Решение от 20.07.2015 по делу № 2-997/2015 от 27.05.2015

Дело № 2-997/2015 изготовлено 24 июля 2015 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мончегорск 20 июля 2015 года

Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Пак С.Б.,

при секретаре Шурукиной Е.Э.,

с участием истца Писаревой Т.Б., представителя ответчика ФИО,

представителя третьего лица ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Писаревой Т.Б. к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис» о признании незаконными действий по начислению платы за отопление и возложении обязанности произвести перерасчет,

установил:

Писарева Т.Б. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис» (далее – ООО «Теплоэнергосервис», ответчик) о признании незаконными действий по начислению платы за отопление и возложении обязанности произвести перерасчет.

В обоснование требований указала, что является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от <дд.мм.гггг>. По согласованию с органом местного самоуправления <дд.мм.гггг> была проведена реконструкция нежилого помещения, которая заключалась, в том числе, в переводе помещения на электрообогрев, в результате чего все радиаторы отопления в помещении были демонтированы. С момента перехода на электрообогрев, начисление услуг по отоплению помещения в счетах на оплату ООО «Теплоэнергосервис» не выставлялось, план потребности в тепловой энергии для отопления многоквартирного дома составлялся без учета ее помещения. Однако <дд.мм.гггг> ответчик выставил счет на оплату корректировки платы отопления, а также стал начислять плату за отопление, что является незаконным и нарушает ее права.

Просит суд признать незаконными действия ответчика по начислению платы за отопление с <дд.мм.гггг> и обязать произвести перерасчет.

02 июля 2015 года истец исковые требования уточнила, окончательно просила признать незаконными действия ответчика по начислению платы за отопление по нормативу потребления и обязать произвести перерасчет платы за отопление за период с <дд.мм.гггг> по день рассмотрения дела в суде. Также истцом представлены дополнительные основания к удовлетворению иска, в которых указано, что перевод помещения на электрообогрев осуществлен в соответствии с действующим законодательством, законность перевода помещения на электрообогрев не оспорена. Поскольку в принадлежащем ей помещении приборы отопления отсутствуют, то тепловая энергия ею не потребляется. По данным ОАО «Мончегорская теплосеть» объем тепловой энергии для нежилого помещения сведен к нулю. Наличие в нежилом помещении стояка горячего водоснабжения не может служить основанием для взыскания с нее платы за отопление, поскольку стояк зашит гипсокартонном и относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Указала, что тепловые потери от стояков отопления не могут рассматриваться в качестве коммунальной услуги.

В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении уточненных требований в полном объеме по тем же основаниям.

Представитель ответчика ФИО (по доверенности) уточненные исковые требования не признала, пояснила, что согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Представитель третьего лица ОАО «Мончегорская теплосеть» – ФИО1 пояснила, что между ОАО «Мончегорская теплосеть» и ООО «Теплоэнергосервис» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды №..... Оплата тепловой энергии по дому №.... по <адрес> производится в соответствии с п. 5.1 Договора, на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.

Выслушав участников процесса, допросив специалиста, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно п.п. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Аналогичные положения содержатся в п. 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.

Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов (п.п. 5 п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Согласно п. 10-11 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Писаревой Т.Б. на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное на 1 этаже в жилом многоквартирном доме №.... по <адрес>. Право собственности зарегистрировано надлежащим образом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дд.мм.гггг> (л.д. 8).

Администрацией г. Мончегорска Писаревой Т.Б. выдано разрешение на строительство №...., согласно которому истцу дано разрешение на реконструкцию нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, под объект «....» Срок действия разрешения до <дд.мм.гггг> (л.д. 9).

Согласно справке ООО «....» от <дд.мм.гггг>, энергоснабжение помещения .... <адрес> после реконструкции соответствует установленным требованиям (л.д. 10).

Постановлением администрации г. Мончегорска от 07.02.2008 № 577 (в редакции от 10.08.2009 № 577) установлены «Порядок о приемке в эксплуатацию объектов, размещаемых в существующем жилом и нежилом фонде, а также отдельно стоящих зданиях, строениях, сооружениях» (далее – Порядок) и «Положение о комиссии по приемке в эксплуатацию (приемочная комиссия) объектов, размещаемых в существующем жилом и нежилом фонде, а также в отдельно стоящих зданиях, строениях, сооружениях» (далее – Положение).

Согласно п. 1.1. Положения комиссия по приемке в эксплуатацию объектов, размещаемых в существующем жилом и нежилом фонде, а также в отдельно стоящих зданиях, строениях, сооружениях (далее приемочная комиссия), осуществляет проверку наличия и правильности оформления документов, предъявляемых заказчиком, осмотр объекта нового строительства, после реконструкции, капитального ремонта, изменения функционального назначения на предмет оформления разрешения администрации города на ввод объекта в эксплуатацию. В соответствии с п. 2.6 Положения, после обследования объекта, ознакомившись с представленными материалами и обменявшись мнениями, приемочная комиссия оформляет акт, в котором рекомендует администрации города выдать разрешение заказчику на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче разрешения с обоснованием причин отказа.

Пунктом 2.13. Порядка предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта.

Судом установлено, что <дд.мм.гггг> комиссия по приемке в эксплуатацию объектов, ознакомившись с документацией и осмотрев объект, решила рекомендовать администрации г. Мончегорска оформить разрешение на ввод объекта «....» по <адрес> в эксплуатацию (л.д. 11-12).

<дд.мм.гггг> администрацией г. Мончегорска Писаревой Т.Б. выдано разрешение №.... на ввод объекта «....», расположенного по адресу: <адрес>, в эксплуатацию (л.д. 12).

Актом осмотра нежилого помещения в многоквартирном доме от <дд.мм.гггг> установлено, что в нежилое помещение - ....», расположенное по адресу: <адрес>, снабжено электрорадиаторами, система отопления имеет транзитный стояк водяного отопления.

Из ответа на запрос суда Апатитского филиала ГУ ПТИ МО от 25.06.2015 следует, что по жилому дому №.... по <адрес> предусмотрен вид отопления – центральное от ТЭЦ. В нежилой части (....) дома предусмотрено электрическое отопление, о чем внесены изменения в технический паспорт жилого дома и нежилого помещения.

Как следует их технического паспорта на нежилое помещение №.... по <адрес>, сведения о переводе нежилого помещения на электрообогрев внесены в технический паспорт <дд.мм.гггг>.

Проанализировав указанные нормы права и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что до <дд.мм.гггг> истцом не был соблюден установленный законодательством порядок регистрации реконструкции нежилого помещения.

В судебном заседании установлено, что управление многоквартирным домом №.... по <адрес> осуществляется управляющей организацией ООО «Теплоэнергосервис», которая в соответствии с договором управления производит начисление и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги (л.д. 41-43).

Многоквартирный жилой <адрес> по <адрес> подключен к системе централизованного теплоснабжения, поставку тепловой энергии осуществляет ОАО «Мончегорская теплосеть» на основании договора теплоснабжения и поставки горячей воды №...., заключенного теплоснабжающей организацией с ООО «Теплоэнергосервис» от <дд.мм.гггг> (далее – Договор №....) (л.д. 43-52).

В приложении №.... к вышеуказанному договору теплоснабжающей организацией установлен план потребности в тепловой энергии для отопления помещений с электрообогревом на <дд.мм.гггг>, в котором нежилое помещение в <адрес> не значится (л.д. 55).

Расчет размера корректировки платы за отопление в соответствии с Постановлением правительства Мурманской области № 358 по итогам <дд.мм.гггг> производился без учета нежилого помещения истца (л.д. 58-62).

Согласно счету-квитанции на оплату отопления по вышеуказанному помещению по итогам <дд.мм.гггг> начислено ....

Истец обратилась с настоящих иском в суд полагая, что в связи с отсутствием в принадлежащем ей нежилом помещении приборов, потребляющих тепловую энергию и не получения услуг централизованного теплоснабжения, исполнитель коммунальных услуг не вправе требовать их оплаты.

Проверяя обоснованность действий ответчика по начислению истцу платы за отопление, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей, размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Дом №.... по <адрес> с <дд.мм.гггг> оборудован прибором учета тепловой энергии (акт повторного допуска в эксплуатацию от <дд.мм.гггг>).

Из пояснений специалиста ФИО2, допрошенной в судебном заседании, следует, что многоквартирный жилой дом №.... по <адрес> оборудован общедомовыми приборами учета. Всего установлено 7 приборов учета по указанному дому. Отдельного договора с Писаревой Т.Б. на отпуск теплоэнергии не заключено. Рассчитать платежи по остаточному теплу ОАО «Мончегорская теплосеть» не может.

В соответствии с п. 5.1 Договора №.... «Объемы тепловой энергии и горячей воды, поставляемые в многоквартирные дома, оборудованные коллективным (общедомовым) прибором учета, определяются на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом поставки тепловой энергии и горячей воды собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

Как следует из справок отпуска тепловой энергии и теплоносителя по прямым договорам с ОАО «Мончегорская теплосеть» за <дд.мм.гггг> и <дд.мм.гггг>, Писарева Т.Б договор поставки тепловой энергии с ресурсоснабжающей организацией в указанные периоды не заключала.

Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 года N 354, принятым в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Абзац второй пункта 42(1) Правил определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.

Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.

Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из объема тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, что также согласуется с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ, согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).

Частью 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.

В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 40 Правил услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Расчет по указанной формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем, в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.

Устанавливая данный расчет по оплате услуги по теплоснабжению также были учтены и критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии, которые устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627), согласно пункту 3 которых техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

При указанных обстоятельствах, несмотря на то, что в нежилом помещении истца отсутствуют радиаторы отопления, истец, как собственник помещения в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством обязан вносить плату за отопление в установленном порядке. В связи с этим, действия ответчика по начислению платы за отопление по нормативу потребления рассчитанного исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, являются законными и обоснованными. Оснований для перерасчета платы за отопление не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░

2-997/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Писарева Т.Б.
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис"
Другие
ОАО "Мончегорская теплосеть"
Шепелевич Л.А.
Суд
Мончегорский городской суд Мурманской области
Дело на сайте суда
mon.mrm.sudrf.ru
27.05.2015Передача материалов судье
27.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2015Подготовка дела (собеседование)
16.06.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2015Предварительное судебное заседание
20.07.2015Судебное заседание
24.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее