Дело № 2-3189/2023
УИД: 29RS0014-01-2023-001231-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 10 мая 2023 года
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Тучиной Ю.А.
при секретаре Семеновой Т.В.,
с участием представителя ответчика Старовойтова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермаковой В.А. в лице законного представителя Мустаевой Ю.В. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Ермакова В.А. в лице законного представителя Мустаевой Ю.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «Город Архангельск» (далее – Администрация) о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указала, что является нанимателем жилого помещения по адресу: г. Архангельск..., общей площадью 46,3 кв.м. Жилой дом ... в г. Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу. Просит предоставить ей на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение применительно к условиям города Архангельска жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, во внеочередном порядке.
В судебном заседании представитель ответчика Старовойтов А.В. с исковыми требованиями не согласился. Указал, что удовлетворение требований истца повлечет нарушение прав иных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что правообладателем жилого помещения по адресу: г. Архангельск, ... является городской округ «Город Архангельск».
По договору социального найма от 28 марта 2009 года <№>, с учетом изменений, внесенных соглашением <№> от 09 октября 2021 года, Администрация передала Ермаковой В.А. во владение и пользование находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, состоящее из двух комнат в отдельной квартире общей площадью 46.3 кв.м., жилой площадью 30.2 кв. м, по адресу: г. Архангельск....
Распоряжением заместителя главы МО «Город Архангельск» от 09 августа 2019 года <№> многоквартирный дом ... в г. Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается электронным паспортом дома (my.dom.gosuslugi.ru).
Ермакова В.А. признана малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, что подтверждается свидетельством малоимущего одиноко проживающего гражданина <№> от 08 апреля 2022 года; состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, согласно распоряжению заместителя Главы городского округа "город Архангельск" от 06 декабря 2022 года <№> составом семьи 1 человек.
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со ст. 52 Кодекса, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Законом Архангельской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 01 июля 2016 года № 441-27-ОЗ, установлен порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет нуждающихся в жилых помещениях).
Как указано выше, Ермакова В.А. признана малоимущей в целях принятия на учет и предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, занимаемое ею жилое помещение непригодно для проживания.
При этом согласно ст. 89 ЖК РФ при предоставлении жилого помещения взамен непригодного жилого помещения в качестве одного из критериев равнозначности жилого помещения предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилого помещения.
Согласно ч. 2 указанной статьи, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Как следует из материалов дела, общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: г. Архангельск, ..., составляет 46.3 кв. м.
Поскольку при переселении из аварийного жилого фонда производится фактическая замена жилого помещения непригодного для проживания на благоустроенное жилое помещение с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, то при предоставлении жилого помещения жилищные условия не должны быть ухудшены. Общая площадь занимаемого жилого помещения – 46.3 кв. м, следовательно, общая площадь предоставляемого жилого помещения должна быть не менее 46.3 кв. м., в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, Администрация является органом местного самоуправления и от уплаты государственной пошлины освобождена. Однако действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
В порядке ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ермаковой В.А, в лице законного представителя Мустаевой Ю.В. к администрации городского округа «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию городского округа «Город Архангельск» (ИНН 2901065991) обязанность предоставить Ермаковой В.А. (паспорт <№>) на состав семьи один человек во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 46,3 кв.м., со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта в черте г. Архангельска.
Взыскать с Администрации городского округа «Город Архангельск» (ИНН 2901065991) в пользу Ермаковой В.А, (паспорт <№>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Ю.А. Тучина
Верно: Судья Ю.А. Тучина