Дело № 2-331/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2020 г. п. Лиман
Лиманский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующей судьи Босхомджиевой Б.А.,
при секретаре судебного заседания Очировой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лиманского района в интересах неопределенного круга лиц к Цурикову Сергею Владимировичу о прекращении действия права управления транспортными средствами,
УСТАHОВИЛ:
Прокурор Лиманского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Цурикову С.В. о прекращении права управления транспортными средствами, указав, что прокуратурой Лиманского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что Цуриков С.В. состоит на учете у врача-нарколога с диагнозом <данные изъяты> и имеет заболевание, которое является медицинским противопоказанием для управления транспортным средством. Согласно данным ОГИБДД ОМВД России по Лиманскому району Цуриков С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения имеет водительское удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ категории А, В, С. В связи с тем, что в нарушение действующего законодательства Цуриков С.В. обладает правом на управление транспортными средствами, чем нарушаются права граждан, в том числе право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, действие права Цурикова С.В. на управление транспортными средствами подлежит прекращению.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Цуриков С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ОМВД России по Лиманскому району Астраханской области, ГБУЗ АО «Лиманская РБ» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ст. 1 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Как следует из положений ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. Данное право гарантируется государством и обеспечивается путем выполнения законодательства Российской Федерации и безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения, к которым в силу положений ст. 2 названного закона отнесены водители транспортных средств, пешеходы, пассажиры транспортных средств.
Положениями ст. 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ч. 1 ст. 23, ч.1 ст. 25 вышеуказанного федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.
В соответствии со ст.18, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление права и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Исходя из ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона N 196-ФЗ основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по данным ОГИБДД ОМВД России по Лиманскому району Цуриков С.В. имеет водительское удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ категории А, В,С. Согласно данным ГБУЗ АО «Лиманская районная больница» Цуриков С.В. состоит на диспансерном учете у врача-нарколога с диагнозом <данные изъяты> и имеет заболевание, которое является медицинским противопоказанием для управления транспортным средством.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и объективно подтверждаются медицинской картой Цуриков С.В.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 1604.
В пункте 7 раздела II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством указано такое противопоказание, как психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 – F12). Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 377, противопоказанием для водителей авто-, мототранспортных средств, является наличие заболевания алкоголизм, допуск к вождению в этом случае возможен только при стойкой ремиссии.
В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 г. № 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года.
Доказательств отсутствия заболевания "синдром зависимости от алкоголя" и неправомерной постановки на диспансерный учет либо стойкой ремиссии и годности к управлению транспортными средствами суду не представлены.
Транспортное средство является источником повышенной опасности и наличие у ответчика обозначенного заболевания препятствует безопасному управлению транспортными средствами, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены впрямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам действующего законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Из материалов дела следует, что в адрес ответчика: по месту его регистрации, жительства, направлялось исковое заявление с приложенными документами, разъяснялись права, в том числе и право на подачу возражений против искового заявления, представление доказательств, направлялось извещения о слушании дела.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако в нарушение требования ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Цуриковым С.В. доказательств наличия стойкой ремиссии и иных, необходимых для допуска к управлению транспортными средствами, обстоятельств, приведенных в вышеуказанном Перечне, не представлено.
Согласно положениям ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Поскольку судом установлено наличие у ответчика заболевания, препятствующего ему безопасно управлять транспортным средством, управление им транспортными средствами создает реальную опасность причинения вреда жизни, здоровью и имуществу участников дорожного движения, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства, продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанной нормой международного права, действие его права на управление транспортными средствами подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеуказанное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку это требуется для защиты прав граждан и интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Лиманского района Астраханской области - удовлетворить.
Прекратить действие права Цурикова Сергея Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения на управление транспортным средством категории <данные изъяты> по водительскому удостоверению №, выданному ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Цурикова Сергея Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения в доход муниципального образования «Лиманский район» государственную пошлину в размере 300 руб.
Судья: