Решение по делу № 33-12006/2022 от 29.09.2022

Судья Штапаук Л.А. Дело № 33-12006/2022

УИД 34RS0008-01-2022-001967-04

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 26 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бабайцевой Е.А.,

судей Улицкой Н.В., Нагиной О.Ю.,

при секретаре Лемякиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-2112/2022 по исковому заявлению Бирюковой Л. Н. к ООО «Концессии теплоснабжения» о возложении обязанности по обеспечению организации нормативных параметров горячего водоснабжения, взыскании компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе ООО «Концессии теплоснабжения»

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28 июня 2022 года, которым исковые требования Бирюковой Л. Н. к ООО «Концессии теплоснабжения» о возложении обязанности по обеспечению организации нормативных параметров горячего водоснабжения, взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично.

На ООО «Концессии теплоснабжения» возложена обязанность обеспечить подачу горячей воды в многоквартирный дом по адресу: <адрес> (до внешних стен) с температурой не ниже 60 °C и не выше 75°C.

Взыскана с общества с ООО «Концессии теплоснабжения» в пользу Бирюковой Л. Н. компенсация морального вреда в размере
3 000 рублей, штраф в размере 1 500 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Бирюковой Л. Н. к ООО «Концессии теплоснабжения» о взыскании компенсации морального вреда свыше 3 000 рублей отказано.

Взыскана с ООО «Концессии теплоснабжения» государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в размере 6 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Улицкой Н.В., объяснения Бирюковой Л.Н., представителя ООО «Управляющая организация г.Волгограда» по доверенности Самойловой Н.Г., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

у с т а н о в и л а:

Истец Бирюкова Л.Н. обратилась в суд с иском к ООО «Концессии теплоснабжения» о возложении обязанности по обеспечению организации нормативных параметров горячего водоснабжения, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что многоквартирный <адрес> по адресу: <адрес>, подключен к системе централизованного горячего водоснабжения, поставщиком которого является ООО «Концессии теплоснабжения».

При неоднократных замерах температуры горячей воды в точках водоразбора на кухне <адрес> вышеуказанного дома, при сливе воды в течение трёх минут температура горячей воды составляла +22,3 °C, что не соответствует нормативным требованиям.

По окончании Управлением «Жилищная инспекция Волгограда» проверки ответчику было выдано предписание в соответствии с требованиями п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, п.5 приложения № 1 Правил № 354, в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества гражданам, проживающим в данном доме, обеспечить температуру на вводе не ниже допустимого значения +60С, в срок до 05.05.2021 года.

Однако данное предписание ответчиком не исполнено, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ.

В настоящее время данные недостатки не устранены, что послужило поводом для обращения в суд.

С учётом уточнённых исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истец Бирюкова Л.Н. просила суд обязать ООО «Концессии теплоснабжения» обеспечить подачу горячей воды в многоквартирный дом по адресу: <адрес> (до внешних стен) с температурой не ниже 60 °C и не выше 75 °C, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Концессии теплоснабжения» оспаривает постановленное судом решение, просит его отменить, поскольку акт единой формы №1 обследования работы систем теплоснабжения и теплопотребления от 22 июня 2022 года, в котором содержатся сведения об аварийной ситуации, является основанием для проведения повторных инструментальных замеров температуры горячего водоснабжения, и не является доказательством оказания услуг ненадлежащего качества.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель ООО «Концессии теплоснабжения» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом по правилам главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки судебную коллегию не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства или рассмотрении дела в своё отсутствие, не представил.

Информация о движении дела также размещена на официальном интернет-сайте Волгоградского областного суда www.oblsud.vol.sudrf.ru.

При таких обстоятельствах в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Пунктами 1 и 2 ст. 548 ГК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Частью 5 ст. 15 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 года 190-ФЗ предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

Согласно п. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация несёт ответственность за качество отпускаемого ресурса, определяемого в точке его поставки на границу ее сетей и сетей объектов, обслуживаемых исполнителем.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее – Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354), установлено, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несёт установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C (п.п. 2.2, 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменения к СанПину 2.1.4.1074-01», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 апреля 2009 года № 20).

В силу п.1 ст. 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.

Согласно п.10 ст.2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.

В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Под качеством и безопасностью воды понимается совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру (пункт 10 статьи 2 названного Федерального закона).

Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац четвертый пункта 1 статьи 2).

К санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац 14 статьи 1 названного Федерального закона).

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (абзац четвертый статьи 11); организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19); на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам (пункты 1 и 4 статьи 39).

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 354.

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «а» пункта 31); условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг, соответствующих требованиям, приведенным в приложении № 1 к указанным правилам (подпункт «д» пункта 3).

В силу подпункта «б» пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354, потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Пунктом 5 раздела II «Горячее водоснабжение» приложения № 1 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 354, предусмотрено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), которые введены в действие с 1 марта 2021 г. и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (пункт 1).

В соответствии с пунктом 84 СанПиН 2.1.3684-21 температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.

Аналогичное положение содержалось в пункте 2.4 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 20 и действовавших до 1 марта 2021 г. (далее также - СанПиН 2.1.4.2496-09).

При этом абзацем вторым пункта 5.3.1 Правил установлено, что качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.

Согласно абзацу первому пункта 6.2 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. № 544-ст, коммунальная услуга горячего водоснабжения потребителей в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать круглосуточное, бесперебойное горячее водоснабжение в течение года, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, установленную в соответствии с приложением № 1 к Правилам № 354.

Правила № 354 не ставят качество коммунальных услуг в зависимость от той или иной системы обеспечения подачи коммунального ресурса, требования названных правил едины для лиц, участвующих в процессе предоставления коммунальных услуг гражданам.

Исходя из приведенных выше законоположений в их системном единстве, следует сделать вывод, что независимо от применяемой системы водоснабжения температура горячей воды должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C, что отвечает требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов.

Вместе с тем недопустимо отклонение температуры горячей воды от параметров, установленных техническим регламентом. Снижение температуры горячей воды в системах горячего водоснабжения в местах водоразбора ниже 60 °C от установленной санитарными правилами является нарушением правил предоставления коммунальных услуг.

Кроме того, решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2013 г. № АКПИ13-394 признано, что данные санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены, в том числе, на предупреждение загрязнения горячей воды высококонтагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 °C, в их числе Legio№ella P№eumophila, а также на предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.

Таким образом, санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60 °C) и максимальным пределом (не выше 75 °C) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Бирюкова Л.Н. является собственником <адрес>, по адресу: <адрес>.

Истец Бирюкова Л.Н. неоднократно обращалась в различные инстанции по вопросам оказания услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества с указанием на то, что температура подаваемого теплоносителя существенно ниже требуемого норматива.

В результате проведённой Управлением «Жилищная инспекция Волгограда» проверки установлено, что на протяжении длительного времени температура горячей воды, поступающей в <адрес> жилого <адрес> по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, СанПин 2.14.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утверждённым Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

По данным лабораторных испытаний измеренная температура горячей воды не соответствует нормативным требованиям СанПин 2.1.4.2496-09.

Многоквартирный <адрес> по адресу: <адрес> подключен к системе централизованного горячего водоснабжения, поставщиком которого является ООО «Концессии теплоснабжения».

По окончании проверки ответчику ООО «Концессии теплоснабжения» было выдано предписание в соответствии с требованиями п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, п.5 приложения № 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354, в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества гражданам, проживающим в данном доме, обеспечить температуру на вводе не ниже допустимого значения 60°C, в срок до 05.05.2021 года.

Вместе с тем, данное предписание ответчиком ООО «Концессии теплоснабжения» не исполнено, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ.

В силу п. 21 Правил, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

По общему правилу ресурсоснабжающая организация отвечает за поставку коммунальных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Внешней границей сетей теплоснабжения и водоснабжения, входящих в состав общего имущества является внешняя граница стены многоквартирного дома. Далее начинается зона ответственности управляющей организации, которая обязана обеспечивать состояние внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения и отопления на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ЖК РФ, п.5 ст.15 Закона о теплоснабжении, пункты 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что несоответствие температурного режима при осуществлении подачи коммунального ресурса горячего водоснабжения, установлено на вводе в многоквартирный <адрес>, что является зоной ответственности ресурсоснабжающей организации ООО «Концессии Теплоснабжения».

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что поскольку исполнителем коммунальной услуги горячего водоснабжения выступает ООО «Концессии теплоснабжения», с учётом действующего законодательства именно ответчик несёт ответственность за предоставленные услуги надлежащего качества.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, отмечая, что ссылка в решении суда на утративший силу СанПиН 2.1.4.2496-09 не привела к принятию неправильного решения, поскольку обязанность соблюдать соответствие температурного режима горячего водоснабжения многоквартирных домов санитарным правилам осталась неизменной в связи с утверждением СанПиН 2.1.3684-21, содержащих аналогичные требования.

Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда и штрафа, суд исходил из следующего.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесённых потребителем убытков.

В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

При таких обстоятельствах судом обоснованно определен размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ООО «Концессии теплоснабжения» в пользу истца в сумме 3 000 рублей, поскольку этот размер отвечает требованиям принципа разумности и справедливости, соответствует характеру причиненных потребителю нравственных и физических страданий.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда от 28.06.2012 года № 17 при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу абзаца первого п. 2 указанного постановления Пленума, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

В данном случае правоотношения сторон возникли из договора поставки теплоснабжения, и, соответственно, на них распространяется действие Закона о защите прав потребителей в части, не урегулированной нормами гражданского законодательства.

Как указано в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда от 28.06.2012 года № 17, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду. При удовлетворении судом требований, заявленных общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) или органами местного самоуправления в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя, 50% определенной судом суммы штрафа взыскивается в пользу указанных объединений или органов независимо от того, заявлялось ли ими такое требование.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о взыскании с ООО «Концессии теплоснабжения» штрафа в размере 1 500 рублей, из расчёта: 3 000 (компенсация морального вреда) х 50% = 1500 рублей.

Доводы апелляционной жалобы ООО «Концессии теплоснабжения» о назначении повторных инструментальных замеров горячего водоснабжения на вводе в многоквартирный дом по адресу: <адрес>, несостоятельны к отмене обжалуемого решения.

Частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Абзацем 2 пункта 5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» предусмотрено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Учитывая, что истцом требования о повторных инструментальных замерах горячего водоснабжения на вводе в многоквартирный дом по адресу: <адрес>, не заявлены, основания для возложения такой обязанности в настоящем деле отсутствуют.

Доводы о проведении подготовки жилого дома к отопительному сезону правового значения при разрешении настоящего спора не имеют, поскольку истцом заявлены требования о возложении обязанности обеспечить подачу горячей воды в многоквартирный дом по адресу: <адрес> (до внешних стен) с температурой не ниже 60 °C и не выше 75°C, то есть требования по оказанию услуг горячего водоснабжения, а не отопления.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Концессии теплоснабжения» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Штапаук Л.А. Дело № 33-12006/2022

УИД 34RS0008-01-2022-001967-04

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 26 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бабайцевой Е.А.,

судей Улицкой Н.В., Нагиной О.Ю.,

при секретаре Лемякиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-2112/2022 по исковому заявлению Бирюковой Л. Н. к ООО «Концессии теплоснабжения» о возложении обязанности по обеспечению организации нормативных параметров горячего водоснабжения, взыскании компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе ООО «Концессии теплоснабжения»

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28 июня 2022 года, которым исковые требования Бирюковой Л. Н. к ООО «Концессии теплоснабжения» о возложении обязанности по обеспечению организации нормативных параметров горячего водоснабжения, взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично.

На ООО «Концессии теплоснабжения» возложена обязанность обеспечить подачу горячей воды в многоквартирный дом по адресу: <адрес> (до внешних стен) с температурой не ниже 60 °C и не выше 75°C.

Взыскана с общества с ООО «Концессии теплоснабжения» в пользу Бирюковой Л. Н. компенсация морального вреда в размере
3 000 рублей, штраф в размере 1 500 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Бирюковой Л. Н. к ООО «Концессии теплоснабжения» о взыскании компенсации морального вреда свыше 3 000 рублей отказано.

Взыскана с ООО «Концессии теплоснабжения» государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в размере 6 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Улицкой Н.В., объяснения Бирюковой Л.Н., представителя ООО «Управляющая организация г.Волгограда» по доверенности Самойловой Н.Г., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

у с т а н о в и л а:

Истец Бирюкова Л.Н. обратилась в суд с иском к ООО «Концессии теплоснабжения» о возложении обязанности по обеспечению организации нормативных параметров горячего водоснабжения, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что многоквартирный <адрес> по адресу: <адрес>, подключен к системе централизованного горячего водоснабжения, поставщиком которого является ООО «Концессии теплоснабжения».

При неоднократных замерах температуры горячей воды в точках водоразбора на кухне <адрес> вышеуказанного дома, при сливе воды в течение трёх минут температура горячей воды составляла +22,3 °C, что не соответствует нормативным требованиям.

По окончании Управлением «Жилищная инспекция Волгограда» проверки ответчику было выдано предписание в соответствии с требованиями п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, п.5 приложения № 1 Правил № 354, в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества гражданам, проживающим в данном доме, обеспечить температуру на вводе не ниже допустимого значения +60С, в срок до 05.05.2021 года.

Однако данное предписание ответчиком не исполнено, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ.

В настоящее время данные недостатки не устранены, что послужило поводом для обращения в суд.

С учётом уточнённых исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истец Бирюкова Л.Н. просила суд обязать ООО «Концессии теплоснабжения» обеспечить подачу горячей воды в многоквартирный дом по адресу: <адрес> (до внешних стен) с температурой не ниже 60 °C и не выше 75 °C, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Концессии теплоснабжения» оспаривает постановленное судом решение, просит его отменить, поскольку акт единой формы №1 обследования работы систем теплоснабжения и теплопотребления от 22 июня 2022 года, в котором содержатся сведения об аварийной ситуации, является основанием для проведения повторных инструментальных замеров температуры горячего водоснабжения, и не является доказательством оказания услуг ненадлежащего качества.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель ООО «Концессии теплоснабжения» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом по правилам главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки судебную коллегию не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства или рассмотрении дела в своё отсутствие, не представил.

Информация о движении дела также размещена на официальном интернет-сайте Волгоградского областного суда www.oblsud.vol.sudrf.ru.

При таких обстоятельствах в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Пунктами 1 и 2 ст. 548 ГК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Частью 5 ст. 15 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 года 190-ФЗ предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

Согласно п. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация несёт ответственность за качество отпускаемого ресурса, определяемого в точке его поставки на границу ее сетей и сетей объектов, обслуживаемых исполнителем.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее – Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354), установлено, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несёт установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C (п.п. 2.2, 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменения к СанПину 2.1.4.1074-01», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 апреля 2009 года № 20).

В силу п.1 ст. 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.

Согласно п.10 ст.2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.

В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Под качеством и безопасностью воды понимается совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру (пункт 10 статьи 2 названного Федерального закона).

Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац четвертый пункта 1 статьи 2).

К санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац 14 статьи 1 названного Федерального закона).

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (абзац четвертый статьи 11); организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19); на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам (пункты 1 и 4 статьи 39).

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 354.

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «а» пункта 31); условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг, соответствующих требованиям, приведенным в приложении № 1 к указанным правилам (подпункт «д» пункта 3).

В силу подпункта «б» пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354, потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Пунктом 5 раздела II «Горячее водоснабжение» приложения № 1 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 354, предусмотрено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), которые введены в действие с 1 марта 2021 г. и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (пункт 1).

В соответствии с пунктом 84 СанПиН 2.1.3684-21 температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.

Аналогичное положение содержалось в пункте 2.4 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 20 и действовавших до 1 марта 2021 г. (далее также - СанПиН 2.1.4.2496-09).

При этом абзацем вторым пункта 5.3.1 Правил установлено, что качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.

Согласно абзацу первому пункта 6.2 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. № 544-ст, коммунальная услуга горячего водоснабжения потребителей в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать круглосуточное, бесперебойное горячее водоснабжение в течение года, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, установленную в соответствии с приложением № 1 к Правилам № 354.

Правила № 354 не ставят качество коммунальных услуг в зависимость от той или иной системы обеспечения подачи коммунального ресурса, требования названных правил едины для лиц, участвующих в процессе предоставления коммунальных услуг гражданам.

Исходя из приведенных выше законоположений в их системном единстве, следует сделать вывод, что независимо от применяемой системы водоснабжения температура горячей воды должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C, что отвечает требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов.

Вместе с тем недопустимо отклонение температуры горячей воды от параметров, установленных техническим регламентом. Снижение температуры горячей воды в системах горячего водоснабжения в местах водоразбора ниже 60 °C от установленной санитарными правилами является нарушением правил предоставления коммунальных услуг.

Кроме того, решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2013 г. № АКПИ13-394 признано, что данные санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены, в том числе, на предупреждение загрязнения горячей воды высококонтагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 °C, в их числе Legio№ella P№eumophila, а также на предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.

Таким образом, санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60 °C) и максимальным пределом (не выше 75 °C) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Бирюкова Л.Н. является собственником <адрес>, по адресу: <адрес>.

Истец Бирюкова Л.Н. неоднократно обращалась в различные инстанции по вопросам оказания услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества с указанием на то, что температура подаваемого теплоносителя существенно ниже требуемого норматива.

В результате проведённой Управлением «Жилищная инспекция Волгограда» проверки установлено, что на протяжении длительного времени температура горячей воды, поступающей в <адрес> жилого <адрес> по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, СанПин 2.14.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утверждённым Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

По данным лабораторных испытаний измеренная температура горячей воды не соответствует нормативным требованиям СанПин 2.1.4.2496-09.

Многоквартирный <адрес> по адресу: <адрес> подключен к системе централизованного горячего водоснабжения, поставщиком которого является ООО «Концессии теплоснабжения».

По окончании проверки ответчику ООО «Концессии теплоснабжения» было выдано предписание в соответствии с требованиями п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, п.5 приложения № 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354, в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества гражданам, проживающим в данном доме, обеспечить температуру на вводе не ниже допустимого значения 60°C, в срок до 05.05.2021 года.

Вместе с тем, данное предписание ответчиком ООО «Концессии теплоснабжения» не исполнено, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ.

В силу п. 21 Правил, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

По общему правилу ресурсоснабжающая организация отвечает за поставку коммунальных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Внешней границей сетей теплоснабжения и водоснабжения, входящих в состав общего имущества является внешняя граница стены многоквартирного дома. Далее начинается зона ответственности управляющей организации, которая обязана обеспечивать состояние внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения и отопления на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ЖК РФ, п.5 ст.15 Закона о теплоснабжении, пункты 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что несоответствие температурного режима при осуществлении подачи коммунального ресурса горячего водоснабжения, установлено на вводе в многоквартирный <адрес>, что является зоной ответственности ресурсоснабжающей организации ООО «Концессии Теплоснабжения».

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что поскольку исполнителем коммунальной услуги горячего водоснабжения выступает ООО «Концессии теплоснабжения», с учётом действующего законодательства именно ответчик несёт ответственность за предоставленные услуги надлежащего качества.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, отмечая, что ссылка в решении суда на утративший силу СанПиН 2.1.4.2496-09 не привела к принятию неправильного решения, поскольку обязанность соблюдать соответствие температурного режима горячего водоснабжения многоквартирных домов санитарным правилам осталась неизменной в связи с утверждением СанПиН 2.1.3684-21, содержащих аналогичные требования.

Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда и штрафа, суд исходил из следующего.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесённых потребителем убытков.

В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

При таких обстоятельствах судом обоснованно определен размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ООО «Концессии теплоснабжения» в пользу истца в сумме 3 000 рублей, поскольку этот размер отвечает требованиям принципа разумности и справедливости, соответствует характеру причиненных потребителю нравственных и физических страданий.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда от 28.06.2012 года № 17 при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу абзаца первого п. 2 указанного постановления Пленума, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

В данном случае правоотношения сторон возникли из договора поставки теплоснабжения, и, соответственно, на них распространяется действие Закона о защите прав потребителей в части, не урегулированной нормами гражданского законодательства.

Как указано в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда от 28.06.2012 года № 17, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду. При удовлетворении судом требований, заявленных общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) или органами местного самоуправления в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя, 50% определенной судом суммы штрафа взыскивается в пользу указанных объединений или органов независимо от того, заявлялось ли ими такое требование.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о взыскании с ООО «Концессии теплоснабжения» штрафа в размере 1 500 рублей, из расчёта: 3 000 (компенсация морального вреда) х 50% = 1500 рублей.

Доводы апелляционной жалобы ООО «Концессии теплоснабжения» о назначении повторных инструментальных замеров горячего водоснабжения на вводе в многоквартирный дом по адресу: <адрес>, несостоятельны к отмене обжалуемого решения.

Частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Абзацем 2 пункта 5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» предусмотрено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Учитывая, что истцом требования о повторных инструментальных замерах горячего водоснабжения на вводе в многоквартирный дом по адресу: <адрес>, не заявлены, основания для возложения такой обязанности в настоящем деле отсутствуют.

Доводы о проведении подготовки жилого дома к отопительному сезону правового значения при разрешении настоящего спора не имеют, поскольку истцом заявлены требования о возложении обязанности обеспечить подачу горячей воды в многоквартирный дом по адресу: <адрес> (до внешних стен) с температурой не ниже 60 °C и не выше 75°C, то есть требования по оказанию услуг горячего водоснабжения, а не отопления.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Концессии теплоснабжения» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-12006/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Бирюкова Любовь Николаевна
Ответчики
ООО Концессии Теплоснабжения
Другие
ООО Управляющая организация г.Волгограда
Мирошников Николай Владимирович
Управление Жилищная инспекция Волгограда
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Улицкая Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
30.09.2022Передача дела судье
26.10.2022Судебное заседание
28.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2022Передано в экспедицию
26.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее