Решение по делу № 2а-7194/2018 от 02.08.2018

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 2а-7194/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2018 года                                                                                           г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Бобылевой Е.В.

при секретаре Кистановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Красноярска к Разумову Е.В. о взыскании транспортного налога, налога на имущество физических лиц и пени,

У С Т А Н О В И Л:

ИФНС России по Центральному району г. Красноярска обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что в собственности Разумова Е.В. имеется транспортное средство, квартира и гараж, однако административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате налогов; направленные требования об уплате налогов остались без удовлетворения. Просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 13920 рублей, задолженность по налогу на имущество за 2015 год в размере 509 рублей и пени по налогу на имущество – 73,15 рублей.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Разумов Е.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил своего уполномоченного представителя по доверенности от 25.08.2014 24АА1569520 – Калягину Л.В., которая возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что указанные суммы уже были взысканы в рамках исполнения судебного приказа до его отмены; автомобиль КАМАЗ г/<данные изъяты>, на который начислен налог транспортный налог находится в угоне; объекты недвижимости, за которые начислен налог на имущество выбыли из собственности Разумова Е.В. в спорный период в собственность сына истца, которому также был начислен налог на имущество в спорный период и оплачен им, что свидетельствует о двойном налогообложении одного и того же объекта.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В соответствии с абз. 2,3 п. 2, п. 3 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 НК РФ.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, лично под расписку, по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 5, 6 ст. 69 НК РФ).

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам (п. 8 ст. 69 НК РФ).

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абз. 3, 4 п. 1 указанной статьи).

Положениями п. 2 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4).

Из совокупности вышеизложенных норм налогового законодательства следует, что административное исковое заявление налогового органа о взыскании с физического лица сумм налоговой недоимки и пени может быть удовлетворено судом только в случае соблюдения налоговым органом установленного законом срока для взыскания обязательных платежей в судебном порядке, а если данный срок пропущен - в случае его восстановления судом при наличии уважительных причин, препятствующих подаче заявления в суд, в установленный законом срок.

По смыслу норм статьи 48 НК РФ, статьи 138 Кодекса административного судопроизводства пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании с физического задолженности по налогам и пени. Соответственно, факт соблюдения либо несоблюдения указанного в статье 48 НК РФ срока для обращения в суд является обстоятельством, подлежащим выяснению по каждому делу о взыскании обязательных платежей.

Согласно ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии со ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии со ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как установлено в судебном заседании, по данным административного истца Разумову Е.В. в 2015 году на праве собственности принадлежал автомобиль КАМАЗ 4410, гос. номер <данные изъяты>, квартира по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>; гараж по адресу: г. Красноярск, <адрес> с 23.05.2005 по 25.03.2015.

Налоговым уведомлением от 28.07.2016 №91506873, направленным в адрес административного ответчика 05.08.2016, административному ответчику в срок до 01.12.2016 предложено уплатить 13 920 рублей транспортного налога за 2015 год и 509 рублей налога на имущество физических лиц за 2015 год.

Налоговым уведомлением от 12.01.2017 №152137018, направленным в адрес административного ответчика 28.02.2017, административному ответчику в срок до 15.03.2017 предложено уплатить 13 920 рублей транспортного налога за 2015 год.

10.11.2016 в адрес административного ответчика направлено требование № 8272 от 09.11.2016 об уплате 15805 рублей транспортного налога, 2030,92 рубля пени по транспортному налогу; 521 рубль налога на имущество и 71,11 рублей пени по налогу на имущество в срок до 20.12.2016.

19.12.2016 в адрес административного ответчика направлено требование № 8830 по состоянию на 14.12.2016 об уплате 13 920 рублей транспортного налога, 55,68 рублей пени по транспортному налогу; 509 рублей налога на имущество и 2,04 рублей пени по налогу на имущество в срок до 22.02.2017.

Требованием № 1488 по состоянию на 10.05.2017, направленным в адрес административного ответчика 12.05.2017, налогоплательщику было предложено к уплате транспортного налога за 2015 год в сумме 13 920 рублей и пени в сумме 93,15 рублей в срок до 04.07.2017.

В связи с неисполнением административным ответчиком направленных требований, административный истец направил в мировому судье заявление на выдачу судебного приказа на взыскание с административного ответчика налогов и пени.

Мировым судьей судебного участка № 139 в Центральном районе г. Красноярска 18 октября 2017 года выдан судебный приказ. Определением мирового судьи от 14 декабря 2017 года судебный приказ отменен. В связи с чем, административный истец был вынужден обратиться с настоящим административным исковым заявлением, которое направил в суд 23.07.2018.

В материалы дела представитель административного ответчика представила заявление Разумова Е.В. от 18.03.2015 в Отдел полиции №5 «Советский» об угоне автомобиля КАМАЗ 4410, гос. номер <данные изъяты> и ответы ГУ МВД России по Красноярскому краю от 09.01.2018 №4/3/175405144816, Отдела №5 СУ Межмуниципального управления МВД России «Красноярское» от 22.01.2018 №105/12-363, доказательства направления информации об угоне в налоговую инспекцию в материалы дела не представлены.

Кроме того, в материалы дела представлен договор дарения ? доли квартиры по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес> от 10.10.2015, свидетельство о регистрации права от 16.10.2015, в подтверждение отсутствия прав на данное имущество.

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что транспортное средство, являющееся объектом налогообложения, по настоящее время находится в угоне, то есть выбыло из владения собственника помимо его воли, поэтому обязанности уплачивать начисленный налог не имеется. Все недвижимо имущество было отчуждено собственником Разумовым Е.В., поэтому налог на имущество за 2015 год начислен незаконно. Также указала, что в порядке исполнения судебного приказа с ответчика суммы налога были удержаны с заработной платы в принудительном порядке, в обоснование чего представила расчетный листок Разумова Е.В. за апрель 2018 года и постановление судебного-пристава 0 исполнителя от 29.03.2018 об обращении взыскания на заработную плату должника.

Из совокупности представленных в материалы дела доказательств следует, что самым ранним требованием, которым административный истец предложил к уплате транспортный налог и налог на имущество за 2015 год и пени является требование № 8272 от 09.11.2016, содержащая предложение уплатить данную задолженность до 20.12.2016.

Поскольку сумма задолженности в требовании № 8272 превышала 3000 рублей, инспекция не представила доказательств обращения в суд в течение 6 месяцев с момента истечения срока исполнения обязанности по уплате налогов (до 20.12.2016 + 6 месяцев), то срок на взыскание транспортного налога за 2015 год, налога на имущество за 2015 год и соответствующих пеней – истек 20.06.2017. Срок обращения в суд по требованию №8830 также пропущен (налоги предложены к уплате 22.02.2017, срок обращения в суд истек 22.08.2017).

С ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока инспекция не обращалась, уважительности причин пропуска не представила. Представленные в материалы дела налоговое уведомление №236590 от 17.03.2015, заявление на выдачу судебного приказа от 27.08.2018, скриншот из Базы данных, в подтверждение соблюдения срока на обращение в суд, не могу быть приняты во внимание, поскольку относятся к задолженности за 2014 год.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 08.02.2007 N 381-О-П Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что налоговый орган, обратившись с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока на дату подачи заявления, утратил право на принудительное взыскание с налогоплательщика спорной недоимки.

При этом, суд также принимает во внимание, что после отмены судебного приказа определением мирового судьи от 14 декабря 2017 года, административный истец обратился в суд также с пропуском предусмотренного ст. 48 НК РФ срока – только 23.07.2018.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Красноярска к Разумову Е.В. о взыскании транспортного налога, налога на имущество физических лиц и пени, - отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд г. Красноярска.

Мотивированное решение изготовлено 03.09.2018

Копия верна. Подписано судьей.

Председательствующий судья                                                                       Е.В. Бобылева

2а-7194/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по Центральному району г. Красноярска
Ответчики
Разумов Е.В.
Разумов Евгений Валентинович
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Дело на сайте суда
centr.krk.sudrf.ru
02.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
02.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
06.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2018[Адм.] Судебное заседание
29.08.2018[Адм.] Судебное заседание
03.09.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Регистрация административного искового заявления
12.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее