ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Яхин И.Н. УИД: 18RS0001-02-2021-001110-79
Апел. производство: № 33-3524/2021
1-я инстанция: № 2-1621/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2021 года г.Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняк А.В.,
судей Долгополовой Ю.В., Шкробова Д.Н.,
при секретаре Сергеевой О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний Р. на решение Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 7 июня 2021 года по гражданскому делу по иску ФСИН России к Зиязетдинову Р. Р. о взыскании неосновательного обогащения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняка А.В., выслушав представителя истца Мухаметдинову С. А. (на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, диплома о высшем юридическом образовании), поддержавшую доводы апелляционной жалобы; возражения ответчика Зиязетдинова Р. Р., считавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральная служба исполнения наказаний России (в тексте – ФСИН России, истец) обратилась в суд с иском к ответчику Зиязетдинову Р. Р. с требованием о взыскании с него неосновательного обогащения в сумме 305760 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что 16.10.2020 в адрес УФСИН России по УР поступило представление Прокуратуры УР об устранении нарушений закона о государственной службе и противодействию коррупции от ДД.ММ.ГГГГ №Пр86-90-2020. Указанным представлением до сведения УФСИН доведена информация о выявлении Прокуратурой УР фактов нарушения требований Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы» Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 при выдаче сотрудникам УФСИН и подчиненных ему учреждений государственных жилищных сертификатов. При этом было указано, что при выдаче ГЖС оценка действиям служащих по ухудшению жилищных условий, наличию у них и членов их семей права пользования другими жилыми помещениями не дана, в качестве примера указан ответчик Зиязетдинов Р.Р. При проверке установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Зиязетдинов Р.Р. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ЦЖБК УИН Минюста России по УР. ДД.ММ.ГГГГ по решению заместителя начальника ФБУЦ ЖКХ ФСИН России ответчику выдан государственный жилищный сертификат на сумму 1512 000 руб. (при нормативе стоимости 1 кв.м жилой лощади равной 28 000 руб. и нормативе общей площади жилого помещения в размере 54 кв.м жилого помещения) без учета отчужденной Зиязетдиновым Р.Р. ? доли жилого помещения, общей площадью 43,7 кв.м, находившейся в его собственности. Зиязетдинов Р.Р. имел право на получение государственного жилищного сертификата на площадь 43,08 кв.м, который рассчитан: 18 кв.м (норматив площади на 1 члена семьи) х 3 членов семьи – 43,7 кв.м / 4 (площадь доли в праве собственности отчужденной квартиры). На дату получения ГЖС ответчиком норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения составлял 28 000 руб., права на применение повышающего коэффициента ответчик не имел. ГЖС должен был быть предоставлен на сумму 1 206 240 руб. На полученные средства по ГЖС в сумме 1512000 руб. ответчиком приобретена квартира площадью 48,7 кв.м. По мнению истца, ответчик приобрел 305 760 руб. без наличия к тому законных оснований в результате допущенной ФБУЦ ЖКХ ФСИН России счетной ошибки. До проведения указанной проверки, сведений о получении ответчиком социальной выплаты в объеме большем, чем предусмотрено законодательством РФ, истцу не поступало.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Маратканов К.С., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, на иске настаивал.
Ответчик Зиязетдинов Р.Р. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, возражал против удовлетворения требований истца, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Суд постановил вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование своих доводов выразил несогласие с выводом суда о начале течения срока исковой давности, указав, что истцу о нарушенном праве стало известно 16.10.2020, когда в УФСИН России по УР поступило представление Прокуратуры УР, до указанной даты истцу указанная информация не доводилась; решение о выдаче ответчику государственного жилищного сертификата было принято 16.04.2010 по решению заместителя начальника ФБУЦ ЖКХ ФСИН России Мясникова А.Н., тогда как ФБУЦ ЖКХ ФСИН России (в настоящее время ФКУ ЦГИЖБО ФСИН России) являлось и является самостоятельным юридическим лицом (л.д. 92-93).
Ответчиком представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д. 108).
Информация о рассмотрении апелляционной жалобы своевременно размещена на официальном интернет-сайте Верховного Суда Удмуртской Республики (http://vs.udm.sudrf.ru/).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Мухаметдинова С.А. на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Ответчик Зиязетдинов Р.Р. просил оставить решение суда в силе.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений на неё, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует и установлено судом первой и апелляционной инстанций, что Федеральная служба исполнения наказания является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является деятельность федеральных органов государственной власти, кроме полномочных представителей Президента РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; адрес юридического лица: 119049, г. Москва, ул. Житная, 14, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 21.05.2021 (л.д. 51-54).
Федеральное казенное учреждение «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказания» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является управление имуществом, находящимся в государственной собственности; адрес юрлица: 119049, г. Москва, ул. Житная, 14, учредителем юридического лица является ФСИН, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 21.05.2021 (л.д. 55-63).
Ответчик Зиязетдинов Р.Р. с ДД.ММ.ГГГГ назначен стажером по должности инструктора-снайпера штурмового отделения отдела специального назначения УИН, что подтверждается приказом УИН по УР МЮ РФ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ Зиязетдиновым Р.Р. подан рапорт начальнику УИН Минюста России по УР о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, указан метраж занимаемой жилой площади - 43,7 кв.м. (л.д. 31-оборотная сторона).
Зиязетдинову Р.Р. принадлежала на праве собственности ? доля в жилом помещении – квартире по адресу: <адрес>, что подтверждается договором передачи жилого помещения в собственность (л.д. 32).
ДД.ММ.ГГГГ по договору дарения Зиязетдинов Р.Р. безвозмездно передал в собственность принадлежащую ему ? долю в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> Зиязетдинову Р.Г., общая площадь помещения 43,7 кв.м (л.д. 33).
С ДД.ММ.ГГГГ Зиязетдинов Р.Р. назначен на должность начальника штурмового отделения отдела специального назначения УФСИН по контракту сроком на 5 лет, что подтверждается приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ Зиязетдинов Р.Р. подал рапорт на имя начальника ФБУ УК УФСИН России по УР, в котором просил включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан», установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в 2010 году (л.д. 28-оборотная сторона, 29-30).
Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ № заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ УК УФСИН России по УР, комиссия единогласно решила ходатайствовать перед комиссией ЦЖБК УФСИН России по УР о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы Зиязетдинова Р.Р. составом семьи из 3-х человек (л.д. 30-31).
ДД.ММ.ГГГГ Зиязетдинов Р.Р. подал рапорт начальнику УФСИН России по УР, в котором просил выделить субсидию для приобретения жилья по УР на состав семьи из 3-х человек на недостающую площадь в размере 43,15 кв.м за минусом ? от общей площади 43,7 кв.м, принадлежавшей в 2006 году Зиязетдинову Р.Р. квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 24-оборотная сторона, 25-27).
На заседании жилищно-бытовой комиссии ФБУ УК УФСИН России по УР ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено заявление Зиязетдинова Р.Р., постановлено: ходатайствовать перед Центральной ЖБК УФСИН России по УР о выдаче государственного жилищного сертификата Зиязетдинову Р.Р. для приобретения жилого помещения в г.Ижевске составом семьи из 3-х человек, что подтверждается выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ УК УФСИН России по УР (л.д. 27-28).
ДД.ММ.ГГГГ Зиязетдинову Р.Р. Федеральной службой исполнения наказаний России выдан государственный жилищный сертификат, выпущенный Министерством регионального развития РФ, что следует из представленного корешка государственного жилищного сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья УВ №, которым удостоверяется, что Зиязетдинов Р.Р. является участником подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище», ему предоставляется за счет средств федерального бюджета социальная выплата в размере 1 512 000 руб. для приобретения жилого помещения на территории УР, рассчитанная с учетом двух совместно проживающих с ним членов его семьи. Показатель общей площади жилого помещения 54 кв.м, норматив стоимости кв.м общей площади жилья 28 000 руб., сертификат действителен до ДД.ММ.ГГГГ (включительно) (л.д. 72).
ДД.ММ.ГГГГ Зиязетдинов Р.Р. приобрел в долевую собственность в равных долях для Зиязетдинова Р.Р., Зиязетдинова А.Р., Зиязетдиновой А.А., квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, площадью 48,7 кв.м, что подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ; подписан акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74-76).
Согласно условиям указанного договора, квартира продана за 1 870 000 руб.; расчет произведен следующим образом: сумма 1 512 000 руб. будет перечислена в течение 10 дней со дня регистрации договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР путем перечисления с блокированного целевого счета, сумма 358 000 руб. будет передана в день подписания договора (абз. 2, 3, 4, 5 п. 3 договора).
Из выписки из ЕГРН на ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Зиязетдиновым Р.Р. зарегистрировано право общей долевой собственности (доля в праве 1/3) на жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 48,7 кв.м, ДД.ММ.ГГГГ на основании договора №, номер государственной регистрации 18-18-01/079/2010-278 (л.д. 22-23).
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, соответствующими письменными доказательствами, материалами дела, по существу сторонами не оспариваются.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 125, 195, 196, 199, 200, 204, 207, 1102, 1109 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), ст.ст. 30, 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), положениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд 1 инстанции исходил из того, что ФСИН России действует от имени и в интересах Российской Федерации, Управление ФСИН России по Удмуртской Республике является территориальным органом ФСИН России, как и ФКУ «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний», созданное ФСИН России, также действует в интересах Российской Федерации, в связи с чем заявленное ответчиком ходатайство о пропуске исковой давности подлежит удовлетворению; пропущенный срок для подачи иска является самостоятельным отказом в иске.
Данные выводы суда основаны на правильном применении норм права и правильной оценке доказательств, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилья.
Законодательством РФ предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы») установлена форма государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы в виде предоставления гражданам за счет федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу п. 12 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы») (далее Правила №153, в редакции, действовавшей на момент выдачи ГЖС) размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - органы исполнительной власти). Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
В пункте 5 Правил №153 предусмотрены категории граждан РФ, которые имели право на участие в соответствующей подпрограмме.
Согласно пункту 16.2 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы") в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил. (п. 16.2 введен Постановлением Правительства РФ от 08.05.2009 N 408).
Согласно пункту 19 Правил №153 для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают определенные документы, подтверждающие право участвовать в программе.
Согласно пункту 21 Правил №153 органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Согласно пункту 22 Правил №153 основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257).
Согласно пункту 18 Правил №153 выдачу сертификатов осуществляют:
а) гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти).
В соответствии с пунктом 44 Правил №153 для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы:
а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5;
б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;
в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;
д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;
е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания; (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.05.2009 N 408)
з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 5 настоящих Правил;
и) технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма, - в случаях, указанных в пункте 16.2 настоящих Правил. (пп. "и" введен Постановлением Правительства РФ от 08.05.2009 N 408)
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.
Согласно пункту 35 государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти.
Органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил. (пункт 36).
Органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика подпрограммы для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан. (пункт 39).
Согласно пункту 40.1 Правил №153 государственный заказчик подпрограммы в 15-дневный срок после получения информации, указанной в пункте 38 настоящих Правил (выписки из реестров выданных сертификатов), представляет в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета получателя бюджетных средств платежные документы для перечисления средств социальной выплаты с лицевого счета получателя бюджетных средств на балансовый счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства для учета средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, с отражением указанной операции на соответствующем лицевом счете, открытом государственному заказчику подпрограммы, и выписки из единого реестра выданных сертификатов.
При этом в платежных документах указываются номера и даты выписок из единого реестра выданных сертификатов.
После проверки в установленном порядке территориальным органом Федерального казначейства платежных документов выписки из единого реестра выданных сертификатов возвращаются государственному заказчику подпрограммы.
При положительном результате проверки территориальный орган Федерального казначейства не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления государственным заказчиком подпрограммы платежных документов, осуществляет в установленном порядке операцию по перечислению средств социальной выплаты на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства для учета средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений.
Согласно пункту 48 Правил №153 социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке.
Согласно пункту 57 Правил №153 государственный заказчик подпрограммы в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки банка проверяет данные, указанные в заявке банка, на соответствие данным, содержащимся в едином реестре выданных сертификатов. При несоответствии данных, указанных в заявке банка, данным, содержащимся в едином реестре выданных сертификатов, перечисление средств социальной выплаты не производится, о чем государственный заказчик подпрограммы в указанный срок уведомляет банк, а при их соответствии государственный заказчик подпрограммы представляет в территориальный орган Федерального казначейства платежные документы и заверенную им копию заявки банка для осуществления в установленном порядке операции по перечислению средств социальной выплаты с балансового счета, открытого территориальному органу Федерального казначейства для учета средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, на счет владельца сертификата, открытый ему в банке.
Довод представителя истца о том, что ФСИН России не осуществляло защиту и представление интересов публично-правового образования (Российской Федерации) и не является государственным органом, обратившимся в защиту прав и законных интересов других лиц, узнало о допущенных нарушениях из представления Прокуратуры УР от ДД.ММ.ГГГГ, поступившем ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть признаны обоснованными и служить основанием для исчисления срока исковой давности в ином порядке.
Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
Ответчику предоставлялась субсидия за счёт средств федерального бюджета (средств Российской Федерации), а не из средств ФСИН России как юридического лица.
Как следует из Правил №153, средства социальной выплаты (средства федерального бюджета) поступали на лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства для учета средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, а в дальнейшем перечислялись на счет владельца сертификата, открытый ему в банке.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как следует из искового заявления, ФСИН России обращается с требованиями о взыскании неосновательного обогащения не в пользу истца как юридического лица, а с целью перечисления в федеральный бюджет, то есть действует в интересах Российской Федерации, в связи с чем доводы апелляционной жалобы основаны на искажении или неправильном представлении цели обращения в суд и защищаемых истцом интересов.
В том случае, если истец обратился в защиту собственных интересов как юридического лица, его имущественные интересы как юридического лица не могут быть признаны нарушенными, т.к. в материалах дела отсутствуют доказательства обогащения ответчика Зиязетдинова Р.Р. за счет средств истца ФСИН России как юридического лица, поскольку порядок предоставления средств социальной выплаты за счет бюджетных средств, предусмотренный Правилами №153, свидетельствует о том, что ФСИН России собственные средства для предоставления социальной выплаты не использовала, денежные средства федерального бюджета поступали во временное распоряжение бюджетных учреждений на лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства, не могли ими быть использованы по своему усмотрению, имели строго целевое и персональное назначение, перечислялись на банковские счета непосредственно получателей сертификатов.
Более того, ФСИН России является органом исполнительной власти.
Согласно Положению о федеральной службе исполнения наказаний, утвержденному Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. (пункт 5).
ФСИН России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. (пункт 12).
ФСИН России имеет геральдический знак - эмблему, флаг и знамена, учреждаемые Президентом Российской Федерации. (абзац введен Указом Президента РФ от 02.12.2005 N 1396).
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. (пункт 13).
Приказом ФСИН России от 04.06.2007 N 287 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.06.2007 N 9697) была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе. Контроль за исполнением Приказа возложен на заместителя директора ФСИН России.
Указанная Инструкция разработана на основании подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865, и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, и фактически повторяла положения указанных нормативных актов.
Исходя из раздела 3 Инструкции ФСИН России и его территориальные органы и учреждения обеспечивали приём и проверку документов, представляемых участниками подпрограммы в целях получения сертификата, из чего следует, что ФСИН России как уполномоченный орган мог своевременно провести проверку обоснованности выдачи ответчику сертификата, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшим до 1 января 2017 г., мог получить сведения о недвижимом имуществе ответчика, проверить учетное дело, содержащее необходимые сведения, проверить правильность определения размера социальной выплаты, основания для выдачи сертификата, содержащего расчет социальной выплаты, однако данной возможностью осуществления проверки обоснованности выдачи ответчику сертификата в оспариваемом размере уполномоченный орган своевременно в пределах срока исковой давности не воспользовался.
Порядок выдачи сертификатов и перечисления средств социальной выплаты для приобретения жилого помещения, предусмотренный как правилами №153, так и вышеуказанной Инструкцией предполагает, что органу исполнительной власти или уполномоченным им подведомственным учреждениям (подразделениям) при надлежащей проверке документов, представляемых участником подпрограммы, могло и должно быть известно о наличии оснований для определения иного размера социальной выплаты, указываемой в сертификате, при выдаче сертификата.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению участником подпрограммы в соответствии с пунктами 19, 44 Правил, не исключал возможность истребования у получателя социальной выплаты сведений о месте его проживания, о жилых помещениях, занимаемых получателем социальной выплате и членами семьи и/или находящихся в собственности, об их отчуждении.
При надлежащем осуществлении предусмотренной законом обязанности по проверке документов, представленных гражданином, претендующим на получение ГЖС, о неправильном определении размера социальной выплаты и о наличии неосновательного обогащения истцу и/или его территориальным органам и уполномоченным подведомственным учреждениям могло и должно было стать известно при решении вопроса о выдаче сертификата. Препятствий осуществить проверку расчета социальной выплаты и обоснованности суммы социальной выплаты, указанной в сертификате и полученной ответчиком, с момента её предоставления ответчику у истца и/или у его уполномоченных территориальных органов или подведомственных учреждений не имелось.
На основании статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно разъяснений, приведенных в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно положениями ст. ст. 196, 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав, как собственника имущества; обстоятельства, являющиеся основанием для обеспечения жильем, в том числе нуждаемость гражданина в жилом помещении применительно к статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны были иметь место, как на момент постановки на учет, так и на момент включения лица в списки для обеспечения ГЖС, а на органе, осуществляющем полномочия по признанию гражданина участником подпрограммы, лежала обязанность по проверке указанных обстоятельств, оснований для предоставления социальной выплаты и выдачи сертификата, проверке размера социальной выплаты.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, обращено внимание на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. ч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Начало течения срока исковой давности для истца следует определять с даты предоставления ответчику социальной выплаты 29.07.2010 года, поскольку с указанного времени истец мог узнать о возникновении у ответчика неосновательного обогащения.
Отказ в удовлетворении исковых требований ФСИН России в связи с истечением срока исковой давности, судебная коллегия находит правомерным и обоснованным. Вывод суда 1 инстанции об истечении срока исковой давности для обращения истца ФСИН России в суд с рассматриваемыми требованиями является верным. Довод апелляционной жалобы о том, что решение о выдаче сертификата ответчику принято 16.04.2010 года по решению заместителя начальника ФБУЦЖКХ ФСИН России, являющегося самостоятельным юридическим лицом на выводы суда о начале течения и об истечении срока исковой давности не влияют.
Выводы суда 1 инстанции являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы направлены на пересмотр выводов суда, для чего судебная коллегия не находит достаточных оснований, т.к. они основаны на неправильном применении норм права.
Доводов, способных повлиять на существо принятого решения, апелляционная жалоба истца не содержит и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 7 июня 2021 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу истца ФСИН России оставить без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение вынесено 27 сентября 2021 года.
Председательствующий: А.В. Солоняк
Судьи: Ю.В. Долгополова
Д.Н. Шкробов