Решение по делу № 8а-3130/2021 [88а-5120/2021] от 15.02.2021

№88а-5120/2021

(№8а-3130/2021)

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                        06 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Степанова П.В.,

судей Трапезниковой И.И., Печенкиной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Челябинской области» на решение Пластского городского суда Челябинской области от 10 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 12 октября 2020 года по административному делу №2а-177/2020 по административному исковому заявлению прокурора г. Пласта в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области, Главному управлению лесами Челябинской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места размещения промышленных и бытовых отходов,

заслушав доклад судьи Трапезниковой И.И.,

выслушав объяснения представителя административного ответчика Государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Челябинской области», также представляющего интересы административного ответчика Главного управления лесами Челябинской области, Соломатова А.А., действующего по доверенностям, прокурора седьмого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ботева В.Ю.,

судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор г. Пласта Челябинской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц (с учетом уточнений) о возложении обязанности на Главное управление лесами Челябинской области ликвидировать несанкционированное место размещения промышленных и бытовых отходов на площади около 100 кв.м, расположенное на участке местности с географическими координатами <данные изъяты>, соответствующими кварталу 33 Пластовского участкового лесничества в Пластовском муниципальном районе Челябинской области; о возложении на администрацию Пластовского муниципального района обязанности ликвидировать несанкционированные места размещения промышленных и бытовых отходов на территории Пластовского муниципального района, в местах с географическими координатами: 54<данные изъяты> восточной долготы на площади около 50 кв.м, а также на участке местности, расположенном в 20 м от входа на мусульманское кладбище в г. Пласте.

В обоснование заявленных требований прокурором указано, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установлено, что на участках местности с указанными координатами обнаружены места несанкционированного складирования отходов производства и потребления, и в силу требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», с учетом положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии частью 1 статьи 83, статьей 84 Лесного кодекса РФ на администрации муниципального района и Главном управлении лесами Челябинской области лежит обязанность по ликвидации несанкционированных свалок в пределах земельных участков, относящихся к их ведению.

Определением от 17 марта 2020 года в связи с реорганизацией заинтересованное лицо ЧОБУ «Пластовское лесничество» заменено на ЧОБУ «Пластовский лесхоз», а также к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ГКУ «Управление лесничествами Челябинской области».

Решением Пластского городского суда Челябинской области от 10 июня 2020 года на Главное управление лесами Челябинской области возложена обязанность ликвидировать несанкционированное место размещения промышленных и бытовых отходов на площади около 100 квадратных метров, расположенное на участке местности с географическими координатами <данные изъяты>, соответствующими кварталу 33 Пластовского участкового лесничества в Пластовском муниципальном районе Челябинской области.

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Пласта Челябинской области к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области отказано, в связи с тем, что на указанных участках несанкционированная свалка ликвидирована.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 12 октября 2020 года решение Пластского городского суда Челябинской области от 10 июня 2020 года изменено дополнением абзаца 2 резолютивной части решения указанием на срок исполнения обязанности – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 02 февраля 2021 года, (а также в жалобах, аналогичных по содержанию, поступивших в суд первой инстанции 15.02.2021, 03.03.2021, 11.03.2021) поданной от имени и в интересах государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Челябинской области», представитель учреждения Сысков С.В., действующий на основании доверенности, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и на неправильное применение норм материального права и процессуального права, просит отменить судебные акты в части удовлетворения требований прокурора к Главному управлению лесами Челябинской области и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного ответчика Государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Челябинской области», также представляющий интересы административного ответчика Главного управления лесами Челябинской области, Соломатов А.А., действующий по доверенности, доводы кассационной жалобы поддержал.

Прокурор возражал против удовлетворения кассационной жалобы, указав на необоснованность ее доводов. От прокуратуры Челябинской области также поступили возражения на кассационную жалобу.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке иные участники в судебное заседание представителей не направили.

На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав представителя административного ответчика и прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено при рассмотрении дела, в ходе проведенной по заявлению гражданина прокуратурой г. Пласта проверки исполнения законодательства по обращению с отходами производства и потребления в деятельности выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды на участках местности с вышеприведенными географическими координатами, а именно: расположены места выгрузки мусора, в том числе крупногабаритного, места выгрузки твердых коммунальных отходов, а также расположены отходы производства и потребления. Указанные места свалок являются несанкционированными, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось. При этом судами установлено, что участок местности с географическим координатами <данные изъяты><данные изъяты>, соответствует кварталу 33 Пластовского участкового лесничества, который входит в состав земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, относящегося к категории земель лесного фонда (вид разрешенного использования – для ведения лесного хозяйства), его правообладателем является Российская Федерация, часть кварталов данного участка находится в аренде у АО «<данные изъяты>»; участок местности с географическим координатами <данные изъяты> на площади около 50 кв.м, а также участок местности, расположенный в 20 м от входа на мусульманское кладбище в г. Пласте не относятся к землям лесного фонда.

Удовлетворяя требования в части возложения на Главное управление лесами Челябинской области обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, суд первой инстанции, исходил из того, что участок, на котором выявлена несанкционированная свалка, относится к землям лесного фонда, и, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 06.11.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводам о том, что выполнение мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения промышленных и бытовых отходов, расположенных на территории земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, возложено на органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Учитывая, что на территории Челябинской области реализация государственной политики в сфере лесных отношений осуществляется в соответствии с Положением о Главном управлении лесами Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 22 декабря 2006 года № 385, в силу пункта 8 которого Главное управление лесами Челябинской области осуществляет на территории Челябинской области полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты, суд пришел к обоснованным выводам о том, что обязанность по ликвидации расположенной на указанном участке несанкционированной свалки лежит на Главном управлении лесами Челябинской области.

С указанными выводами обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, указав также на то, что поскольку обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных иным лицам в аренду или иное хозяйствование пользование, с учетом распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, организация мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, проведение которых на территории Челябинской области отнесено к полномочиям Главного управления лесами Челябинской области, на участке местности с географическими координатами <данные изъяты> должна быть возложена на Главное управления лесами Челябинской области.

Сомнений в правильности выводов судов нижестоящих судебных инстанций у судебной коллегии кассационного суда не имеется.

В кассационной жалобе ее автор, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, приводит доводы о том, что оснований для возложения на Главное управление лесами Челябинской области обязанностей по организации ликвидации несанкционированной свалки не имеется, поскольку причинами возникновения несанкционированной свалки стала недостаточная организация на территории Пластовского городского округа мест, предназначенных для сбора бытовых отходов, и непринятие органами местного самоуправления надлежащих мер для профилактики, устранения и пресечения правонарушений в сфере загрязнения окружающей среды. Кроме того автор жалобы указывает на то, что в дело не было представлено доказательств размещения несанкционированной свалки на землях лесного фонда, ссылаясь на то, что спорный участок не разграничен между собственниками, не поставлен на кадастровый учет и находится на территории муниципального района; при этом, полагает, что действующее законодательство не возлагает на органы государственной власти обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образовавшегося в результате жизнедеятельности населения, и считает, что такая деятельность не относится к мерам санитарной безопасности, а очистка лесов от захламления, загрязнения не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям, в связи с чем кассатор настаивает на том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки ТБО на земельном участке должна быть возложена на администрацию муниципального района.

Между тем, проверяя приведенные в обоснование возражений, а также апелляционной жалобы доводы административного ответчика, аналогичные по существу вышеприведенным доводам, и отклоняя их, суды нижестоящих инстанций правильно истолковали и применили положения Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 06.11.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, а также требованиями части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, и, с учетом правового статуса и компетенции Главного управления лесами Челябинской области, суды пришли к обоснованным выводам о том, что поскольку охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется, в том числе, органами государственной власти, на что указано в части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ, при этом лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, а очистка лесов от загрязнения, захламления и иного негативного воздействия относятся к санитарно-оздоровительным мероприятиям, то указанная деятельность охватывается полномочиями Главного управления лесами Челябинской области.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений, а несогласие кассатора с выводами судов об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела, с их правовой оценкой и с толкованием судами норм законодательства, регламентирующего рассматриваемые правоотношения, не является основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений.

Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных постановлений в кассационном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пластского городского суда Челябинской области от 10 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 12 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Челябинской области» – без удовлетворения.

Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

Мотивированное определение изготовлено 16 апреля 2021 года.

Председательствующий

Судьи:

8а-3130/2021 [88а-5120/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация Пластовского муниципального района
Главное управление лесами по Челябинской области
ГКУ «Управление лесничествами Челябинской области
Другие
ЧОБУ Пластовское лесничество
АО Южуралзолото Группа Компаний
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Трапезникова Ирина Ильинична
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
06.04.2021Судебное заседание
06.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее