Решение по делу № 8Г-4109/2021 [88-5625/2021] от 24.02.2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-5625/2021
2-2705/2019

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург                                17 мая 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Бакулина А.А.,

судей: Рогачевой В.В., Фуганова Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликова С. Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии,

        по кассационной жалобе Куликова С. Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 9 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Куликов С.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска (далее – УПФР в Октябрьском округе г. Мурманска) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в льготный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 4 июля 2016 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако решением УПФР в Октябрьском округе г. Мурманска от 5 августа 2016 г. в установлении пенсии ему было отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах. С учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера до 1 января 2002 г. указанный стаж составил 7 лет 11 месяцев 16 дней, при требуемом не менее 12 лет 6 месяцев.

23 июля 2018 г. он вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 6 сентября 2018 г. ему отказано в установлении пенсии по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа работы на полевых геолого-разведочных, геофизических работах, а также отсутствия необходимой продолжительности стажа с тяжелыми условиями труда.

По подсчетам пенсионного органа стаж работы на полевых геолого-разведочных, геофизических работах (с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера до 1 января 2002 г.) составил 6 лет 00 месяцев 11 дней, при требуемом не менее 12 лет 6 месяцев. При этом двумя годами ранее продолжительность данного стажа составила 7 лет 11 месяцев 16 дней.

Просил признать незаконным и отменить решение пенсионного органа от 6 сентября 2018 г. об отказе в назначении досрочной пенсии, обязать ответчика включить в льготный стаж период его службы в Советской Армии с 8 мая 1985 г. по 7 мая 1987 г., продолжительностью 2 года, а также период его работы в полевых условиях в 1988 году в размере равном 1 год 6 месяцев льготного стажа, определить его льготный стаж продолжительностью 8 лет 7 месяцев 25 дней и обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости по достижении возраста 52 лет.

С учетом уточнения исковых требований истец просил суд обязать ответчика включить в его страховой стаж в льготном исчислении периоды работы: с 11 мая 1984 г. по 26 сентября 1984 г.; с 8 апреля 1985 г. по 6 мая 1985 г.; с 14 сентября 1987 г. по 14 декабря 1987 г.; с 23 февраля 1988 г. по 3 мая 1988 г.; с 19 августа 1988 г. по 22 декабря 1988 г.; с 10 февраля 1989 г. по 6 мая 1989 г.; с 1 октября 1989 г. по 12 октября 1989 г.; с 20 марта 1990 г. по 18 апреля 1990 г.; с 22 июля 1991 г. по 7 августа 1991 г.; с 17 сентября 1991 г. по 23 октября 1991 г.; 6 августа 1992 г. по 5 сентября 1992 г.; с 11 августа 1993 г. по 17 ноября 1993 г.; с 1 февраля 1994 г. по 25 февраля 1994 г.; с 15 апреля 1994 г. по 16 июня 1994 г.; с 17 августа 1994 г. по 18 октября 1994 г.; с 17 июля 1995 г. по 4 октября 1995 г.; с 29 января 1997 г. по 3апреля 1997 г.; с 5 мая 1997 г. по 25 июня 1997 г., с 13 июня 1998 г. по 10 августа 1998 г.; с 8 июля 1999 г. по 23 июля 1999 г.; с 14 июля 2000 г. по 29 сентября 2000 г.; с 17 июня 2001 г. по 29июля 2001 г.; в исчислении 1 год за 1,5 года; обязать ответчика включить в его страховой стаж периоды с 18 июня 2002 г. по 30 августа 2002 г.; с 26 августа 2003 г. по 29 октября 2003 г.; с 29 июня 2004 г. по 26 августа 2004 г.; с 17 июля 2005 г. по 6 августа 2005 г.; с 13 июля 2011 г. по 19 июля 2011 г. по фактической продолжительности, в льготном исчислении и считать его специальный стаж продолжительностью 8 лет 7 месяцев 25 дней.

Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 7 мая 2019 г., которым постановлено:

«Исковые требования Куликова С. Н. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском округе города Мурманска о включении в стаж периодов работы - удовлетворить частично.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска включить в специальный стаж Куликова С. Н. для назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 2 период службы в Советской Армии с 11.05.1982 года по 13.06.1984 года в календарном исчислении.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска включить в стаж работы по Списку №2 для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Куликову С. Н. периоды его работы с 11.05.1984 по 26.09.1984; с 08.04.1985 по 06.05.1985; с 14.09.1987 по 14.12.1987; с 23.02.1988 по 03.05.1988; с 19.08.1988 по 22.12.1988; с 10.02.1989 по 06.05.1989; с 01.10.1988 по 12.10.1989; с 20.03.1990 по 18.04.1990; с 22.07.1991 по 07.08.1991; с 17.09.1991 по 23.10.1991; с 06.08.1992 по 05.09.1992; с 11.08.1993 по 17.11.1993; с 01.02.1994 по 25.02.1994; с 15.04.1994 по 16.06.1994; с 17.08.1994 по 18.10.1994; с 17.07.1995 по 04.10.1995; с 29.01.1997 по 03.04.1997; с 05.05.1997 по 25.06.1997, с 13.06.1998 по 10.08.1998; с 08.07.1999 по 23.07.1999; с 14.07.2000 по 29.09.2000; с 17.06.2001 по 29.07.2001; с 18.06.2002 по 30.08.2002; с 26.08.2003 по 29.10.2003; с 29.06.2004 по 26.08.2004; с 17.07.2005 по 06.08.2005; с 13.07.2011 по 19.07.2011 в льготном исчислении.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска назначить Куликову С. Н. досрочную страховую пенсию по старости соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 24 июля 2018 года.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска в доход соответствующего бюджета государственную пошлину 300 рублей».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 9 июня 2020 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в иске.

В кассационной жалобе Куликова С.Н. ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам его незаконности.

В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.

Информация о рассмотрении дела также своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены апелляционного определения.

Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 3797 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебного постановления в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций допущено не было.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (здесь и далее в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.).

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и, имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. применяется Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.

Пунктом 7 указанных Правил предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке: работа от 6 месяцев до одного года - как один год; работа менее 6 месяцев - по фактической продолжительности.

Как следует из материалов дела, Куликов С.Н., _ _ года рождения, обратился в УПФР в Октябрьском округе г. Мурманска с заявлением о назначении ему досрочной пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Решением УПФР в Октябрьском округе г.Мурманска от 5 августа 2016 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах.

23 июля 2018 г. истец повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30, пункта 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Решением УПФР в Октябрьском округе г. Мурманска

№ 168550/18 от 6 сентября 2018 г. Куликову С.Н. вновь было отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы на полевых геолого-разведочных, геодезических работах, отсутствия необходимой продолжительности стажа с тяжелыми условиями труда.

Документально подтвержденный стаж, учтенный по 17 апреля 2018 г. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ составил 32 года 03 месяца 25 дней, при требуемом не менее 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - 30 лет 03 месяца 09 дней, при требуемом не менее 15 календарных лет; стаж на работах с тяжелыми условиями труда - 3 года 09 месяцев 13 дней (с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС до 1 января 2002 г. и периода прохождения военной службы) при требуемом не менее 9 лет.

Документально подтвержденный стаж, учтенный по 31 декабря 2017 г., исчисленный в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, с поэтапным применением законодательства в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил: страховой стаж - 31 год 00 месяцев 09 дней, при требуемом не менее 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - 27 лет 11 месяцев 25 дней, при требуемом не менее 15 календарных лет; стаж работы на полевых геолого¬-разведочных, геофизических работах (с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС до 1 января 2002 г.) - 06 лет 11 месяцев 16 дней, при требуемом не менее 12 лет 6 месяцев.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами отказных пенсионных дел на имя Куликова С.Н. №№ * и *.

Из трудовой книжки истца следует, что Куликов С.Н. 11 мая 1984 г. принят в Интинскую ГРЭ ПГО «Полярноуралгеология» на период прохождения производственной практики на должность техника геолого-разведочной партии, уволен 26 сентября 1984 г. по окончании производственной практики; 8 апреля 1985 г. принят в ОАО «Полярноуралгеология» г. Воркута на должность техника на геолого-разведочных работах на полевые работы, уволен 6 мая 1985 г. в связи с призывом в ряды Советской Армии; в период с 8 мая 1985 г. по 7 мая 1987 г. Куликов С.Н. проходил службу в Советской Армии; с 27 июля 1987 г. по 19 июля 2011 г. работал в ОАО «АМИГЭ».

Согласно справке ОАО «АМИГЭ» от 24 августа 2018 г. № * Куликов С.Н. с 27 июля 1987 г. по настоящее время работает в ОАО «АМИГЭ» в должностях техника, техника-геолога 2, 1 категории, геолога 2, 1 категории, ведущего геолога, ведущего геолога – руководителя проекта, начальника партии. В указанный период времени Куликов С.Н. принимал участие в технологических процессах в партии непосредственно на полевых геолого-разведочных и буровых работах с полным рабочим днем, во время которых дополнительно к заработной плате начислялось полевое довольствие и районный коэффициент, так как работы проводились в районах Крайнего Севера.

Периоды работы истца с 14 сентября 1987 г. по 14 декабря 1987 г., с 23 февраля 1988 г. по 3 мая 1988 г.; с 19 августа 1988 г. по 22 декабря 1988 г.; с 10 февраля 1989 г. по 6 мая 1989 г.; с 1 октября 1989 г. по 12 октября 1989 г.; с 20 марта 1990 г. по 18 апреля 1990 г. предусмотрены подразделом «б» раздела II Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173.

Также в справке указано, что работа истца в период с 22 июля 1991 г. по 7 августа 1991 г.; с 17 сентября 1991 г. по 23 октября 1991 г.; 6 августа 1992 г. по 5 сентября 1992 г.; с 11 августа 1993 г. по 17 ноября 1993 г.; с 1 февраля 1994 г. по 25 февраля 1994 г.; с 15 апреля 1994 г. по 16 июня 1994 г.; с 17 августа 1994 г. по 18 октября 1994 г.; с 17 июля 1995 г. по 4 октября 1995 г.; с 29 января 1997 г. по 3 апреля 1997 г.; с 5 мая 1997 г. по 25 июня 1997 г., с 13 июня 1998 г. по 10 августа 1998 г.; с 8 июля 1999 г. по 23 июля 1999 г.; с 14 июля 2000 г. по 29 сентября 2000 г.; с 17 июня 2001 г. по 29 июля 2001 г.; с 18 июня 2002 г. по 30 августа 2002 г.; с 26 августа 2003 г. по 29 октября 2003 г.; с 29 июня 2004 г. по 26 августа 2004 г.; с 17 июля 2005 г. по 6 августа 2005 г.; с 13 июля 2011 г. по 19 июля 2011 г. даёт право на льготную пенсию по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Разрешая заявленный спор, проанализировав нормы приведенного выше законодательства, оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для включения в льготном исчислении в специальный стаж истца по Списку № 2 путем суммирования периодов работы истца с 11 мая 1984 г. по 26 сентября 1984 г., с 8 апреля 1985 г. по 6 мая 1985 г., с 14 сентября 1987 г. по 14 декабря 1987 г., с 23 февраля 1988 г. по 3 мая 1988 г., с 19 августа 1988 г. по 22 декабря 1988 г., с 10 февраля 1989 г. по 6 мая 1989 г., с 1 октября 1989 г. по 12 октября 1989 г., с 20 марта 1990 г. по 18 апреля 1990 г., с 22 июля 1991 г. по 7 августа 1991 г., с 17 сентября 1991 г. по 23 октября 1991 г., а также периодов работы непосредственно на полевых геолого-разведочных работах с 6 августа 1992 г. по 5 сентября 1992 г., с 11 августа 1993 г. по 17 ноября 1993 г., с 1 февраля 1994 г. по 25 февраля 1994 г., с 15 апреля 1994 г. по 16 июня 1994 г., с 17 августа 1994 г. по 18 октября 1994 г., с 17 июля 1995 г. по 4 октября 1995 г., с 29 января 1997 г. по 3 апреля 1997 г., с 5 мая 1997 г. по 25 июня 1997 г., с 13 июня 1998 г. по 10 августа 1998 г., с 8 июля 1999 г. по 23 июля 1999 г., с 14 июля 2000 г. по 29 сентября 2000 г., с 17 июня 2001 г. по 29 июля 2001 г.

При этом суд исходил из применения льготного порядка исчисления периодов работы непосредственно в полевых условиях продолжительностью от полугода до года – за год работы, менее полугода – по фактической ее продолжительности, и, учитывая, что работа истца в вышеуказанные периоды проходила в районах Крайнего Севера, пришел к выводу о том, что специальный стаж в названные периоды подлежит исчислению в льготном порядке – в полуторном размере (год работы за полтора).

Установив, что периоду службы Куликова С.Н. в Вооруженных Силах СССР предшествовала и следовала за окончанием службы работа с тяжелыми условиями труда, суд первой инстанции обязал ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, период службы истца в армии по призыву с 8 мая 1985 г. по 7 мая 1987 г.

Кроме того, указав, что работа истца в ОАО «АМИГЭ» на полевых геолого-разведочных работах с 18 июня 2002 г. по 30 августа 2002 г.; с 26 августа 2003 г. по 29 октября 2003 г.; с 29 июня 2004 г. по 26 августа 2004 г.; с 17 июля 2005 г. по 6 августа 2005 г.; с 13 июля 2011 г. по 19 июля 2011 г. проходила в условиях Крайнего Севера, суд засчитал спорные периоды в специальный стаж истца в льготном исчислении в соответствии со статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Установив, что специальный стаж истца с учетом включения в стаж работы по Списку № 2 периода службы в армии с 8 мая 1985 г. по 7 мая 1987 г. и суммирования периодов работы по Списку № 2 с периодами геолого-разведочных работ непосредственно в полевых условиях, составил 8 лет 2 месяца 6 дней, то есть не менее половины установленной законом продолжительности 12 лет 6 месяцев, и имеет страховой стаж более 25 лет (на дату обращения истца в пенсионный орган составлял 32 года 3 месяца 25 дней), суд пришел к выводу о том, что у истец вправе в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ претендовать на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного возраста на 3 года, то есть с 52 лет, которого истец достиг 24 июля 2018 г., в связи с чем обязал ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ с 24 июля 2018 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда от 9 июня 2020 года с данными выводами суда не согласилась, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с положениями части 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, указанные периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» определено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список № 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, Список № 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Согласно подпункту «а» пункта 3 постановления от 16 июля 2014 г. № 665 по выбору застрахованного лица при исчислении периодов работы могут применяться соответствующие нормы пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590.

Правом на льготное пенсионное обеспечение по разделу II «Геологоразведочные работы (поверхностные)» Списка № 2 от 22 августа 1956 г. пользовались рабочие на обогащении, рабочие по обслуживанию энергетического оборудования на буровых и инженерно-технические работники независимо от наименования должности, занятые на геологоразведочных и поисковых работах в геологических, съемочных, поисковых, геолого-разведочных, аэрологических, гидрологических и геофизических, каротажных партиях, экспедициях, полевых базах, отрядах, гидрогеологических станциях.

Списком № 2 от 26 января 1991 г. раздел производства «Геологоразведочные работы» не поименован. Таким образом, право на досрочное пенсионное обеспечение для работников, занятых в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах, не предусмотрено.

Граждане, которые трудились в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах, получили право на пенсионное обеспечение на льготных условиях в соответствии с пунктом «е» статьи 12 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1, а не на основании пункта «б» этой же статьи названного Закона (в связи с работой с тяжелыми условиями труда по Списку № 2).

Порядок суммирования работ с особыми условиями труда определен статьей 13 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 («Суммирование работ с различными условиями труда»), в основу которого положен принцип суммирования равнозначных льгот по возрасту и специальному трудовому стажу или присоединения большей льготы к меньшей льготе. В частности, к работе, перечисленной в пункте «б» статьи 12 указанного Закона присоединяется работа, указанная в пунктах «д», «е», «ж» и «и» названной статьи; к работе, перечисленной в пункте «ж», работа, указанная в пунктах «б», «д», «е» и «и» и т.д.

Работы, которые давали право на пенсионные льготы по действовавшему до 1 января 1992 г. Списку № 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, и впоследствии были включены в пункты «д», «е», «ж» и «и» статьи 12 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1, не предусмотрены пунктом «б» статьи 12 указанного Закона и являются работами с одинаковыми условиями труда. В этой связи названные работы не могут суммироваться в порядке, установленном статьей 13 упомянутого Закона.

Следовательно, к стажу Куликова С.Н. на геологоразведочных работах в полевых условиях до 1992 года в соответствии с пунктом «б» статьи 12 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 (по Списку № 2 от 22 августа 1956 г.) нельзя суммировать геологоразведочные работы в полевых условиях с 1992 года в соответствии с пунктом «е» статьи указанного Закона, так как в указанные периоды истец работал в одинаковых условиях труда (на геолого-разведочных работах).

Суммирование к стажу работы с тяжелыми условиями труда с 1 января 2002 г. путем прибавления геологоразведочных работ (особых условий труда) возможно только, если в результате суммирования стаж работы с тяжелыми условиями труда составит 12 лет и 6 месяцев (пункт 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516).

Однако в результате суммирования стаж истца с особыми условиями труда составит 3 года 10 месяцев.

Апелляционная инстанция не согласилась и с выводом суда о том, что периоды работы Куликова С.Н. в районах Крайнего Севера с 11 мая 1984 г. по 26 сентября 1984 г., с 8 апреля 1985 г. по 6 мая 1985 г. подлежат учету в стаж работы по Списку № 2 в льготном исчислении (год за полтора) в соответствии со статьей 94 Закона Российской Федерации № 340-1.

Согласно пункту 5 статьи 251 Кодекса законов о труде Российской Федерации, утвержденного Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 г. и действовавшего в спорный период, работникам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначаются мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет. Работникам, заключившим срочные трудовые договоры (контракты) о работе на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставляются, кроме того, дополнительные льготы. Круг работников, с которыми заключаются срочные трудовые договоры (контракты) с предоставлением дополнительных льгот, и виды этих льгот устанавливаются законодательством.

Согласно пункту 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (действовавшего в период работы истца), работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".

В соответствии с пунктом "д" статьи 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставлены дополнительно льготы, в том числе: один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.

Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.

Порядок предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, был установлен также Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 г. N 530/П-28, которой было предусмотрено, что льготы по исчислению общего стажа предоставлялись работникам переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.

Таким образом, поскольку Куликовым С.Н. не представлены срочные трудовые договоры, при подсчете страхового стажа истца пенсионный орган правильно учел периоды его работы в Инстинской ГРЭ ПГО «Полярноуралгеология» с 11 мая 1984 г. по 26 сентября 1984 г. и с 8 апреля 1985 г. по 6 мая 1985 г. в календарном исчислении, выводы же суда о подсчете данного стажа в льготном исчислении основаны на неправильном применении норм материального права, противоречат материалам дела.

Ошибочен вывод суда и в части возложении на ответчика обязанности включить период службы в армии с 8 мая 1985 г. по 7 мая 1987 г. в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 2 в полном объеме, поскольку с учетом изложенного выше имеющийся у Куликова С.Н. стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по Списку № 2 (1 год 7 месяцев 9 дней), не превышал продолжительность периода службы в армии. При таком положении пенсионный орган правомерно учел период службы истца в армии в страховой стаж для назначения пенсии продолжительностью 1 год 7 месяцев 9 дней.

Суд первой инстанции также неправомерно возложил на ответчика обязанность засчитать периоды работы Куликова С.Н. в ОАО «АМИГЭ» на полевых геолого-разведочных работах в специальный стаж в льготном исчислении с 18 июня 2002 г. по 30 августа 2002 г., с 26 августа 2003 г. по 29 октября 2003 г., с 29 июня 2004 г. по 26 августа 2004 г., с 17 июля 2005 г. по 6 августа 2005 г., с 13 июля 2011 г. по 19 июля 2011 г.

Положения статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1, предусматривавшие льготное (полуторное) исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера утратили свою силу с 1 января 2002 г. с введением в действие Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Нормы указанного Федерального закона, как и положения действующего с 1 января 2015 г. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривают с 1 января 2002 г. исчисление страхового стажа, в том числе стажа работы с особыми условиями труда, только в календарном исчислении, льготное исчисление стажа за периоды работы, имевшие место после 1 января 2002 г., не применяется.

Кроме того, исходя из положений пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости № 516, суммирование вышеуказанных периодов работы к работам по Списку № 2 не может быть произведено, поскольку у истца отсутствует специальный стаж в полном размере (12 лет 6 месяцев).

С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для суммирования стажа истца по Списку № 2 со стажем геолого-разведочных полевых работ, учета периода его работы с 11 мая 1984 г. по 6 мая 1985 г. в льготном исчислении, учета периода службы в армии по призыву продолжительностью 2 года, подсчета стажа работы с 18 июня 2002 г. по 19 июля 2011 г. в льготном исчислении.

При таком положении, поскольку при определении права истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости пенсионный орган не допустил нарушения закона при подсчете специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г., условия для досрочного назначения истцу пенсии отсутствуют. В этой связи суд неправомерно обязал ответчика назначить Куликову С.Н. досрочную страховую пенсию по старости по указанному основанию с 24 июля 2018 г.

Выводы судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда, основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.

В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.

В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.

Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.

Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

    определила:

        апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 9 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Куликова С. Н. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-4109/2021 [88-5625/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Куликов Сергей Николаевич
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Бакулин Алексей Анатольевич
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
17.05.2021Судебное заседание
17.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее