АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Орел Дело №А48 – 1753/2009
«29» апреля 2009г.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Т.И. Капишниковой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Балашовой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Орловской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю Черкасову Александру Владимировичу
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя
-
государственный инспектор Терляева А.Ф. (доверенность от 27.01.2009г. №2);
от ответчика
-
не явился, извещен в порядке ст.ст.122, 123 АПК РФ,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Орловской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее также – заявитель, УГАДН по Орловской области) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Черкасова Александра Владимировича (далее также – ответчик, ИП Черкасов А.В., предприниматель) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В качестве правового обоснования заявителем указано на осуществление предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных подп.«б», «в» п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637, что выразилось в несоблюдении ответчиком положений п.4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15; п.3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27; п.п.13, 18 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
Ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил. В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.156, ч.3 ст.205 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ИП Черкасова А.В.
Заслушав доводы заявителя, рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Черкасов Александр Владимирович (20.06.1981г.р., уроженец г.Орла, проживающий по адресу: 302031, г.Орел, ул.Пришвина, д.3) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, Межрайонной инспекцией ФНС России №2 по Орловской области 31.10.2007г. за основным государственным регистрационным номером 307574230400018, что подтверждается копией свидетельства серии 57 №001019682 (л.д.13).
Из материалов дела следует, что ответчику выдана лицензия на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, от 22.11.2007г., регистрационный номер АСС-57-201255, сроком действия по 22.11.2012г. (л.д.14).
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности он, в силу требований Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128-ФЗ обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
14.04.2009г. в соответствии с приказом начальника Управления государственного автодорожного надзора по Орловской области от 19.03.2009г. №250 (л.д.12) государственным инспектором УГАДН по Орловской области Терляевой А.Ф. была проведена проверка соблюдения ИП Черкасовым А.В. лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
В ходе проверки установлено следующее:
- в нарушение п.4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15, предпринимателем не составлены графики работы водителей на линии;
- в нарушение п.3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27, ИП Черкасовым А.В. допускается управление принадлежащим ему транспортным средством водителем без прохождения предрейсового медицинского осмотра при движении от места стоянки автомобиля (г.Орел, ул.Бурова, 15) до места прохождения осмотра (г.Орел, ул.Московская, 181 - согласно заключенному предпринимателем договору от 01.01.2008г. №17);
- в нарушение п.13 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» предпринимателем не обеспечено надлежащее заполнение путевых листов от 24.02.2009г. №44, от 02.03.2009г. №50 в части проставления времени при выезде с постоянного места стоянки и заезде, а также показаний одометра при заезде транспортного средства на постоянную стоянку;
- в нарушение п.18 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» предпринимателем не обеспечена сохранность путевых листов за период с ноября 2007г. по 01.01.2009г.
По результатам проверки составлен акт от 14.04.2009г. №250 (л.д.9-11) и в соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1, ч.6 ст.28.3 КоАП РФ - протокол от 16.04.2009г. №001284 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ (л.д.8). Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии ИП Черкасова А.В., которому разъяснены права, предоставленные ст.25.1 КоАП РФ, что подтверждается подписями предпринимателя. В соответствии с объяснениями предпринимателя, изложенными в протоколе, ответчик с фактом совершения правонарушения согласился, возражений, а также замечаний на протокол не представил.
Поскольку в соответствии с абз.3 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, УГАДН по Орловской области обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении ИП Черкасова А.В. к административной ответственности.
Оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Согласно подп.62 п.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), относятся к лицензируемому виду деятельности.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными условиями и требованиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637.
В п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, приведен перечень лицензионных требований и условий, в число которых входит соблюдение лицензиатом
- установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подп.«б»);
- установленных ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подп.«в»).
Согласно п.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с п.4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В ходе проверки было установлено, что ИП Черкасовым А.В. не составлены графики работы водителей на линии.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Согласно п.9 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
В соответствии с п.13 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Представленные в материалы настоящего дела копии путевых листов от 24.02.2009г. №44, от 02.03.2009г. №50 свидетельствуют о том, что в нарушение п.13 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» предпринимателем не обеспечено надлежащее заполнение данных путевых листов в части проставления времени при выезде с постоянного места стоянки и заезде, а также показаний одометра при заезде транспортного средства на постоянную стоянку.
В п.18 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» указано, что оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.
В ходе проведенной проверки установлено, что ИП Черкасовым А.В. не было обеспечено хранение путевых листов за период с ноября 2007г. по 01.01.2009г.
Основные требования к деятельности организаций и водителей - предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения определены Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27 (п.1.1 Положения).
Согласно п.1.2 Положения содержащиеся в нем требования обязательны для всех расположенных на территории Российской Федерации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций и водителей – предпринимателей.
В силу п.3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27, организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, для чего: организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации; обеспечить учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выявления водителей, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические средства, страдающих хроническими заболеваниями.
Наличие события вменяемого ответчику правонарушения в части несоблюдения им требований п.3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27, арбитражный суд считает недоказанным ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, согласно заключенному ответчиком с
ИП Медведевой Т.В. договору местом стоянки принадлежащего ИП Черкасову А.В. автотранспортного средства ПАЗ 32050 RММ609 является автостоянка, располагающаяся по адресу: г.Орел, ул.Бурова, 15 (л.д.19).
Как указал заявитель, предрейсовое медицинское освидетельствование водителя данного автомобиля осуществляется на основании договора от 01.01.2008г. №17, заключенного ИП Черкасовым А.В. с ООО «Ассоциация перевозчиков пассажиров на коммерческой основе», находящимся по адресу: г.Орел, ул.Московская, 181 (л.д.20).
В то же время судом установлено, что срок действия договора от 01.01.2008г. №17 истек 31.12.2008г., условиями данного договора его пролонгация не предусмотрена. Иных договоров на осуществление предрейсового медицинского освидетельствования водителя автобуса ПАЗ 32050 R ММ609, позволяющих установить место его прохождения, в материалы дела заявителем не представлено.
В материалах дела также отсутствует документальное подтверждение времени выхода на линию автобуса ПАЗ 32050 R ММ609 и времени прохождения управляющим им водителем медицинского освидетельствования.
Путевые листы от 24.02.2009г. №44, от 02.03.2009г. №50, копии которых представлены заявителем в материалы дела, не являются доказательством совершения вменяемого ответчику правонарушения, так как они составлены в отношении иного принадлежащего ИП Черкасову А.В. автотранспортного средства – автобуса ПАЗ-3205 ММ 509 57 RUS. Данные об адресе места стоянки автобуса ПАЗ-3205 ММ 509 57 RUS, а также места прохождения его водителем предрейсового медицинского освидетельствования в материалах дела отсутствуют, путевые листы от 24.02.2009г. №44, от 02.03.2009г. №50 не содержат указания времени выезда транспортного средства с места стоянки.
В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Материалами дела подтверждается нарушение ИП Черкасовым А.В. требований п.4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15; п.п.13, 18 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», что свидетельствует о несоблюдении ответчиком лицензионных требований, установленных подп.«б», «в» п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, и наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Доказательств наличия в отношении ответчика обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного арбитражный суд считает возможным привлечь индивидуального предпринимателя Черкасова Александра Владимировича к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 3 000 руб.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Черкасова Александра Владимировича (20.06.1981г.р., уроженца г.Орла, проживающего по адресу: 302031, г.Орел, ул.Пришвина, д.3, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, за основным государственным регистрационным номером 307574230400018) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
УФК по Орловской области (УГАДН по Орловской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
Статус 08
ИНН 5753007741
КПП 575301001
ГРКЦ ГУ Банка России по Орловской области, г.Орел
Расчетный счет: 40101810100000010001
БИК 045402001
КБК 10611690040040000140
ОКАТО 54401000000.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Воронеж) в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Т.И. Капишникова