Решение по делу № 8Г-17490/2024 [88-18445/2024] от 18.07.2024

51RS0009-01-2023-000691-72

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-18445/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Санкт-Петербург                                                    26 августа 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего                Козловой Е.В.,

судей                                               Курбатовой М.В., Смирновой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-734/2023 по иску Шигабутдинова Геннадия Исмагиловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы с особыми условиями труда, назначить страховую пенсию по старости по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области на решение Кандалакшского городского суда Мурманской области от 21 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного судаот 3 апреля 2024 г.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В., объяснения представителя ОАО «РЖД» Домбровской М.Р., действующей по доверенности от 25 января 2024 г., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

    Шигабутдинов Г.И. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (далее – ОСФР по Мурманской области), просил признать незаконным решение от 2 декабря 2021 г. № 317537/21 иот 20 февраля 2023 г. № 33264/23 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ОСФР по Мурманской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды работы в должности монтера пути: с 24 февраля 1998 г. по 31 декабря 2006 г., с 9 января 2007 г. по 21 июля 2008 г., с 28 июля 2008 г. по 20 ноября 2008 г., с 24 ноября 2008 г. по 11 января 2009 г., с 15 января 2009 г. по 28 мая 2011 г.; назначить досрочно страховую пенсию по старостис 20 декабря 2021 г., взыскать государственную пошлину.

    Решением Кандалакшского районного суда Мурманской области от 21 ноября 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 3 апреля 2024 г., исковые требованияШигабутдинова Г.И. удовлетворены частично, признаны незаконными решения ОСФР по Мурманской области от 2 декабря 2021 г. № 317537/21 и от 20 февраля 2023 г. № 33264/23 об отказе Шигабутдинову Г.И. в назначении досрочной страховой пенсии по старости, на ОСФР по Мурманской области возложена обязанность включить в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ«О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.№ 400-ФЗ), периоды работы на участке с интенсивным движением монтером пути по текущему содержанию пути 4 околотка в Княжегубской дистанции пути: с 25 мая 2003 г. по 31 декабря 2006 г., с 9 января 2007 г. по 21 июля 2008 г., с 28 июля 2008 г. по 20 ноября 2008 г., с 24 ноября 2008 г. по11 января 2009 г., с 15 января 2009 г. по 28 мая 2011 г., а также назначить Шигабутдинову Г.И. досрочно страховую пенсию по старости с 19 декабря 2021 г., с ОСФР по Мурманской области в пользу Шигабутдинова Г.И. взыскана государственная пошлина в размере 300 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В кассационной жалобе ОСФР по Мурманской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений.

Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс) в отсутствие Шигабутдинова Г.И., представителя ОСФР по Мурманской области. Неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса.

    Судом при рассмотрении дела установлено, что Шигабутдинов Г.И., 19 декабря 1971 года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 23 декабря 1999 г.

    22 ноября 2021 г. Шигабутдинов Г.И. обратился в ГУ– ОПФ РФ по Мурманской области с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости. Решением ГУ– ОПФ РФ по Мурманской области от 2 декабря 2021 г. Шигабутдинову Г.И. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ по причине отсутствия необходимого (12 лет 6 месяцев) стажа работы с особыми условиями труда.

    Документально подтверждённый стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на 31 декабря 2020 г. составил 06 лет 04 месяца 19 дней, при требуемом стаже не менее 12 лет 6 месяцев; страховой стаж – 29 лет 01 месяц 02 дня, стаж работы в РКС – 27 лет 0 месяцев 10 дней.

    К зачету в льготный стаж не включены периоды: с 6 марта 2002 г. по 28 мая 2011 г., с 27 мая 2012 г. по 31 мая 2013 г. (указанные в корректирующей справке, как не подлежащие включению), а также иные периоды работы в качестве монтёра пути, в связи с тем, что участок магистральной железной дороги Кандалакша-Лоухи не являлся участком с интенсивным движением поездов.

    8 февраля 2023 г. Шигабутдинов Г.И. повторно обратился в территориальный орган ОСФР с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, предоставив архивную справку о периоде работы с 24 февраля 1998 г. по 1 апреля 2017 г. в Княжегубской дистанции пути от 23 декабря 2021 г.

    Решением ОСФР по Мурманской области от 20 февраля 2023 г. № 33264/23 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы не менее 12 лет 6 месяцев, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

    При вынесении решения ОСФР по Мурманской области установлено, что Шигабутдинов Г.И. 24 февраля 1998 г. был принят монтером пути 2 разряда на 4 околоток ст. Полярный Круг, 16 октября 1998 г. установлен3 разряд, 13 декабря 1999 г. установлен 4 разряд, 16 июля 2009 г. установлен 5 разряд, 23 сентября 2013 г. переведён моторём пути 6 разряда линейного участка № 4 эксплуатационного участка № 2. Сведения о периодах работы в спорные периоды работодателем сданы без кода льготной работы.

    В наблюдательном деле в отношении Княжегубской дистанции пути, имеются справки, подтверждающие наличие интенсивного движения поездов на участках Мурманского отделения Октябрьской железной дороги до 1996 г., справки, подтверждающие наличие интенсивного движения поездов на участке Кандалакша-Лоухи с 29 мая 2011 г. по 26 мая 2012 г., с 1 июня 2013 г., по 31 мая 2014 г., и в последующие периоды, которые включены в льготный стаж работы истца. Также в материалах наблюдательного дела имеется Перечень рабочих мест, наименования профессий и должностей работников, которых дают право на пенсии в связи с особыми условиями труда по Спискам № 1 и № 2 и «малым» спискам, работавших в 2002–2004 гг., в поименных списках Шигабутдинов Г.И. не значится.

    Из решения ОСФР по Мурманской области от 20 февраля 2023 г.№ 33264/23 об отказе в установлении пенсии следует, что в льготный стаж работы с особыми условиями груда не включены периоды работы: с 25 мая 1992 г. по 17 октября 1996 г. в качестве монтера пути в Путевой машинной станции 283 Октябрьская железная дорога Республика Карелия п. Лоухи (не оспаривается истцом); с 24 февраля 1998 г. по 28 мая 2011 г., с 27 мая 2012 г. по 31 мая 2013 г. в качестве монтёра пути, бригадиром (освобожденным) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений в Княжегубской дистанции пути в связи с отсутствием интенсивности движения поездов.

    Из подсчёта стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа работы с особыми условиями труда исключены определённые дни и периоды в 2012, 2014, 2015, 2017, 2018, 2019 гг., отраженные в ВИЛС без кода территориальных условий и без кода с особыми условиями труда «27-5», исключение которых истцом не оспаривается.

    Согласно решению ОСФР по Мурманской области от 20 февраля2023 г. стаж работы с особыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на 31 декабря 2021 г. составил07 лет 04 месяца 16 дней, при требуемом стаже не менее 12 лет 6 месяцев; страховой стаж – 30 лет 00 месяц 24 дня, стаж работы в РКС – 27 лет08 месяцев 04 дня.

    Как следует из решения пенсионного органа, льготный стаж увеличился по сравнению со стажем, указанным в решении от 2 декабря 2021 г., за счёт включения ОСФР по Мурманской области дополнительно в льготный стаж истца периода с 29 мая 2011 г. по 26 мая 2012 г.

    Из объяснений представителя ответчика установлено, что указанный период включен пенсионным органом самостоятельно в связи с поступлением справки о наличии интенсивности движения поездов в этот период, при этом корректировка сведений в индивидуальном лицевом счёте работодателем невозможна ввиду ликвидации Княжегубской дистанции пути.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданскою процессуального кодекса, в том числе показаниями свидетелеФИО6, ФИО7, ФИО8, подтвердивших конкретный участок работы истца – перегон Полярный Круг - Чупа, объяснения сторон, суд пришёл к выводу, что участок пути перегон Полярный круг–Чупа являлся участком магистральных железнодорожных дорог при интенсивном движении поездов в период с июня 2003 г. по май 2011 г., поскольку количество грузовых поездов, включая толкачи, составляло более 50 пар. При этом в период с июня 2002 г. по май 2003 г. участок не являлся участком с интенсивным движением поездов, поскольку количество пар поездов, включая толкачи, составило менее 50 в сутки.

    Установив достаточность, с учетом включения указанных периодов, специального стажа для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости, суд признал за Шигабутдиновым Г.И. право на досрочную страховую пенсию с момента достижения им возраста 50 лет, то есть 19 декабря 2021 г.

    Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанций, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

    Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января2015 г.

    Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

    По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

    Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

    В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

    Частью 2 статьи 30 того же Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

    Согласно подпункту «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272, которым предусмотрены монтёры пути и мастера, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.

    Согласно приказу Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», основанием для отнесения участков железных дорог к участкам с интенсивным движением поездов служат размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сутки) по графику на двухпутных участках более 50 пар; размеры движения – это количество поездов, пропущенных по линии за 1 час; пара поездов – это два поезда, движущиеся один в чётном направлении, другой в нечётном. Интенсивность движения поездов определяется по графикам движения поездов, утверждаемых ежегодно МПС России, которые являются основой организации движения поездов и объединяют деятельность всех подразделений, выражая заданный объём эксплуатационной работы железных дорог.

    Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный законот 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ) следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый – третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).

    В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

    Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).

    В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

    По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

    По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса.

    Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела обоснованно применил к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и правильно распределил между сторонами спора бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, а именно факта работы истца в спорные периоды на участке дороги, классифицирующейся как участок с интенсивным движением поездов, на условиях полной занятости.

    Вывод суда о том, что отсутствие сведений персонифицированного учёта о льготных периодах работы истца не влечет правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку представление достоверных сведений на каждое застрахованное лицо и справок с кодом льготы, а также сведений о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя, правомерен.

    Судом правомерно учтено, что в материалах дела имеются документы, в том числе справки, уточняющие льготный характер работыШигабутдинова Г.И., а также таблица «Суточные размеры движения поездов по нормативным графикам движения поездов», которые подтверждают выполнение им работы постоянно в течение полного рабочего дня на участке дороги, классифицирующейся как участок с интенсивным движением поездов, в спорные периоды, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

    Доводы кассационной жалобы о невозможности включения спорных периодов в специальный стаж из-за разночтений документов, предоставленных истцом и ОАО «РЖД» при рассмотрении настоящего дела, с документами, имеющихся в наблюдательном деле Княжегубской дистанции путей, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.

    Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Кандалакшского городского суда Мурманской областиот 21 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 3 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ОСФР по Мурманской области – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи

8Г-17490/2024 [88-18445/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Шигабутдинов Геннадий Исмагилович
Ответчики
ОСФР по Мурманской области
Другие
Кандалакшская дистанция пути Октябрьской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "Российские железные дороги"
Министерство транспорта Российской Федерации
Октябрьская дирекция инфраструктуры -филиала ОАО "Российские железные дороги"
ОАО "РЖД"
Ковалевский Александр Александрович
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Смирнова Ольга Васильевна
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
26.08.2024Судебное заседание
26.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее