Председательствующий – ФИО8
33-868/2022
номер дела в суде первой инстанции 2-1649/2022
УИД 02RS00№-27
строка статистической отчетности 2.112
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2022 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.,
судей – Солоповой И.В., Кокшаровой Е.А.,
при секретаре – ФИО9,
с участием прокурора ФИО10,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2 Министерства внутренних дел по Республике ФИО1 ФИО7 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики ФИО1 от <дата>, которым
отказано МВД по Республики ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Республика ФИО1, <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МВД по Республики ФИО1 обратилось в суд с исковыми требованиями к ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о выселении из занимаемого ими служебного жилого помещения по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения, мотивируя требования тем, что жилое помещение ФИО3 и членам его семьи было предоставлено при условии прохождения службы сотрудником в органах внутренних дел, однако ФИО3 в настоящее время сотрудником органов внутренних дел не является. Федеральным законом от 30.12.2021 №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что уволенный со службы в органах внутренних дел, состоящий на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты или в качестве нуждающегося в жилом помещении, в случае, если он имеет стаж службы в органах внутренних дел не менее 25 лет в календарном исчислении и не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма. Выслуга ФИО3 в календарном исчислении в органах внутренних дел составляет 12 лет 9 месяцев 6 дней, то есть менее 25 лет, поэтому он с членами своей семьи подлежит выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ФИО2 Министерства внутренних дел по Республике ФИО1 А.В., в обоснование жалобы, указывает, что п. 27 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 № 897, не может быть принят во внимание при наличии Федерального закона от 30.12.2021 № 485-ФЗ, имеющего большую юридическую силу, распространяющего действие на сотрудников органов внутренних дел и является специальной нормой по отношению к Типовому положению. Судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что положения Федерального закона № 485 не могут распространяться на ранее возникшие правоотношения, так как они являются длящимися. Договором найма служебного жилого помещения от <дата> № жилое помещение было предоставлено ФИО3 в связи с прохождением службы в МВД по Республике ФИО1. В настоящее время ФИО3 службу в МВД по Республике ФИО1 не проходит, срок действия договора истек в 2019 году, отсутствует выслуга лет в календарном исчислении 25 лет и более.
ФИО2 по Республике ФИО1 ФИО11 в возражениях на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике ФИО1 без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав ФИО2 Министерства внутренних дел по Республике ФИО1 А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, ФИО2 Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Республике ФИО1 ФИО11, ФИО3 и его ФИО2 ФИО12, ФИО13, возражавших против доводов апелляционной жалобы, прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что квартира, расположенная по адресу: Республика ФИО1, <адрес>, с <дата> является собственностью Российской Федерации и с этой же даты на праве оперативного ФИО2 закреплена за МВД по Республике ФИО1.
ФИО3 с членами своей семьи – супругой ФИО4, сыновьями ФИО5 и ФИО6 – проживает в квартире, расположенной по адресу: Республика ФИО1, <адрес>.
ФИО3 с <дата> и до дня перевода в расположение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации состоял в МВД по Республике ФИО1 на учете для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения. Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты МВД по Республике ФИО1 от <дата> учетное дело ФИО3 передано в ФИО2 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике ФИО1.
Приказом МВД по Республике ФИО1 № л/с от <дата> ФИО3 совместно с другими сотрудниками органов внутренних дел (<данные изъяты>) на основании ст. 30.1 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с <дата> переведен для дальнейшего прохождения службы в расположение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
<дата> между МВД по Республике ФИО1 (наймодатель) и ФИО3 (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения №, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: Республика ФИО1, <адрес>, в связи с прохождением службы в МВД по Республике ФИО1. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи ФИО4, <дата> года рождения (супруга) и ФИО5, <дата> года рождения (сын). Договор заключен на время прохождения службы, но не более чем на 2 года (пункты 1, 2, 3, 5).
Как следует из учетного дела, ФИО3 по настоящее время состоит на учете сотрудников, нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по месту службы в ФИО2 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике ФИО1.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований МВД по Республике ФИО1, руководствуясь п. 27, 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в ФИО2 органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 года №897, в соответствии с которым без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены проживающие в служебном жилом помещении прекратившие службу сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, суд пришел к выводу о том, что ФИО3 совместно с членами семьи не подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения ввиду того, что его семья является нуждающейся и ответчик имеет выслугу лет в правоохранительных органах более 10 лет.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, установленных по делу обстоятельствах.
В силу ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п.п.3, 5 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).
Служба в органах внутренних дел по смыслу части 4 статьи 32, пункта «б» части 1 статьи 72 и пункта «е» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, специального правового статуса.
В связи с этим, федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Указанные правовые акты устанавливают социальные гарантии в сфере обеспечения жильем, предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, а также лицам, уволенным со службы по отдельным основаниям.
Как следует из Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий (часть 1 статьи 1).
В соответствии с ч.1 ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок учета сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, определен Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД России «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» от 24.05.2003 года № 345, а именно - постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений осуществляется по месту расположения соответствующих органов внутренних дел.
Типовое положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 № 897 «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное ФИО2 органам Федеральной службы безопасности, таможенным органам Российской Федерации», являлось на момент перевода ответчика и на дату рассмотрения дела, действующим нормативным актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел, и как следует из его названия и содержания, регулирует вопросы использования служебного жилищного фонда, находящегося в государственной собственности и переданного в том числе в оперативное ФИО2 органов внутренних дел.
Поскольку спорная квартира передана в оперативное ФИО2 МВД России по Республике ФИО1, данная квартира попадает под определение служебного жилищного фонда, установленного п.1- 2 Типового положения..., в связи с чем на эту жилую площадь распространяется действие правовых норм данного акта, предусмотренных для служебного жилищного фонда, переданного в оперативное ФИО2 органам внутренних дел.
В силу п. 27 Типового положения... сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Однако, в соответствии с п. 28 Типового положения..., установлены дополнительные по сравнению со ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации льготы для сотрудников полиции о том, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены: сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, что не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.
При этом необходимо учитывать, что предусмотренное пунктом 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.
Из этого следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к указанной категории граждан, определенной законом, но и факт нахождения такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты.
Согласно п.31 Правил, единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления сотрудникам органов внутренних дел социальных гарантий в виде единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета в порядке очередности принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и в пределах поступающих ассигнований из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от <дата> № 247-ФЗ.
Из материалов дела следует, что ФИО3 состоит в ФИО2 по Республике ФИО1 в списке на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилого помещения с <дата> с составом семьи 4 человека, по состоянию на <дата> не обеспечен специализированным жилым помещением от ФИО2 по Республике ФИО1 в связи с отсутствием свободных жилых помещений.
На момент рассмотрения дела право на получение единовременной социальной выплаты ФИО3 не реализовано.
С целью установления юридически значимого обстоятельства по делу, судебной коллегией истребованы выписки из ЕГРН, в соответствии с которыми на территории Российской Федерации ФИО19 Р.В., ФИО5, ФИО3, ФИО4 не имеют в собственности жилых помещений.
Согласно информации ППК «Роскадастр» сведений о наличии права собственности на недвижимое имущество за ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в архиве производственного участка нет.
Данные документы в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приобщены к материалам дела.
Поскольку ФИО3 в период службы в органах внутренних дел имел право на получение жилого помещения и это право не утратил (на момент перевода в установленном законом порядке решения о его снятии с учета нуждающихся в органах МВД не принималось), в период службы не был обеспечен жилым помещением, до настоящего времени является нуждающимся в жилом помещении, не реализовал свое право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, проживает в служебном жилом помещении, другого жилого помещения в собственности и в пользовании не имеет, то оснований для его выселения из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения по основаниям ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права и противоречат вышеуказанным разъяснениям в части действия закона во времени и правовой определенности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО3 в настоящее время сотрудником МВД по Республике ФИО1 не является, перевод ФИО3 имел место до введения в действие новой редакции ст.8 Федерального закона от <дата> № 247-ФЗ, были предметом рассмотрения, и как верно указал суд первой инстанции, указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Горно-Алтайского городского суда Республики ФИО1 от <дата> по гражданскому делу по иску МВД по Республике ФИО1 к ФИО3, ФИО14, ФИО5 и ФИО6 о выселении из служебного жилого помещения, не изменились на дату рассмотрения настоящего дела в суде.
Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, проверил доказательства и дал правильную оценку представленным доказательствам и исследованным обстоятельствам, применил закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, выводы суда мотивированы, обоснованны и подтверждены имеющимися доказательствами.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики ФИО1 от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 Министерства внутренних дел по Республике ФИО1 ФИО7 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.
Председательствующий судья ФИО15
ФИО16 ФИО18
ФИО17
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме <дата>.