ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
23 марта 2022 года адрес
Судья Измайловского районного суда адрес Романова Виталина Александровна,
с участием Умаровой Людмилы Александровны,
с участием защитника адвоката фио, представившей удостоверение адвоката №1330 от 30.04.2019г, ордер в дело,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 5-550/2022 по ч. 5 ст. 20.2 КРФоАП в отношении
Умаровой Людмилы Александровны, паспортные данные, гражданки РФ, работающей, не замужней, имеющей несовершеннолетнего ребенка, зарегистрированной по адресу: адрес, на учетах в ПНД, НД не состоящей, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об АП, составленному 26 февраля 2022 года, 26 февраля 2022 года около 19 час. 15 мин. в центральной части адрес в том числе по адресу: адрес, а также прилегающей к ней территории, гр. Умарова Людмила Александровна в составе группы граждан в количестве около 100 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировала лозунг: «НЕТ ВОЙНЕ! Вернуть домой войска!», то есть добровольно приняла участие в несогласованном публичном массовом мероприятии в сочетании форм митинга и пикетирования, чем нарушила требования Закона № 54-ФЗ, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировала, то есть Умарова Людмила Александровна совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КРФоАП.
Умарова Людмила Александровна в настоящее судебное заседание явилась, вину в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КРФоАП не признала по основаниям, изложенным в письменном виде. Пояснила суду, что не участвовала в публичном мероприятии, лозунги не выкрикивала, плакаты не демонстрировала, к ней подошли сотрудники полиции и задержали без разъяснения причин, после чего была доставлена в отдел полиции, где в отношении нее был составлен протокол об АП. С жалобами на действия/бездействия должностных лиц - сотрудников полиции до настоящего времени никуда не обращалась. Оснований её оговора сотрудниками полиции не назвала.
Защитник адвокат фио в судебном заседании поддержала позицию своего доверителя. Просила прекратить производство по данному делу в связи с отсутствием события правонарушения.
Судья, выслушав объяснения Умаровой Людмилы Александровны, защитника, исследовав письменные материалы дела, считает виновность Умаровой Людмилы Александровны в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установленной.
Несмотря на фактическое непризнание Умаровой Людмилы Александровны своей вины, факт совершения административного правонарушения и вина Умаровой Людмилы Александровны подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:
- протоколом об административном правонарушении, составленному 26 февраля 2022 года, который по содержанию соответствует установленным выше обстоятельствам;
- рапортом полицейского 1 СП ГУ МВД России по адрес фио;
- рапортом полицейского 1 СП ГУ МВД России по адрес фио;
- объяснениями полицейского 1 СП ГУ МВД России по адрес фио;
- объяснениями полицейского 1 СП ГУ МВД России по адрес фио;
- протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 26 февраля 2022 года;
- сообщением первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции адрес от 24 февраля 2022 года, согласно которому в органы исполнительной власти адрес уведомления о проведении публичных мероприятий (собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирований) 24, 25, 26 и 27 февраля 2022 года в центральной части города, не поступали (л.д.19).
Не доверять указанным доказательствам оснований не имеется, поскольку они получены с соблюдением закона, изложенные в рапортах и письменных объяснениях обстоятельства согласуются между собой и с фактическими данными, содержащимися в протоколе об административном правонарушении. При даче письменных объяснений, указанные лица были предупреждены об ответственности по ст. 17.9 КРФоАП. Наличие неприязненных отношений или иные основания для оговора Умаровой Людмилы Александровны данными лицами по делу не установлены. Рапорты сотрудников полиции отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КРФоАП.
Допустимость и достоверность собранных по делу доказательств не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу применительно к следующим нормам материального права.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1-6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует нарушение организатором либо участником публичного мероприятия установленного порядка организации или проведения публичного мероприятия.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ), а также Законом адрес от 04.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в адрес собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований".
Положением пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определено, что публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В соответствие со ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона иных законодательных актов Российской Федерации.
Статьёй 7 Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьёй.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 2 Закона адрес от 04.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в адрес собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подаётся его организатором в письменной форме непосредственно в орган исполнительной власти адрес, указанный в части 2 настоящей статьи, в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трёх дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днём (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырёх дней до дня его проведения (часть 1). Уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подаётся в префектуру административного округа адрес, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории адрес либо на территории более чем одного административного округа адрес (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы (часть 2).
При этом положения ст. 4 Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ предусматривают, что к организации публичного мероприятия относится оповещение возможных участников публичного мероприятия, подачу ими уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации.
Частью 1 ст. 6 Закона N 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Закона N 54-ФЗ).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Законом N 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.
Эти положения закона Умаровой Людмилой Александровной нарушены, так как она принимала участие в несанкционированном митинге.
При таком положении несоблюдение Умаровой Людмилой Александровной данных требований закона с учётом конкретных обстоятельств дела дают правовые основания для квалификации действий Умаровой Людмилы Александровны по ч. 5 ст. 20.2 КРФоАП, предусматривающей административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до сумма прописью или обязательные работы на срок до сорока часов.
Изложенное опровергает доводы защиты Умаровой Людмилы Александровны о недоказанности её вины и отсутствии в его деянии состава административного правонарушения.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения; лицо, допустившее нарушение требований Федерального Закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ («О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях») и закона адрес № 10 от 04.04.2007 года («Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в адрес собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований»), виновность указанного лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений статьи 26.11 КРФоАП судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделён правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Довод Умаровой Людмилы Александровны о том, что сотрудники полиции не выясняли у неё о том, в связи с чем она находится по указанному адресу, также учитывая объяснения Умаровой Людмилы Александровны, данные в ходе судебного разбирательства, а также не требовали о прекращении данного митинга, не принимается судом, поскольку наличие или отсутствие предъявленного требования полицейского прекратить участие в несанкционированном митинге не влияет на правильность квалификации действий Умаровой Людмилы Александровны по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Довод Умаровой Людмилы Александровны в объяснении в судебном заседании о непричастности к совершению правонарушения и случайном нахождении в указанном месте, где происходило задержание, не свидетельствует о невозможности участия в несогласованном публичном мероприятии в период времени около 19:15 часов 00 минут 26 февраля 2022 года.
О том, что Умарова Людмила Александровна была проинформирована о незаконности названного выше публичного мероприятия, следует из представленных в материалы дела доказательств, в том числе, рапортов сотрудников полиции и их письменных объяснений.
Доводы Умаровой Людмилы Александровны и её защитника на нарушение прав Умаровой Людмилы Александровны, связанных с задержанием и действиями полицейских в связи с этим, не является основанием для прекращения производства по делу, поскольку не влияет на квалификацию действий Умаровой Людмилы Александровны по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, что не препятствует в свою очередь в случае несогласия Умаровой Людмилы Александровны с действиями данных лиц, обжаловать их в ином порядке.
Довод Умаровой Людмилы Александровны и защитника о том, что рапорта сотрудников полиции не могут служить допустимым доказательством по делу, так как данные сотрудники не допрошены судом, не обоснован, поскольку рапорта сотрудников органов внутренних дел (полиции) не является ни их показаниями, ни их письменными объяснениями, а потому при составлении рапорта не требуется предварительного разъяснения такому сотруднику положений ст. 25.6 КоАП РФ и предупреждения его об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ.
Суд приходит к выводу о допустимости такого доказательства по данному делу, поскольку рапорта были составлены должностными лицами в рамках их должностных обязанностей, причиной составления рапорта послужило выявление совершения административного правонарушения, при этом порядок составления рапорта был соблюден.
Оснований ставить под сомнение достоверность содержания процессуального документа – протокола об административном правонарушении, составленного в отношении Умаровой Людмилы Александровны, представленного наряду с иными письменными документами в материалах дела об административном правонарушении, - не имеется.
При этом суд отмечает, что в протоколе об административном правонарушении указаны обстоятельства совершения административного правонарушения, указано на нарушение установленного ФЗ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004г. Каких-либо существенных нарушений, которые могли бы свидетельствовать о недопустимости протокола об административном правонарушении как доказательства по делу, - не усматривается.
Каких-либо противоречий в материалах дела, нарушений, которые могли бы повлиять на правильность установления обстоятельств совершения правонарушения и доказанность вины Умаровой Людмилы Александровны не имеется.
Вопреки доводам Умаровой Людмилы Александровны и её защитника письменные доказательства составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, суд признает их допустимыми доказательствами и кладет в основу постановления.
Ссылка защитника о нарушении судом в ходе судебного разбирательства принципа состязательности и равноправия сторон, в связи отсутствием в судебном заседании лица, исполняющего функцию государственного обвинения, основаны на ином толковании права и не влекут освобождение Умаровой Людмилы Александровны от ответственности.
Согласно статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
Согласно п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (в ред. от 19.12.2013) должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, нормами КоАП РФ не оговаривается необходимость обязательного участия в рассмотрении дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Нарушений прав Умаровой Людмилы Александровны, закрепленных в ст.15 Конституции РФ, ст. ст. 10,11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд не находит.
Иные доводы не содержат правовых аргументов, влекущих прекращение производство по делу.
Ходатайства защитника об обеспечении участия прокурора для поддержания обвинения, о вызове и допросе сотрудников полиции, указанных в качестве очевидцев действий Умаровой Людмилы Александровны, разрешены в порядке ст. 24.4 КРФоАП с вынесением мотивированного определения в ходе настоящего судебного заседания.
Отказ в удовлетворении ходатайств Умаровой Людмилы Александровны не влияет на полноту, всесторонность и объективность рассмотрения дела.
Обязательный допрос свидетелей в судебном заседании административным законодательством не предусмотрен, только суд определяет полноту собранных доказательств, необходимых для вынесения законного решения.
Судья пришел к выводу о том, что материалов по делу достаточно для рассмотрения дела, по существу.
Кроме того, суд учитывает, что суд обеспечил реализацию гарантированное законом право Умаровой Людмилы Александровны пользоваться юридической помощью защитника, представлять доказательства.
Каких-либо достоверных доказательств, опровергающих предъявленное Умаровой Людмилы Александровны обвинение в совершении административного правонарушения, суду не представлено, доказательства не опровергнуты.
Отрицание Умаровой Людмилой Александровной вины в совершении указанного правонарушения, судья расценивает как позицию защиты с целью уклонения от административной ответственности. При этом судья принимает во внимание, что Умарова Людмила Александровна не оспаривает свое присутствие и задержание 26 февраля 2022 года примерно в то время, которое указано в протоколе об АП по адресу адрес
Оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения не имеется и судом не добыто.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях Умаровой Людмилы Александровны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КРФоАП, применительно к ст. 1.7 КРФоАП является правильным.
При назначении административного наказания Умаровой Людмиле Александровне, судья учитывает фактические обстоятельства дела, а также личность виновного, характер совершенного ею административного правонарушения, вину не признала, ранее не привлекалась к административной ответственности, что признается судом обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Считаю возможным назначить наказание Умаровой Людмиле Александровне в пределах санкции ч. 5 ст. 20.2 КРФоАП в виде административного штрафа.
руководствуясь ч. 5 ст. 20.2, ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об АП
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 20.2 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░:
░░░ ░░ ░░░░░ (░░░ ░░ ░░░░░, ░░░ 771901001 ░░░ 7719108599 ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 40102810545370000003 ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░ 45307000 ░░░ 004525988 ░░░ 188 116 012 010 19000140.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░