Дело № 2-1363/2015
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации16 ноября 2015 год п. Поназырево
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Баранова А.В., при секретаре Воронцовой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Поназыревская средняя общеобразовательная школа Поназыревского муниципального района Костромской области» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Прокурор Поназыревского района обратился в суд с исковым заявлением к МОУ «Поназыревская средняя общеобразовательная школа» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Мотивируя исковые требования тем, что прокуратурой района проведена проверка готовности образовательных организаций района к новому учебному году (2015-2016) соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних. В ходе проверки выявлены нарушения требований указанного законодательства в деятельности МОУ «Поназыревская СОШ» в части неисполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В нарушение данных требований в образовательной организации по адресу: _________ не проведен ремонт асфальтового покрытия территории организации; на заменены составные стекла в гардеробе школы; не оборудованы местным освещением станки, установленные в мастерских для трудового обучения; не проведена замена полового покрытия (линолеума) в учебном помещении 2 класса, в лаборантской (физики), в мастерских для трудового обучения; физкультурно-спортивная площадка не оборудована беговой дорожкой; в учебном кабинете тракторов половое покрытие с дефектами (на линолеуме имеются дыры). По адресу: _________ не проведен ремонт асфальтового покрытия территории организации; не оборудована местным освещением классная доска в кабинете № 14 (истории); в кабинете физики, химии специальный демонстрационный стол не оборудован покрытием, устойчивым к действию агрессивных химических веществ и защитными бортиками по наружному краю стола; не заменены составные стекла в учебных классах, рекреациях. Допущенные нарушения создают реальную угрозу здоровья детей. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 04.09.2015 директору школы внесено представление. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены. Просит обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Поназыревская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: по адресу: _________ провести ремонт асфальтового покрытия территории школы; заменить составные стекла в гардеробе школы; оборудовать местным освещением станки, установленные в мастерских для трудового обучения; произвести замену полового покрытия (линолеума) в учебном помещении 2 класса, в лаборантской (физики), в мастерских для трудового обучения; физкультурно-спортивную площадку оборудовать беговой дорожкой; в учебном кабинете тракторов половое покрытие привести в соответствие с санитарными требованиями; по адресу: _________ провести ремонт асфальтового покрытия территории организации; оборудовать местным освещением классную доску в кабинете № 14 (истории); в кабинете физики, химии специальный демонстрационный стол оборудовать покрытием, устойчивым к действию агрессивных химических веществ и защитными бортиками по наружному краю стола; заменить составные стекла в учебных классах, в срок до 15 августа 2016 года.
В судебном заседании заместитель прокурора Михеев Е.Е.. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал в полном объёме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МОУ «Поназыревская средняя общеобразовательная школа» директор Пинегина О.С. исковые требования не признала, суду пояснила, администрацией района разработана программа на исполнение данного предписания. Данная программа рассчитана на 5 лет и финансирование будет производится согласно данной программе. Срок исполнения джанной программы до 2018 года. В настоящее время денежных средств нет и выполнить требования до 2016 года не смогут.
Представитель третьего лица администрации Поназыревского муниципального района по доверенности Чуванков А.А. исковые требования не признал в связи с невозможностью выполнения в указанный срок, суду пояснил, что данные требования норм СанПиНа и федерального закона он считает сомнительными.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Поназыревская средняя общеобразовательная школа», подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно статье 41 данного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 15 части 3 статьи 28 вышеуказанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии со ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета «Физическая культура», а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами.
В соответствии с п. 3.8 (раздел III Требования к территории общеобразовательных учреждений) СанПиН 2.4.2.2821-10, въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.
В соответствии с п. п. 4.28, 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.
Согласно 5.10. СанПиН 2.4.2.2821-10 сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.
В соответствии с п. 5.8 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10), кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме.
Согласно п. 6.10 Правил остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклопакета. Замена разбитых стекол должна производиться немедленно.
В силу п. 7.2.6. СанПиН 2.4.2.2821-10 классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.
Как следует из материалов дела, МОУ «Поназыревская средняя общеобразовательная школа Поназыревского муниципального района Костромской области» является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением, которое осуществляет образовательную деятельность в зданиях по адресу: _________. Учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование Поназыревский муниципальный район Костромской области (л.д. 8)
11 августа 2015 года проведена проверка готовности обоих зданий МОУ «Поназыревская средняя общеобразовательная школа Поназыревского муниципального района Костромской области» к новому 2015-2016 году, о чем были оставлены соответствующие акты.
В зданиях МОУ имеются следующие нарушения вышеприведенных норм СанПиН: в образовательной организации:
- по адресу: _________ не проведен ремонт асфальтового покрытия территории организации; отсутствуют школьные парты, оборудованные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости, для обучающихся 1-й ступени образования; не обеспечено наружное освещение территории организации; на заменены составные стекла в гардеробе школы; не оборудованы местным освещением станки, установленные в мастерских для трудового обучения; не проведена замена полового покрытия (линолеума) в учебном помещении 2 класса, в лаборантской (физики). В мастерских для трудового обучения; физкультурно-спортивная площадка не оборудована беговой дорожкой; в учебном кабинете тракторов половое покрытие с дефектами (на линолеуме имеются дыры).
- по адресу: _________ проведен ремонт асфальтового покрытия территории организации; отсутствуют школьные парты, оборудованные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости, для обучающихся 1-й ступени образования; не оборудована местным освещением классная доска в кабинете № 14 (истории); в кабинете физики, химии специальный демонстрационный стол не оборудован покрытием, устойчивым к действию агрессивных химических веществ и защитными бортиками по наружному краю стола; не заменены составные стекла в учебных классах, рекреациях.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимся в деле приложением к акту приемки, составленному 25 августа 2015 года специалистом-экспертом территориальным отделом в Шарьинском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области.
Прокуратурой Поназыревского района Костромской области 04.09.2015г. директору МОУ Поназыревская средняя общеобразовательная школа» направлено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.
Из представленной информации директором МОУ «Поназыревская средняя общеобразовательная школа» от 1.10.2015г. следует, что были приняты меры к устранению выявленных нарушений. Из указанный нарушений выполнен только пункт, касающийся школьных парт, оборудованных регулятором наклона поверхности рабочей плоскости, для обучающихся 1-й ступени образования
Сведений об устранении других нарушений суду не представлено.
В связи, с чем необходимо возложить на МОУ «Поназыревская средняя общеобразовательная школа» обязанность по устранению данных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства является правильным.
В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Требования СанПиН 2.4.2.2821-10, как это следует из содержащегося в них п. 1.3, распространяются не только на проектируемые, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации, но и на действующие.
Аналогичные нормы предусмотрены и п. 1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, п. 1.2 СанПиН 2.3.6.1079-01 и п. 1.4 СанПиН 2.4.5.2409-08.
Это означает, что поскольку приведенными выше актами не предусмотрено иное, содержащиеся в них требования, касающиеся текущей эксплуатации зданий образовательных учреждений, носят обязательный характер независимо от времени возведения таких зданий.
Таким образом, для разрешения настоящего дела имеет значение, какие требования обозначенных СанПиН затрагивают вопросы проектирования, строительства и реконструкции зданий образовательных учреждений, а какие - их текущей эксплуатации.
Положения п. 7.2.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 в этой части относятся к текущей эксплуатации помещений образовательного учреждения, их невыполнение образовательным учреждением обусловлено исключительно отсутствием финансирования.
В силу п. 1 ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
По смыслу п. 2 ст. 120, ст. 220 ГК РФ собственник имущества казенного учреждения несет бремя содержания данного имущества; при недостаточности средств учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Отсутствие у МОУ «Поназыревская средняя общеобразовательная школа Поназыревского муниципального района Костромской области» самостоятельной финансовой возможности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не освобождает учреждение от обязанности их устранения и осуществления деятельности в соответствии с требованиями ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно п.5 ч. 1 ст. 9 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, обязанность по финансированию устранения нарушений в образовательном учреждении требований СанПиН в случае недостаточности у МОУ «Поназыревская средняя общеобразовательная школа Поназыревского муниципального района Костромской области» денежных средств для осуществления указанных в решении действий возложена на администрацию муниципального образования «Поназыревский муниципальный район Костромской области».
То обстоятельство, что необходимость финансирования требуемых работ не учтена в муниципальном бюджете, не освобождает учредителя от обязанности по надлежащему содержанию имущества муниципального учреждения.
В соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект решения о местном бюджете должен быть внесен в представительный орган местного самоуправления в срок не позднее 15 ноября. При этом бюджет на следующий год принимается не позднее декабря прошедшего года.
Поскольку в бюджета на 2015 год не были заложены денежные средства для проведения указанных выше работ, а также принимая во внимание необходимость проведения предварительных работ по заключению соответствующих договоров, составлению проектов, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда, в срок до 15 августа 2016 года.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Поназыревская средняя общеобразовательная школа Поназыревского муниципального района Костромской области» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства - удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Поназыревская средняя общеобразовательная школа Поназыревского муниципального района Костромской области» муниципальное общеобразовательное учреждение «Поназыревская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
по адресу: _________ провести ремонт асфальтового покрытия территории школы; заменить составные стекла в гардеробе школы; оборудовать местным освещением станки, установленные в мастерских для трудового обучения; произвести замену полового покрытия (линолеума) в учебном помещении 2 класса, в лаборантской (физики), в мастерских для трудового обучения; физкультурно-спортивную площадку оборудовать беговой дорожкой; в учебном кабинете тракторов половое покрытие привести в соответствие с санитарными требованиями;
по адресу: _________ провести ремонт асфальтового покрытия территории организации; оборудовать местным освещением классную доску в кабинете № 14 (истории); в кабинете физики, химии специальный демонстрационный стол оборудовать покрытием, устойчивым к действию агрессивных химических веществ и защитными бортиками по наружному краю стола; заменить составные стекла в учебных классах, в срок до 15 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд Костромской области в течении месяца, со дня принятия мотивированного решения.
Судья А.В. Баранов