Дело № 2-5720/2015
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
07 сентября 2015 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при секретаре Блохиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова И. В. к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» о признании незаконным решения об отказе в признании безработным, обязании зарегистрировать в качестве безработного, назначить пособие по безработице, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
у с т а н о в и л :
Власов И.В. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» с требованиями о признании решения заместителя директора ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» ... от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании истца безработным - незаконным и его отмене; обязании ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» зарегистрировать истца в качестве безработного со дня его обращения в ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля», то есть с ДД.ММ.ГГГГ и назначить пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ; взыскании с ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения <адрес>» в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5000 руб.; взыскании с ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» в пользу истца суммы уплаченной госпошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен в связи с сокращением численности штата работодателем органзация 1 ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в отдел занятости населения по месту жительства по вопросу регистрации в качестве ищущего подходящую работу, а в последующем, в случае невозможности предоставления подходящей работы, - признания его безработным с назначением государственного пособия по безработице, заполнил заявление-анкету о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, предоставил паспорт, трудовую книжку, документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию, справку о средней заработной плате для определения размера пособия по безработице - то есть полный пакет документов, необходимый для регистрации в качестве безработного. Истцу была выдана личная карточка № и назначен срок для посещения центра занятости – ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ истец оспаривает трудовые нарушения работодателя в ... районном суде г. Ярославля (гражданское дело №), и ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания, в присутствии представителя работодателя, трудовая книжка Власова И.В. была изъята для проведения судебной экспертизы, о чем имеется запись в протоколе судебного заседания, а также в определении ... районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ. Производство по делу приостановлено. Таким образом, по независящим от истца обстоятельствам, трудовая книжка не может быть представлена в службу занятости, то есть по уважительным причинам. ДД.ММ.ГГГГ из-за отсутствия трудовой книжки центр занятости отказал истцу в выдаче справки о праве сокращенного работника на получение среднего заработка за третий месяц. ДД.ММ.ГГГГ истец явился в срок, установленный службой занятости для регистрации в качестве безработного, однако, ему в этом было отказано из-за отсутствия трудовой книжки. В связи с этим, истцу отказано и в социальной поддержке. Заявленные исковые требования обосновал положениями Конституции РФ, п.1, 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской федерации». Полагает, что отказ в признании его безработным без трудовой книжки, которую он не может представить по независящим от него обстоятельствам, влечет незаконное лишение возможности его трудоустройства, получения пособия по безработице, и существенным образом нарушает гарантированные Конституцией РФ права. С момента обращения и по настоящее время он не признан безработным. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к директору ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» с заявлением об оказании ему социальной поддержки в связи с безработицей. В своем обращении истец обратил внимание директора на уважительность причины отсутствия трудовой книжки. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ заместитель директора ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» ... незаконно отказала в признании истца безработным при отсутствии трудовой книжки. Незаконными действиями заместителя директора ГКУ «Центр занятости населения города Ярославля» Власову И.В. были причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях и чувстве незащищенности.
В судебном заседании истец Власов И.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что трудовая книжка до настоящего времени судом ему не возвращена.
Представитель ответчика ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» по доверенности Жохова Л.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, пояснила, что копии предоставляемых в ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» гражданами документов не делаются, в личное дело не прикладываются. В первый раз обратился Власов И.В. в ДД.ММ.ГГГГ, однако справку о средней заработной плате, оформленную надлежащим образом, представил в ДД.ММ.ГГГГ. Факт трудоустройства или отсутствия трудоустройства может быть подтвержден только трудовой книжкой. Однако трудовая книжка для решения вопроса о признании Власова И.В. безработным представлена в ГКУ ЯО «Центр занятости населения города Ярославля» не была. Перечень документов является исчерпывающий. Власов И.В. был зарегистрирован с целью содействия в поиске работы. При его регистрации были представлены все необходимые документы. Однако в последующем, в нарушение правил, трудовая книжка представлен не была, в связи с чем действия ответчика были законными. Кроме того, Власовым И.В. было представлено определение Ленинского районного суда г.Ярославля о назначении экспертизы, из которого следовало, что срок проведения экспертизы – до ДД.ММ.ГГГГ, однако трудовая книжка до настоящего времени истцом не представлена.
Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика Департамент финансов мэрии г.Ярославля, извещенные о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направили, представили письменный отзыв на иск.
Заместитель директора ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» ... извещенная о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств не заявила.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, считает заявленные исковые требования истца Власова И.В. подлежащими частичному удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со ст. 3 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" утверждены "Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы" и "Правила регистрации безработных граждан".
Согласно п.3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
Согласно п.4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы при постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы: а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты; б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке; д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
В соответствии с п.3 Правил регистрации безработных граждан, регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
Согласно п.4 Правил регистрации безработных граждан, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
В силу п. 9 указанных Правил регистрации безработных граждан, постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.
Согласно п.15. Правил регистрации безработных граждан ведение регистрационного учета безработных граждан, за исключением безработных граждан, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, осуществляется при посещении указанными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы при условии предъявления ими следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
Судом установлено, что Власов И.В. обратился в ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» ДД.ММ.ГГГГ, заполнив анкету-заявление с приложением предусмотренных действующим законодательством документов.
Власов И.В. был зарегистрирован в ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» и поставлен на учет для содействия в подборе подходящей работы.
Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, оформленная в соответствии с требованиями действующего законодательства, был представлен Власовым И.В. в ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем Власов И.В. осуществлял явки в ГКУ ЯО «Центр занятости населения города Ярославля» (ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) с предоставлением всех необходимых документов, за исключением трудовой книжки.
ДД.ММ.ГГГГ Власов И.В. обратился с заявлением на имя директора ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» об оказании содействия в выплате выходного пособия по сокращению за третий месяц, а также назначении пособия по безработице, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Власова И.В. направлен письменный ответ, подписанный заместителем директора ГКУ <адрес> «Центр занятости населения города Ярославля» ..., на его обращение, согласно которого Власову И.В. разъяснено, что при отсутствии трудовой книжки решение о признании его безработным не может быть принято
Судом установлено, что решение о признании Власова И.В. в качестве безработного до настоящего не принято, Власов И.В. в качестве безработного на учет не поставлен, в связи с не предоставлением им оригинала трудовой книжки.
Согласно вышеуказанных норм действующего законодательство, предъявление трудовой книжки как при регистрации лица в целях поиска подходящей работы, так и в последующем при его регистрации в качестве безработного является обязательным.
ГКУ ЯО «Центр занятости населения города Ярославля» не вправе осуществлять за гражданина юридически значимые действия, в том числе в части направления запросов о предоставлении каких-либо документов. Согласно пункту 6 Правил регистрации безработных граждан центры занятости населения вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации только с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными.
Учитывая изложенное, оснований для признания решения заместителя директора ГКУ ЯО «Центр занятости населения города Ярославля» ... от ДД.ММ.ГГГГ незаконным не имеется.
При этом суд также учитывает, что данное письмо является не решением об отказе в признании Власова И.В. безработным, а является ответом на письменное обращение Власова И.В. в адрес ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля», содержащим разъяснение норм законодательства.
Далее, из представленных в материалы гражданского дела документов судом установлено, что оригинал трудовой книжки Власовым И.В. был передан ДД.ММ.ГГГГ для проведения судебной экспертизы во исполнение определения ... районный суд г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени трудовая книжка Власову И.В. не возвращена.
Таким образом, суд учитывает, что Власов И.В. был объективно, по независящим от него обстоятельствам, лишен возможности предъявить в ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» оригинал трудовой книжки.
Судом из представленных в материалы дела письменных доказательств установлено, что Власов И.В. с момента его регистрации в ГКУ ЯО «Центр занятости населения города Ярославля», как гражданина в целях поиска подходящей работы, и до настоящего времени не трудоустроен, что подтверждается фактом нахождения трудовой книжки в судебных органах. Доказательств обратного суду не представлено.
В ходе судебного разбирательства также не представлено доказательств, подтверждающих нарушение истцом условий и сроков перерегистрации, фактов неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин либо наличия иных оснований для отказа Власову В.И. в признании его безработным.
Учитывая вышеизложенное, оценивая всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе причины невозможности предъявления оригинала трудовой книжки, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Власова И.В. о возложении обязанности на ГКУ Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» зарегистрировать истца в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ (с момента предоставления всех предусмотренных действующим законодательством документов, в том числе справки о средней заработной плате) с выплатой пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ. Иное повлечет за собой необоснованное нарушение прав Власова И.В. на получение соответствующего пособия.
Далее, заявленные Власовым И.В. требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, для применения ответственности, предусмотренной статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходима совокупность следующих условий: факт наступления вреда, наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями, размер причиненного вреда и вина причинителя вреда.
Между тем, Власовым И.В. не представлено доказательств наличия вышеуказанных обстоятельств.
В обоснование требований о взыскании компенсации морального вреда в исковом заявлении Власов И.В. ссылается на причинение ему нравственных страданий, выразившихся в переживаниях и чувстве незащищенности.
Фактически свое требование о компенсации морального вреда истец основывает на испытываемых нравственных страданиях вследствие нарушения ответчиком своего обязательства по признанию его безработным и своевременной выплате пособия.
Вместе с тем, перечень нематериальных благ приведен в статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации. В том случае, когда нарушаются имущественные права гражданина, присуждение денежной компенсации причиненного морального вреда допускается только, если это прямо предусмотрено федеральным законом.
Каких-либо доказательств того, что ответчиком были совершены действия, нарушающие личные неимущественные права истца, а также действия, посягающие на другие нематериальные блага, Власовым И.В. не представлено.
Непосредственно Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 не предусматривает выплату компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав граждан - неполучением пособия по безработице.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения указанных исковых требований Власова И.В. в части взыскания компенсации морального вреда.
В соответствии с положениями ст.98 ГПК РФ в пользу Власова И.В. с ГКУ ЯО «Центр занятости населения города Ярославля» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░