Дело № 2-1826/2020
УИД: 52RS0012-01-2020-001594-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.о.г. Бор Нижегородской области 23 сентября 2020 года
Борский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Шабровой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тюковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой И.В. к Администрации городского округа <адрес> о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Истец Морозова И.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа <адрес> о признании права собственности на жилой дом, мотивируя свои требования тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Морозова И.В. на данном земельном участке возвела жилой дом, а именно двухэтажный жилой дом, общей площадью застройки 76,1кв.м., жилой площадью 40,6 кв.м., что отражено в техническом отчете на жилой дом, выполненного Боским отделением Волго-Вятского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешения на строительство дома Морозова И.В. не получала, поскольку считала, что разрешение на строительство ей не понадобится.
ДД.ММ.ГГГГ истцу при обращении в Администрацию городского округа <адрес> было выдано уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в связи с тем, что размер отступов от границ земельного участка с кадастровым номером № до объекта капитального строительства не соответствует требованиям Правилам застройки и землепользования городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым минимальный отступ от границ земельного участка смежных с другими земельными участками до объекта индивидуального жилищного строительства - 3 метра.
В соответствии с требованиями действующего законодательства, истец Морозова И.В. не может зарегистрировать право собственности на жилой дом, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с данным иском.
Истец Морозова И.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Воспользовалась правом ведения дел через представителя Щурину С.В.
Представитель истца Щурина С.В., действующая на основании доверенности, исковое заявление поддержала в полном объеме.
Ответчик представитель Администрации городского округа <адрес> –Синева М.В. против удовлетворения исковых требований возражала.
Третьи лица Семенова О.В. и Красильников А.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В материалах дела имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражают против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Частью 1 ст. 218 ГК РФ установлено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Частью 3 ст. 222 ГК РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что требование лица, осуществившего самовольную постройку, может быть удовлетворено только в случае, если суду будут представлены документы, подтверждающие наличие у лица права собственности на земельный участок, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором возведено строение.
Согласно п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 3 ст. 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Морозова И.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 757 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец на земельном участке возвела своими силами и на свои денежные средства двухэтажный жилой дом.
Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилого дома составила 76,1 кв.м.
В ДД.ММ.ГГГГ году Морозова И.В. обратилась в комитет Архитектуры городского округа <адрес> с заявлением о выдаче градостроительного плана, на что было выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в связи с тем, что размер отступов от границ земельного участка с кадастровым номером № до объекта капитального строительства не соответствует требованиям Правилам застройки и землепользования городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым минимальный отступ от границ земельного участка смежных с другими земельными участками до объекта индивидуального жилищного строительства - 3 метра»
Согласно техническому плану здания от ДД.ММ.ГГГГ «общая площадь жилого дома для целей государственного кадастрового учета по приказу МЭР РФ № от ДД.ММ.ГГГГ составляет 76,1 кв.м.
Суду представлено строительно-техническое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное ООО «Лаборатория Судебных Экспертиз» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, согласно которому жилой дом соответствует действующим на территории РФ строительным нормам, санитарно-бытовым, противопожарным нормам и правилам, предъявляемым к жилым зданиям, требованиям безопасности эксплуатации строений, построенных на приоритетной концепции безопасности объектов строительства для жизни и здоровья граждан. Расположение жилого дома лит. А на участке № по <адрес> имеет отступления от требований градостроительных нормам и правил в части отсутствия должного отступа от левой границы участка (менее 3-х метров), но допускается градостроительными нормами и правилами при взаимном согласии соседей. Жилой дом лит. А площадью 76,1 кв.м., расположенный по адрес: <адрес> не создает угрозу жизни и здоровью людей. Сохранение возведенной постройки лит. А не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Собственники смежных земельных участков Семенова О.В. и Красильникова А.В. не возражают против размещения жилого дома, расположенного по адресу: г<адрес> расположенного на участке с кадастровым номером № на расстоянии менее 3 метров от границ ее земельного участка.
Учитывая, что объект недвижимости – жилой дом, возведен на земельном участке в соответствии с установленным видом разрешенного использования, правомерно используется истцом в настоящее время, доказательств наличия правопритязаний со стороны третьих лиц на спорный жилой дом материалы дела не содержат, спорный жилой дом по своей конструкции и примененным для его изготовления материалам отвечает предъявляемым к таким сооружениям требованиям, может эксплуатироваться по назначению, соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических норм к жилым строениям, требованиям пожарных норм и электротехнической безопасности, не угрожает здоровью и жизни граждан, нарушение градостроительных норм является несущественным, суд приходит к выводу о признании за Морозовой И.В. права собственности на жилой дом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 76,1 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░