судья ФИО6 № 7-347/2017
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 27 октября 2017 года
судья Астраханского областного суда Баранов Г. В., при секретаре Зыбельт Д. Э., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО « Газпром энерго » на постановление Енотаевского районного суда Астраханской области от 29 августа 2017 года по делу об административном правонарушении о привлечении ООО « Газпром энерго » к административной ответственности по части 1 статьи 9. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановление Енотаевского районного суда Астраханской области от 29 августа 2017 года Общество с ограниченной ответственностью « Газпром энерго » признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
В жалобе ставится вопрос об отмене постановления суда, в обоснование жалобы указано, что Общество не является и не являлось на момент проверки организацией, эксплуатирующей газопровод низкого давления.
Заслушав представителя ООО « Газпром энерго » Уткина Р. В., поддержавшего доводы жалобы, представителя Нижне-Волжским Управлением Ростехнадзора по Астраханской области – Чечнева А. В., возражавшего относительно доводов жалобы, проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене постановления суда по следующим основаниям.
Из дела видно, что Нижне - Волжским Управлением Ростехнадзора при проведении плановой выездной проверки на объекте ООО « Газпром энерго » «Сеть газопотребления участка с. Замьяны » АО 1-07512-0171, III класс опасности, в период с 3 июля 2017 года по 28 июля 2017 года выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности: не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: не проводятся работы по техническому обслуживанию и ремонту газопровода низкого давления Ду50 к котельной при 10-ти домах по адресу: <адрес> не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: не проводятся работы по восстановлению антикоррозионной защиты газопровода низкого давления Д у50 к котельной при 10-ти домах по адресу: <адрес> не обеспечена безопасная эксплуатация опасного производственного объекта, в части не проведения экспертизы промышленной безопасности газопровода низкого давления (сооружения (конструкции) к котельной при 10-ти домах по адресу: <адрес> не установлены границы эксплуатационной ответственности и обязательства эксплуатационной организации и владельца объекта газопотребления по обеспечению условий безопасной эксплуатации газопровода низкого давления (сооружения (конструкции) к котельной при 10-ти домах по адресу: <адрес>
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о доказаннстий вину юридического лица - ООО « Газпром энерго » в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Между тем, с данными выводами суда нельзя согласиться в силу следующих обстоятельств.
Часть 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Действительно, в соответствии со статьей 9 Федерального закона « О промышленной безопасности опасных производственных объектов » № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также I поводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать личины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах. Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
В соответствии с пунктом 7 « Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления », утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации. В случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения
В пунктах 70, 71,72 Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления указано, что при эксплуатации технологических устройств эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение утечек природного газа, проверку срабатывания предохранительных и сбросных клапанов, техническое обслуживание, текущие ремонты и наладку; проверка срабатывания предохранительных и сбросных клапанов, техническое обслуживание, текущий ремонт и наладка технологических устройств должны проводиться в соответствии с инструкциями изготовителей.
Из материалов дела усматривается, что вышеуказанные нарушения были выявлены на газопроводе низкого давления Ду50 к котельной при 10-ти домах по адресу: <адрес>
Частью 1 статьи 6 Федерального закона « О промышленной безопасности опасных производственных объектов » № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года установлен перечень видов деятельности в области промышленной безопасности, к которым относится эксплуатация опасного производственного объекта.
Частью 1 статьи 9 данного Закона установлено, что требования промышленной безопасности обязана соблюдать организация, эксплуатирующая опасный производственный объект.
Пунктом 3 « Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления », утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года № 542 предусмотрено, что требования настоящих Правил распространяются на все организации независимо от их организацинно – правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления.
Следовательно, обязательным условием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 9. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является эксплуатация ООО « Газпром энерго » газопровода низкого давления Ду50 к котельной при 10-ти домах по адресу: <адрес>
Между тем, из материалов дела видно, что газоиспользующее оборудование к котельной при 10-ти домах по адресу: <адрес> выведено из эксплуатации 11 сентября 2003 года.
Газопровод низкого давления Ду50 к котельной при 10-ти домах по адресу: <адрес> передан в собственность ОАО « Газпромрегионгаз » согласно договора купли – продажи № от 31 декабря 2005 года.
Кроме того, факт вывода газоиспользующего оборудования к котельной при 10-ти домах по адресу: <адрес> а также переход права собственности ОАО « Газпромрегионгаз » на газопровод низкого давления подтверждается письмами от 11 сентября 2017 года №, от 17 сентября 2017 года.
Следовательно, ООО « Газпром энерго » не является и не являлось на момент проверки организацией, эксплуатирующей газопровод низкого давления, что исключает привлечение Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Само по себе нахождение во время проверки системы газопотребления предприятия в реестре опасных производственных объектов, без учета вышеуказанных обстоятельств, не свидетельствует о нарушении Обществом законодательства о промышленной безопасности.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО « Газпром энерго » подлежало прекращению за отсутствием в его действиях состава вменяемого правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в системной связи с частью 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с изложенным, постановление Енотаевского районного суда Астраханской области от 29 августа 2017 года, вынесенные в отношении ООО « Газпром энерго » по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление Енотаевского районного суда Астраханской области от 29 августа 2017 года – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО « Газпром энерго » по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Астраханского
областного суда Г. В. Баранов