РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2024 г. <адрес>, РБ
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи А.А. Гиниятовой, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Отделу по <адрес> и городу Туймазы Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельный и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с вышеназванным иском к Министерству земельных и имущественных отношений РБ, Управлению по работе с территориальными отделами и взаимодействию с ОМСУ Отдел по <адрес> и <адрес>, указав, что в соответствии с решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является собственником гаража, находящегося по адресу: <адрес>Г ( кадастровый №), приобретенного по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО4 Право собственности на указанный гараж зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за номером 0265 011606 918-02/145/2021-1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице отдела по <адрес> и городу Туймазы Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления был заключён договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности №зем, расположенного по адресу: <адрес>, тер. Гаражный кооператив ВСРО, з/у 164 (кадастровый №) с видом разрешенного использования: размещение гаражей для собственных нужд, площадью 23 кв.м., с правом строительства на нем зданий и сооружений на срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок, на котором находятся гараж, решением исполнительного комитета Туймазинского городского Совета депутатов трудящихся БАССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельного участка РСУ треста «Башбытремстрой» был выделен для упорядочения строительства 44 гаражей в районе ВСО <адрес> для владельцев индивидуального автотранспорта.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением к ответчику на предоставление ему услуги в передаче бесплатно в собственность земельного участка под гаражом. Ответчик своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №М04ТО-05-60 отказал в предоставлении истцу в его собственность бесплатно земельного участка под его гаражом., с указанием, что испрашиваемый земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 02:65:011606:177, который находится в границах земель, зарезервированных для муниципальных нужд на основании постановления Администрации муниципального района <адрес> № от 15ю05.2023, сроком о ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, просит суд признать за ФИО2, право собственности на земельный участок №, площадью 23 кв.м., кадастровый №, распложенный по адресу: РБ, <адрес>, тер. Гаражный кооператив ВСО, з/у 164, с видом разрешенного использования: размещение гаражей для собственных нужд.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении делав свое отсутствие.
Ответчики Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Отдел по <адрес> и <адрес> по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений РБ в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третьи лица представители администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, администрация городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Объединенное гаражно-строительное товарищество, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии пол <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся сторон на основании ст. 167 ГПК РФ.
Изучив и оценив материалы дела, в пределах заявленных исковых требований и представленных доказательств, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ). Положениями статьи 15 Земельного кодекса РФ определено, что граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Из абзаца 2 пункта 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Законом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 374-1 "О земельной реформе" (действовал до ноября 2001 года) установлено, что в собственность граждан могут передаваться земельные участки для ведения садоводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. До юридического оформления земельных участков в собственность в соответствии с действующим законодательством, за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для садоводства, огородничества, животноводства сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками. Для ведения садоводства и животноводства в собственность граждан бесплатно передаются все ранее предоставленные земли, а также малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли. Приобретение земельных участков в собственность осуществляется через Совет народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок. (статьи 4, 7, 8, 9).
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Системное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод, что члены садоводческого товарищества, созданного до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", имеют право на бесплатное получение в собственность земельного участка, предоставленного им для ведения садоводства и огородничества. Члены садоводческих товариществ, созданных после введения в действие указанного федерального закона, приобретают право собственности на земельный участок, предоставленный им для ведения садоводства и огородничества, за плату без участия в аукционе.
При наличии спора о праве на имущество признание права собственности осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю в порядке, установленном Федеральным законом N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 59 Земельного кодекса РФ).
Вместе с тем статья 28 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается отказ в предоставлении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таковым относятся: изъятие земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 Положения).
Согласно п. 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.Пунктом 8 Положения установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В силу пункта 2 части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 14 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" установлено, что - земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передаются в собственность граждан бесплатно. Органам Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР было предписано обеспечить в 1992 году выдачу документов на право собственности на указанные земельные участки.
Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со статьей 59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права собственности осуществляется в судебном порядке.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с абц. 3 п. 1 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации;
Судом установлено, что ФИО2 является собственником гаража № «Г» по адресу: <адрес>, на основании решения Туймазинского межрайонного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 с одной стороны и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в лице председателя комитете по управлению собственностью министерства земельных и имущественных отношений РБ по <адрес> и городу Туймазы ФИО1, действующей на основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №-к от ДД.ММ.ГГГГ, Положения об отделе по муниципальному району (городскому округу) Управления по работе с территориальными отделам и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ с другой стороны, заключен договор №зем аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности» категории: земли населённых пунктов, находящийся по адресу: <адрес>, ер. Гражданый кооператив ВСО, з/у 164.
Согласно данному договору истцом был арендован земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ер. Гаражный кооператив ВСО, з/у 164, общей площадью 23 кв.м, кадастровый №. Срок действия аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился к ответчику Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о передачи вышеуказанного земельного участка в собственность бесплатно.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получил отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность в связи с тем, что данный земельный участок находится в границах резервируемых земель в целях комплексного жилищного строительства и размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Согласно статье 20 Федерального закона "О землеустройстве" документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики, является карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на 06.06.20222 подтверждено, что земельный участок местоположением: <адрес>, тер. Гаражный кооператив ВСО, з/у. 164, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для обслуживания индивидуального гаража, площадь 23, состоит на кадастровом учете под кадастровым номером 02:65:011606:926.
Суд находит, что данное основание не является законным для отказа истцу в приватизации земельного участка.
В силу ст. 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса.
На основании ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации; размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Резервирование земель должно быть произведено в порядке, установленном Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561.
Вместе с тем вышеприведенные доказательства подтверждают, что земельный участок был предоставлен в 1993 году, т.е. до введения в действие Земельного кодекса РФ. Установленных законом оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении данного участка не имеется.
Принимая во внимание изложенное, факт резервирования спорного земельного участка не может являться основанием для ограничения конституционного права истца на получение в частную собственность земли (ч. 1 ст. 36 Конституция РФ), возможности владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ).
В настоящее время земельный участок сформирован, границы его определены участок состоит на кадастровом учете под кадастровым номером 02:65:011606:926, что следует из выписки из ЕГРН. Вместе с тем в Выписке также указано, что земельный участок имеет разрешенное использование - для обслуживания индивидуального гаража.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что спорные правоотношения регулируются нормами статей 15, 28 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в связи с чем, считает, что поскольку истец является владельцем гаража расположенного на данном земельном участке, гараж № «Г», общей площадью 19,6 кв.м, расположенный в границах земельного участка, предоставленного Администрацией муниципального района <адрес> РБ, определено конкретное местоположение земельного участка, указана его площадь, ему присвоен кадастровый номер, то есть спорный земельный участок индивидуализирован как объект недвижимости, следовательно у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа истцу в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку истцом в орган местного самоуправления представлены все документы, перечень которых носит исчерпывающий характер, указанные в статье 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". описание местоположения его земельного участка, заключение СНТ в подтверждение соответствия описания местоположения земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого истцом.
Таким образом, каких-либо обременений или ограничений на указанный земельный участок не зарегистрировано, земельный участок используется по его целевому назначению. Доказательств того, что испрашиваемый истцом участок изъят из оборота или в отношении него существует запрет на приватизацию, представлено не было.
Руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 который добросовестно пользуется предоставленным в установленном порядке земельным участком в соответствии с его назначением, оплачивает членские взносы, задолженности по оплате указанных платежей не имеет, доказательств того, что испрашиваемый истцом участок изъят из оборота или в отношении него существует запрет на приватизацию, не представлено.
Оснований для отказа в признании за ФИО2 права собственности на выделенный земельный участок за № в гаражном кооперативе, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, тер. Гаражный кооператив ВСО, кадастровый №, в материалах дела суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 23 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 02:65:011606:926 ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░/░ 165, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ : ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░