Дело № 2-436/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2018 года г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Вишнякова П.З.,
с участием заместителя прокурора Макарьевского района Костромской области Филиппова Н.М.,
при секретаре Антошкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Макарьевского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» и администрации городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области о возложении обязанности привести в состояние пригодное для эксплуатации отопительный котел для обеспечения бесперебойным теплоснабжением образовательной организации в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и обращении решения суда к немедленному исполнению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Макарьевского района, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о теплоснабжении в деятельности ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев», выявлены нарушения Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» эксплуатирует котельные МКОУ д/с «Солнышко», МКОУ СОШ № 1 г. Макарьева, которые являются источниками теплоснабжения для названных образовательных учреждений.
Вопреки п.п. 6-10 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, п.п. 2.6.10, 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003, до настоящего момента ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» не обеспечено выполнение работ, предусмотренных планом подготовки котельных к отопительному периоду 2018-2019 гг., на котельных МКОУ д/с «Солнышко», МКОУ СОШ №1 г. Макарьева.
Представление с требованием принятия исчерпывающих мер к подготовке котельных к отопительному периоду 2018-2019 внесено директору ООО «Коммунальное хозяйство г.Макарьев» 10.09.2018, однако до настоящего момента организацией действенных мер по приведению котельных в состояние, обеспечивающие их нормальное функционирование в целях обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, поддержания температурного режима в соответствии с установленными нормами, не принято.
До настоящего момента два из четырех котлов котельной МКОУ СОШ №1 г. Макарьева находятся в неисправном состоянии, согласно информации директора МКОУ СОШ №1 г.Макарьева от 16.10.2018 необходим ремонт двух котлов: стяжка, а также замена секций. Для нормального обеспечения теплом образовательного учреждения в зимний период необходима одновременная работа всех четырех котлов.
В котельной МКОУ д/с «Солнышко» в настоящее время в исправном состоянии находится только один котел, требует ремонта второй котел, расположенный в котельной, в зимний период для обеспечения нормального функционирования детского сада согласно информации заведующей МКОУ д/с «Солнышко» от 16.10.2018 необходимо два работающих котла.
Вследствие того, что ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» в летний период 2018 не принято должных мер, направленных на подготовку котельных к отопительному периоду 2018-2019 г.г., созданы условия для его срыва, нарушения прав организации, их сотрудников, посещающих образовательные учреждения несовершеннолетних на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
В ходе рассмотрения дела прокурор Макарьевского района неоднократно уточнял исковые требования (л.д. 27, 177, л.д. 179), окончательно сформулировав их следующим образом: обязать ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» и администрацию городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области привести в состояние пригодное для эксплуатации отопительный котел «Универсал 5», установленный в котельной МКОУ детский сад «Солнышко» расположенной по адресу: Костромская область, г.Макарьев, пер. Понизовский, д.1, для обеспечения бесперебойным теплоснабжением МКОУ детский сад «Солнышко» г. Макарьева в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
В судебном заседании заместитель прокурора Макарьевского района Филиппов Н.М. уточненные исковые требования поддержал по вышеуказанным основаниям, указав, что здание котельной по адресу: г. Макарьев, пер. Понизовский, д. 1, в том числе технологическое оборудование, находится в муниципальной собственности администрация городского поселения город Макарьев. На основании договора от 23.11.2018 указанное имущество передано в аренду ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев», которая является теплоснабжающей организацией. Обязанность по приведению в состояние пригодное для эксплуатации отопительного котла в МКДОУ д/с «Солнышко» лежит на ответчиках в силу закона. Просил обратить решение к немедленному исполнению, поскольку созданы условия для срыва отопительного сезона.
Представитель администрации городского поселения г. Макарьева Макарьевского Муниципального района Костромской области по доверенности Черепанов С.А. исковые требовании не признал, пояснил, что имеется договор с ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» по детскому саду «Солнышко» от 23.11.2018. На основании пункта 2.2.7 данного договора, арендатор обязуется за счет собственных средств производить текущий ремонт арендуемого имущества с предварительным письменных уведомлением арендодателя. Должен составляться акт, на основании этого акта в бюджете предусматриваются расходы, и администрация городского поселения полностью, или частично его оплачивает. Никаких уведомлений от ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» по этому вопросу в адрес администрации не поступало. Претензий по поводу нарушений температурного режима не было. Не смотря на это, на днях будет завершен ремонт резервного котла. Не возражает против немедленного исполнения судебного решения.
Представитель ответчика ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, в заявлении указано на признание уточненных исковых требований, последствия признания иска разъяснены и понятны.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу положений п. 1, п. 5. п. 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190- ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», проверке готовности к отопительному периоду подлежат: 1) муниципальные образования; 2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; 3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: 1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; 6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии с п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из материалов дела следует, что 23.11.2018г. между администрацией городского поселения г. Макарьев и ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» заключен договор аренды недвижимого муниципального имущества (с технологическим оборудованием), находящихся в муниципальной собственности действующий с 22.10.2018 по 01.05.2019. Перечень оборудования к котельной Приложение 1 к договору, в том числе – котел «Универсал» (л.д. 45-49).
Также, между администрацией городского поселения г. Макарьев и ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» также был заключен договор аренды муниципального имущества (объектов теплоснабжения), находящихся в муниципальной собственности от 19.11.2017, сроком действия с 20.10.2017 по окончание отопительного периода 2016-2017 (л.д. 33-37).
В соответствии с п. 2.2.7 вышеуказанных Договоров аренды, арендатор обязуется за счет собственных средств производить текущий ремонт арендуемого имущества, принимать долевое участие в капитальном ремонте арендуемого имущества, согласно перечню ремонтных работ, устанавливаемых арендодателем, а также устранять любые повреждения, возникшие по вине арендатора, как в арендуемом имуществе, так и за его пределами (л.д. 34, 46).
Проведенная прокуратурой проверка показала, что ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев», являясь теплоснабжающей организацией в соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и администрация городского поселения город Макарьев, в нарушение п.п. 6-10 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, п.п. 2.6.10, 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003, не приняли должных мер, направленных на подготовку котельных к отопительному периоду 2018-2019 в установленном порядке, в результате чего созданы реальные условия для его срыва.
Материалами дела подтверждается, что на момент проверки 10.09.2018 в котельной МКОУ д/с «Солнышко» в исправном состоянии находится только один котел, требует ремонта второй котел расположенный в котельной МКДОУ д/с «Солнышко», в зимний период для обеспечения нормального функционирования детского сада необходимо два работающих котла. Согласно сведениям заведующей МКДОУ д/с «Солнышко» по состоянию на 16.10.2018 к отопительному сезону второй котел не готов (л.д. 5-7, 16).
Таким образом, до настоящего момента ООО «Коммунальное хозяйство г.Макарьев» и администрацией городского поселения город Макарьев не обеспечено выполнение работ, предусмотренных планом подготовки котельных к отопительному периоду.
На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26, которые являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру (п. 4.1 СанПиН).
Согласно п. 1.2. СанПин 2.4.1.3049-13, настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, к отоплению и вентиляции.
Пунктом 8.7 СанПин 2.4.1.3049-13, установлены гигиенические нормативы температуры воздуха в помещениях объектов социальной сферы.
Невыполнение работ, предусмотренных планом подготовки котельных к отопительному периоду может повлечь нарушение обязательных для исполнения СанПин 2.4.1.3049-13.
С учетом приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что ответчиками не выполняются обязательные к исполнению требования законодательства о теплоснабжении, что создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя администрации городского поселения город Макарьев о том, что ремонт арендуемого оборудования и приведение его в состояние пригодное для эксплуатации лежит на основании договора аренды от 23.11.2018 на ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев», судом не принимаются, поскольку п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по соблюдению законодательства о теплоснабжении возложена, в том числе, и на орган местного самоуправления городского поселения, а наличие договора аренды с теплоснабжающей организацией не свидетельствует о принятии органом местного самоуправления исчерпывающих мер по исполнению полномочий в области теплоснабжения.
Учитывая, что бездействием ответчиков созданы условия для срыва отопительного сезона, что может повлечь нарушение прав организации, их сотрудников, посещающих образовательное учреждение несовершеннолетних на получение коммунальных услуг надлежащего качества, суд считает необходимым удовлетворить требование прокурора об обращении решения к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области удовлетворить.
Обязать ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» и администрацию городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области, привести в состояние пригодное для эксплуатации отопительный котел «Универсал 5», установленный в котельной МКОУ детский сад «Солнышко» расположенной по адресу: Костромская область, г. Макарьев, пер. Понизовский, д.1, для обеспечения бесперебойным теплоснабжением МКОУ детский сад «Солнышко» г. Макарьева в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья П.З. Вишняков