на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29.01.2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).

Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств:длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы;проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности;направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

В соответствии с пунктом 8 Классификаций и критериев, утверждённых Приказом Минтруда России от 17.12.2015 года №1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.11 Классификаций и критериев).

Таким образом, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

       В соответствии с п.1 ст.9 указанного Федерального закона, право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    Согласно письму ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.12.2018 , в Единой автоматизированной вертикально - интегрированной информационно - аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ с января 2014, информация о прохождении медико - социальной экспертизы в 2015 Колтуновой Н.Ю. отсутствует; медико - экспертная документация на бумажном носителе в отношении Колтуновой Н.Ю. также отсутствует.

Согласно письму главного врача МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково от 06.12.2018 , Колтунова Н.Ю. в службу медико - социальной экспертизы не направлялась.       

    В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.          В нарушение положений статей 56,57 ГПК РФ каких-либо письменных доказательств о прохождении медико-социальной экспертизы в Бюро № 30 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Колтуновой Н.Ю. не представлено.       

    Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Колтунова Н.Ю. не проходила медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро № 30 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России в нарушение правил прохождения медосвидетельствования, с целью получения справки и пенсии по инвалидности, что является основанием для признания справки МСЭ и выписки из акта медицинского освидетельствования на имя Колтуновой Н.Ю. недействительными.

      При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что пенсия Колтуновой Н.Ю. назначена на основании ничтожной сделки, в результате которой Колтунова Н.Ю. получила справку об инвалидности. В силу п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Суд считает, что Колтунова Н.Ю. умышленно нарушила порядок прохождения медицинского освидетельствования в Бюро № 30 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области». Решение Бюро № 30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» об установлении Колтуновой Н.Ю. 2 группы инвалидности бессрочно принято с нарушением установленной законом процедуры, что свидетельствует о наличии в действиях Колтуновой Н.Ю. недобросовестности.

     Согласно п.п.1,2 ст.10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).         В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

        Согласно сведениям, представленным Управлением Пенсионного фонда в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонным), Колтунова Н.Ю. за период с 13.07.2015 по 31.12.2018 получила пенсионные выплаты по инвалидности в общей сумме 565664,08 рубля.

В соответствии со статьей 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату имеют инвалиды и дети-инвалиды.

      Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из содержания приведенных выше норм законодательства следует, что для взыскания с лица причиненного Пенсионному фонду ущерба следует установить вину данного лица в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 1102 ГК РФ, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Исходя из положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Конституционный суд РФ в Постановлении № 10-П от 26.02.2018 года указал, что положения статей 1102 и 1109 ГК РФ, п. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не могут служить основанием для взыскания с гражданина, признанного инвалидом, полученных им сумм пенсии по инвалидности и ЕДВ, в случае если представленная им справка об установлении инвалидности, составленная по результатам медико-социальной экспертизы признана недействительной вследствие лишь формальных (процедурных) нарушений, допущенных при ее проведении, притом, что такие нарушения не повлияли (не могли повлиять) на оценку ограничений жизнедеятельности гражданина и не обусловлены недобросовестностью (противоправностью) с его стороны.

Однако, оснований для применения положений Постановления Конституционного суда РФ N 10-П от 26.02.2018 года в отношении Колтуновой Н.Ю. не имеется исходя из следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, Колтунова Н.Ю. направление на медико - социальную экспертизу не получала, медико - экспертные документы Колтуновой Н.Ю. в службе МСЭ отсутствуют, поскольку ею не представлялись, что свидетельствует о незаконном получении Колтуновой Н.Ю. справки МСЭ, без проведения освидетельствования. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, Колтуновой Н.Ю. не представлено, доказательства, представленные прокурором, не опровергнуты.

В связи с чем в данном случае отсутствуют условия, указанные Конституционным судом РФ, при наличии которых отсутствуют основания для взыскания с гражданина полученных им сумм пенсии по инвалидности и ЕДВ.

      Таким образом, проанализировав установленные обстоятельства и исследованные доказательства с учетом положений вышеприведенных норм права и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании недействительной справки и выписки из акта медицинского освидетельствования об установлении Колтуновой Н.Ю. второй группы инвалидности и взыскании с Колтуновой Н.Ю. незаконно полученных пенсионных выплат по инвалидности за период 13.07.2015 по 31.12.2018 в общей сумме 565664,08 рубля.

    При этом суд полагает, что оснований для применения срока исковой давности, о чем просил ответчик, не имеется.

    Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ), если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

    Пленум Верховного Суда РФ в п. 3 Постановления от 29.09.2015 года N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснил, что течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

    Таким образом, начало течения срока исковой давности по общему правилу закон связывает с моментом, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, то есть начало течения срока исковой давности совпадает с моментом возникновения у заинтересованной стороны права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

    Какие - либо доказательства того, что Российская Федерация в лице ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонного), в интересах которой прокурор г. Гуково обратился в суд с настоящим иском, знала или должна была узнать о получении ответчиком пенсионных выплат без предусмотренных законом оснований ранее декабря 2018 года, когда прокурором г. Гуково были получены письма ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», МБУЗ «ЦГБ г. Гуково», а также сведения о выплатах по инвалидности Колтуновой Н.Ю., ответчиком не представлено.

Таким образом, из представленных по делу доказательств следует, что о факте незаконных пенсионных выплат Колтуновой Н.Ю. истец узнал в декабре 2018 года, с иском в суд обратился 16.01.2019, т.е. в пределах срока исковой давности по взысканию сумм пенсии и ЕДВ за все время их выплаты.

       При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

     Поскольку истец при обращении в суд с настоящим исковым заявлением в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 150 рублей, с ответчика Колтуновой Н.Ю. подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 9006,64 рублей.       

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -197 ГПК РФ, суд

           

          решил:

     Исковые требования прокурора г. Гуково удовлетворить.

     Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро №30- филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серии <данные изъяты> от 13.07.2015 и выписку из акта освидетельствования серии <данные изъяты> от 13.07.2015 об установлении Колтуновой Н.Ю. второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.

    Взыскать с Колтуновой Н.Ю. в пользу ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) незаконно полученные за период 13.07.2014 по 31.12.2018 пенсионные выплаты по инвалидности в общей сумме 565664,08 рубля.

     Взыскать с Колтуновой Н.Ю. госпошлину в доход местного бюджета в сумме 9006,64 рублей.

    Взыскать с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ госпошлину в доход местного бюджета в сумме 150 рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

       Решение в окончательной форме изготовлено 07.03.2019.

      Судья                                                                              И.Г. Петриченко

2-223/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г.Новошахтинске Ростовской области
Прокурор г. Гуково
Ответчики
Колтунова Наталья Юрьевна
ФКУ "Главного бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Другие
МБУЗ ЦГБ г. Гуково
Суд
Гуковский городской суд Ростовской области
Дело на сайте суда
gukovsky.ros.sudrf.ru
16.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2020Передача материалов судье
16.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2020Подготовка дела (собеседование)
16.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Дело оформлено
16.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее