РЈРР” 63RS0038-01-2021-008310-81
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г.Самара 26 октября 2021 года
Кировский районный суд г.Самара в составе:
председательствующего судьи Гутровой Н.В.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Самара Никитиной А.С.,
при секретаре Долгаевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-6006/2021 по административному иску Турусина СВ к участковой избирательной комиссии №2629 Кировского района города Самары Самарской области, избирательной комиссии Самарской области о признании недействительным протокола №1 участковой избирательной комиссии №2629 об итогах голосования по Безымянскому одномандатному избирательному округу №11, восстановлении нарушенных избирательных прав,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Турусин С.В. обратился в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии №2629 Кировского района города Самары Самарской области, избирательной комиссии Самарской области о признании недействительным протокола №1 участковой избирательной комиссии №2629 об итогах голосования по Безымянскому одномандатному избирательному округу №11, восстановлении нарушенных избирательных прав.
Р’ обоснование СЃРІРѕРёС… требований РўСѓСЂСѓСЃРёРЅ РЎ.Р’. указал, что СЃ 17 РїРѕ 19 сентября 2021 проходили выборы депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва. Решением Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Рі. Самара Самарской области РѕС‚ 04.08.2021 РѕРЅ был зарегистрирован кандидатом РІ депутаты, выдвинутым Самарским областным отделением политической партии «Коммунистическая Партия Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» РїРѕ Безымянскому одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 11. Р’ данном РѕРєСЂСѓРіРµ находится 42 участковые избирательные РєРѕРјРёСЃСЃРёРё. РџРѕ окончании голосования РїСЂРё подсчете голосов ибирателей 19.09.2021 Рє 8 часам утра 20 сентября 2021РіРѕРґР° 34 участковые избирательные РєРѕРјРёСЃСЃРёРё сдали РІ Территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Рі. Самара итоговые протоколы РІ которых числилось, что победу РЅР° всех этих избирательных участках одержал кандидат РѕС‚ политической партии РљРџР Р¤ РўСѓСЂСѓСЃРёРЅ РЎ.Р’. Разница РІ голосах, отданных Р·Р° данного кандидата Рё его ближайшим соперником составляла 1200 голосов избирателей. РќРѕ Рє 9 часам утра появились итоговые протоколы СЃ последних пяти РЈРРљ в„– 2627, РЈРРљ 2628, РЈРРљ 2629, РЈРРљ 2636, РЈРРљ 2641, СЃ безумными цифрами проголосовавших РІРЅРµ помещения РїСЂРё помощи переносной СѓСЂРЅС‹ Рё РІ помещение для голосования ибирателей, Рё соответственно огромным результатом Р·Р° кандидата РѕС‚ политической партии «Единая Р РѕСЃСЃРёСЏВ». РќР° избирательном участке 2629 РїСЂРё помощи переносной СѓСЂРЅС‹ проголосовал 331 избиратель. Для примера Р·Р° 3 РґРЅСЏ РЅР° этом Р¶Рµ избирательном РѕРєСЂСѓРіРµ РїСЂРё помощи переносной СѓСЂРЅС‹ проголосовало всего : РЈРРљ 2606 – 19 избирателей, РЈРРљ 2607 – 21 избиратель, РЈРРљ 2612 – 20 избирателей, РЈРРљ 2613 – 38 избирателей, РЈРРљ 2614 – 3 избирателя, РЈРРљ 2615 – 16 избирателей, РЈРРљ 2616 – 19 избирателей, РЈРРљ 2621 – 29 избирателей, РЈРРљ 2623 – 23 избирателя, РЈРРљ 2624 – 33 избирателя, РЈРРљ 2631 – 38 избирателей, РЈРРљ 2633 – 35 избирателей, РЈРРљ 2640 – 29 избирателей, РЈРРљ 2642 – 25 избирателей. Ртого число проголосовавших РЅР° РЈРРљ в„– 2629 РїСЂРё помощи переносной СѓСЂРЅС‹ 331 избиратель является неадекватным, превышающий этот показатель РґСЂСѓРіРёС… РЈРРљ РІ 20,30, Р° РІ некоторых случаях более чем 100 раз. Сравнение числа проголосовавших избирателей СЃ соседними избирательными участками, расположенными РІ РѕРґРЅРѕРј Рё том Р¶Рµ здании школы в„– 112 <адрес>, обслуживающими РѕРґРЅРё Рё те Р¶Рµ районы избирателей, РЈРРљ 2629 – 331 избиратель проголосовал РїСЂРё помощи переносной СѓСЂРЅС‹, РЈРРљ 2630 – 45 избирателей проголосовало РїСЂРё помощи переносной СѓСЂРЅС‹, РЈРРљ 2631 – 31 избиратель проголосовал РїСЂРё помощи переносной СѓСЂРЅС‹, РЈРРљ 2632 – 48 избирателей проголосовало РїСЂРё помощи переносной СѓСЂРЅС‹. Рто РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ том, что РЅР° РЈРРљ 2629 после выноса переносных СѓСЂРЅ РёР· помещения, оборудованного видеокамерами произошел массовый РІР±СЂРѕСЃ РІ эти СѓСЂРЅС‹ незаконных избирательных бюллетеней. Среднее Время голосования РѕРґРЅРѕРіРѕ избирателя РЅР° избирательном участке (подача паспорта для оформления, получение 4-С… избирательных бюллетеней, проставление «галочек» РІ избирательных бюллетенях РІ кабинете для тайного голосования, опускание избирательных бюллетеней РІ СѓСЂРЅСѓ, выход СЃ избирательного участка) составляет РѕС‚ 3 РґРѕ 5 РјРёРЅСѓС‚ РІ зависимости РѕС‚ возраста избирателя. Рђ время для голосования РѕРґРЅРѕРіРѕ избирателя РЅР° РґРѕРјСѓ (подъезд Рє РґРѕРјСѓ избирателя, поднятие РЅР° определенный этаж, заполнение бланка заявления Рѕ желании проголосовать РЅР° РґРѕРјСѓ, получение 4-С… избирательных бюллетеней, соблюдение тайны голосования, голосование, выход РёР· подъезда) РЅР° практике занимает РЅРµ менее 10-15 РјРёРЅСѓС‚. 331 человек умножить РЅР° 10 РјРёРЅ РЅР° каждого, получается 55 часов, РїРѕ 12 часов работы РЈРРљ РІ сутки, получается 4,5суток, Рё то если это считать, что переносная СѓСЂРЅР° ушла утром 8 часов, Р° вернулась Рє закрытию РЈРРљ РІ 20 С‡. РќР° каждую переносную СѓСЂРЅСѓ составляется акт, РІ котором указывается время выхода этой СѓСЂРЅС‹ СЃ избирательного участка Рё время РїСЂРёС…РѕРґР° назад, Р° также количество избирательных бюллетеней, принесенных РІ этой переносной СѓСЂРЅРµ. Р’ СЃРІРѕСЋ очередь каждый РёР· проголосовавших РЅР° РґРѕРјСѓ заполняет специальное заявление, РІ котором собственноручно указывает СЃРІРѕРё Р¤РРћ Рё адрес проживания, расписывается, Р° член РЈРРљ РІ специальной графе этого заявления делает отметку Рѕ времени выдачи избирателю РЅР° РґРѕРјСѓ избирательных бюллетеней. РђРєС‚ РЅР° переносную СѓСЂРЅСѓ Рё заявления избирателей проголосовавших РїСЂРё помощи этой переносной СѓСЂРЅС‹ хранятся вместе РІ РѕРґРЅРѕРј пакете РІ РўРРљ. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного истец считает, что большая часть избирательных бюллетеней, около 300шт., были заброшены РІ перенесенные СѓСЂРЅС‹ незаконно Рё были использованы РїСЂРё подсчете голосов избирателей, что привело Рє заведомо неверному составлению протокола РѕР± итогах голосования.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Турусин С.В. просил признать недействительным протокол №1 от 19.09.2021 участковой избирательной комиссии №2629 об итогах голосования по Безымянскому одномандатному избирательному округу №11, восстановить его нарушенные избирательные права в части избирательных прав граждан Российской Федерации.
Административный истец Турусин С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие, что подтверждается телефонограммой.
Представитель административного истца РўСѓСЂСѓСЃРёРЅР° РЎ.Р’. РїРѕ доверенности РЇРЅРґСѓРєРѕРІ Р•.Рђ., РІ судебном заседании административные исковые требования поддержал РїРѕ основаниям, изложенным РІ административном РёСЃРєРµ. РџРѕСЏСЃРЅРёР», что хронометраж РЅРµ соответствует количеству участвовавших избирателей Р·Р° такой короткий период времени, нарушена процедура голосования. РќР° участке присутствовали РґРІР° наблюдателя, РѕРґРёРЅ РёР· РЅРёС… 17,18,19 сентября 2021 принимал участие РІ выборах РІРЅРµ помещения, выходил РЅР° участок СЃ первой СѓСЂРЅРѕР№, замечаний РїРѕ РЅРёРј РЅРµ имеется. Р’ отношении РґСЂСѓРіРёС… переносных СѓСЂРЅ имеются сомнения, так как наблюдатель РѕС‚ истца Рё партии РљРџР Р¤ РЅРµ присутствовали. Утверждал, что Глущенко Р.Рђ. РІ актах расписался, однако РЅРµ присутствовал РїСЂРё проведении голосования.
Представитель административного ответчика РЈРРљ в„–2629 РїРѕ доверенности Шихторин Рђ.Рђ., РІ судебном заседании исковые требования РЅРµ признал РїРѕ основаниям, изложенным РІ отзыве, РїРѕСЏСЃРЅРёР», что наблюдатели РІ С…РѕРґРµ проведения выборов вправе знакомиться СЃРѕ всеми документами, однако таких заявлений РѕС‚ наблюдателей административного истца Рё РљРџР Р¤ РЅРµ поступало, жалоб РѕР± отказе РІ предоставлении документов РЅРµ было.
Представители административного ответчика Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Самарской области РїРѕ доверенностям Трошина РЎ.Рџ., Авазбекова Р®.Рђ. РІ судебном заседании административные исковые требования РЅРµ признали РїРѕ основаниям, изложенным РІ отзыве.
Представитель заинтересованного лица – территориальной избирательной комиссии Кировского района города Самары Самарской области по доверенности Ермакова О.А. в судебном заседании пояснила, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, представила отзыв на административный иск.
Представитель заинтересованного лица – Самарского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» РїРѕ доверенности РЎРѕСЂРѕРєРёРЅ Рђ.РЎ. РІ судебном заседании исковые требования РўСѓСЂСѓСЃРёРЅР° РЎ.Р’. поддержал, считает, что были допущены нарушения РІ С…РѕРґРµ проведения выборов. РџРѕСЏСЃРЅРёР», что Сѓ партии «КПРФ» РЅРµ имелось достаточного количества наблюдателей Рё членов РЈРРљ СЃ правом совещательного голоса.
Заинтересованное лицо Дормидонтов В.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на административный иск.
Заинтересованное лицо – Самарское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», в судебное заседание не явилось, о дате и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, представило отзыв на административный иск.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Постановлением Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Самарской области РѕС‚ 17.06.2021 РіРѕРґР° в„–1539 «О назначении выборов депутатов Самарской Губернской Думы» назначены выборы депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва РЅР° 19.09.2021 РіРѕРґР°, данная информация опубликована РІ газете «Волжская коммуна» в„– 95(31094) РѕС‚ 18.06.2021 РіРѕРґР°.
Распоряжением Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Самарской области в„–174/1133-6 РѕС‚ 13.05.2021 РіРѕРґР° полномочия РѕРєСЂСѓР¶РЅРѕР№ избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Безымянского одномандатного избирательного РѕРєСЂСѓРіР° в„–11 РїРѕ выборам депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва возложены РЅР° территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района РіРѕСЂРѕРґР° Самары Самарской области.
С 17 по 19 сентября 2021 года проходили выборы депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва.
Согласно протоколу №1 по итогам голосования на избирательном участке N2629 наибольшее количество голосов - 480 получил кандидат Дормидонтов В.В., за Турусина С.В. проголосовало 222 избирателей.
Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, составило 331.
На избирательном участке 17.09.2021 использованы 3 переносных урны, 18.09.2021 – 3 переносных урны, 19.09.2021 – 2 переносные урны.
Судом установлено, что 17.09.2021 с 09ч 20 мин по 19ч 29 мин проведено голосование вне помещения для голосования с использованием переносного ящика для голосования № 1, количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования - 58, количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям - 58;
с 11ч 30 мин по 17ч 52 мин проведено голосование вне помещения для голосования с использованием переносного ящика для голосования № 2, количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования - 35, количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям - 11; возвращены неиспользованные избирателями избирательные бюллетени – 24;
с 12ч 21 мин по 18ч 40 мин проведено голосование вне помещения для голосования с использованием переносного ящика для голосования № 3, количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования - 65, количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям - 65;
18.09.2021 с 10ч 40 мин по 16ч 02 мин проведено голосование вне помещения для голосования с использованием переносного ящика для голосования № 1, количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования - 37, количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям - 37;
с 10ч 59 мин по 19ч 59 мин проведено голосование вне помещения для голосования с использованием переносного ящика для голосования № 2, количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования - 72, количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям - 72;
с 12ч 49 мин по 19ч 32 мин проведено голосование вне помещения для голосования с использованием переносного ящика для голосования № 3, количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования - 63, количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям - 63;
19.09.2021 с 11ч 08 мин по 14ч 15мин проведено голосование вне помещения для голосования с использованием переносного ящика для голосования № 1, количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования - 23, количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям - 17; возвращены неиспользованные избирателями избирательные бюллетени – 6;
с 15ч 34 мин по 18ч 10мин проведено голосование вне помещения для голосования с использованием переносного ящика для голосования № 2, количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования - 28, количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям - 8; возвращены неиспользованные избирателями избирательные бюллетени – 20, что подтверждается актами о проведении голосования вне помещения для голосования.
РР· актов Рѕ проведении голосования СЃ использованием переносного ящика для голосования Рё сейф-пакета РЅР° выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІРѕСЃСЊРјРѕРіРѕ созыва Рё выборах депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва следует, что 17.09.2021 РІ 19С‡ 29 РјРёРЅ РїРѕ завершении голосования СЃ использованием переносного ящика для голосования в„– 1 избирательные бюллетени были перемещены РІ сейф-пакет в„–, который запечатан, что подтверждается РїРѕРґРїРёСЃСЏРјРё Рљ, Р , Р“, Рњ, РїСЂРё подсчете голосов избирателей 19.09.2021 РІ 22С‡ 11 РјРёРЅ установлено число избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных РїСЂРё вскрытии сейф-пакета в„– – 4С…58;
17.09.2021 в 17ч 52 мин по завершении голосования с использованием переносного ящика для голосования № 2 избирательные бюллетени были перемещены в сейф-пакет №, который запечатан, что подтверждается подписями К, Р, Г, М, при подсчете голосов избирателей 19.09.2021 в 21ч 30 мин установлено число избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № – 4х11;
17.09.2021 в 18ч 40 мин по завершении голосования с использованием переносного ящика для голосования № 3 избирательные бюллетени были перемещены в сейф-пакет №, который запечатан, что подтверждается подписями К, Р, Г, М, при подсчете голосов избирателей 19.09.2021 в 21ч 40 мин установлено число избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № – 4х65;
18.09.2021 в 16ч 02 мин по завершении голосования с использованием переносного ящика для голосования № 1 избирательные бюллетени были перемещены в сейф-пакет №, который запечатан, что подтверждается подписями К, Р, Г, М, при подсчете голосов избирателей 19.09.2021 в 23ч 00 мин установлено число избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета – 4х37;
18.09.2021 в 19ч 59 мин по завершении голосования с использованием переносного ящика для голосования № 2 избирательные бюллетени были перемещены в сейф-пакет №, который запечатан, что подтверждается подписями К, Р, Г, М, при подсчете голосов избирателей 19.09.2021 в 22ч 36 мин установлено число избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № – 4х72;
18.09.2021 в 19ч 32 мин по завершении голосования с использованием переносного ящика для голосования № 3 избирательные бюллетени были перемещены в сейф-пакет №, который запечатан, что подтверждается подписями К, Р, Г, М, при подсчете голосов избирателей 19.09.2021 в 20ч 30 мин установлено число избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № – 4х63;
19.09.2021 с 11 ч 08 мин по 14 ч 15 мин провели голосование вне помещения для голосования с использованием ящика для голосования № 1, получив для проведения голосования вне помещения для голосования избирательные бюллетени для голосования в количестве 4х23; количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования 23; количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям 4х17, количество испорченных избирательных бюллетеней – 0, возвращены неиспользованные избирателями избирательные бюллетени - 4х6, что подтверждается подписями Конева, Смирнова,, Каймаковой, Пономарева, Глущенко, Маркиной, Курицыной;
19.09.2021 с 15 ч 34 мин по 18 ч 10 мин провели голосование вне помещения для голосования с использованием ящика для голосования №, получив для проведения голосования вне помещения для голосования избирательные бюллетени для голосования в количестве 4х28; количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования 28; количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям 4х8, количество испорченных избирательных бюллетеней – 0, возвращены неиспользованные избирателями избирательные бюллетени - 4х20, что подтверждается подписями В, К, Г
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что количество бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках при подсчета голосов по итогам выборов соответствует количеству бюллетеней при голосовании.
Для присутствия при составлении акта, а также заседания избирательной комиссии, при осуществлении ею работы с избирательными документами, ни наблюдателям, ни членами избирательной комиссии, ни кандидату не требуется дополнительного разрешения.
Каких-либо нарушений при голосовании, подсчета голосов по итогам выборов установлено не было, наблюдатели, члены избирательной комиссии, кандидат в депутаты Турусин С.В. с жалобами, с заявлениями об ознакомлении документов избирателей в избирательную комиссию не обращались, правом, предусмотренным ч.ч.1,4 ст.30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», не воспользовались.
Действующее законодательство не содержит норм, определяющих минимальную или максимальную величину временного интервала, в течение которого может быть осуществлено голосование избирателем, как на избирательном участке, так и вне помещения участковой избирательной комиссии в случаях, установленных законом.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно статье 77 названного федерального закона суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов при таких нарушениях избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.
В соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными. После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (постановления от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 15 января 2002 года N 1-П).
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этого принципа РІ части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказать обстоятельства, РЅР° которые РѕРЅ ссылается как РЅР° основания СЃРІРѕРёС… требований, если РёРЅРѕР№ РїРѕСЂСЏРґРѕРє распределения обязанностей доказывания РЅРµ предусмотрен поименованным кодексом.
Между тем административный истец не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что имел место быть факт вброса бюллетеней.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены соответствующие механизмы проверки правильности определения волеизъявления граждан, в том числе, направленные на выявление факта "вброса" бюллетеней.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании сопоставления данных о том, сколько бюллетеней для голосования выдано гражданам (данные списка избирателей) с количеством, имеющимся в урне для голосования при ее вскрытии, то есть путем выполнения процедуры проверки контрольных соотношений, этапы которой закреплены статьей 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Конституционный СЃСѓРґ Р Р¤ отметил, что судебная защита избирательных прав РЅРµ может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов, как состоявшегося акта РїСЂСЏРјРѕРіРѕ волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому РЅРµ любые, Р° только существенные нарушения законодательства, допущенные РїСЂРё подсчете голосов РІ установлении итогов голосования, определения результатов выборов, РЅРµ позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, РјРѕРіСѓС‚ служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов СЃСѓРґРѕРј РЅР° соответствующей территории. Рто имеет значение применительно Рє формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что РїСЂРё подсчете голосов Рё установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Судом при рассмотрении дела таких обстоятельств не установлено, не установлено и существенных нарушений избирательного законодательства, требования истца строятся лишь на предположениях о возможных нарушениях, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 244, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении административного иска Турусина СВ к участковой избирательной комиссии №2629 Кировского района города Самары Самарской области, избирательной комиссии Самарской области о признании недействительным протокола №1 от 19.09.2021 участковой избирательной комиссии №2629 об итогах голосования по Безымянскому одномандатному избирательному округу №11, восстановлении нарушенных избирательных прав отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение пяти дней через Кировский районный суд г.Самара со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Гутрова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.