Дело № 2-109/2022
10RS0006-01-2022-000176-69
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лахденпохья Республика Карелия 20 апреля 2022 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смольникова Павла Николаевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным и понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Сутягин А.Н., действующий по доверенности в интересах Смольникова П.Н., обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением по следующим основаниям.
Вступившим в законную силу решением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № административный иск ФИО2 был удовлетворен, а именно: решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство), выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.№, об отказе ФИО2 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, подлежащего образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, обозначение участка :№, расположенного по адресу: <адрес>, юго-западная часть кадастрового квартала №, площадью № кв.м., с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, признано незаконным. Во исполнение указанного решения суда Министерством принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-№, которым ФИО2 утверждена схема расположения испрашиваемого им земельного участка. При поведении кадастровых работ по формированию земельного участка было установлено, что в месте, где располагается испрашиваемый ФИО6 земельный участок, сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №. По сведениям ЕГРН данный земельный участок является учтенным и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, то есть намного позже, чем следовало обращение ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ). С указанным решением Министерства истец не согласен, поскольку у Министерства имелись основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению иного лица. При таких обстоятельствах, земельный участок с КН № был сформирован и поставлен на кадастровый учет при наличии утвержденной Министерством ФИО2 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Ссылаясь на положения ст.ст. 39.6, 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), истец просит аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №.
В ходе судебного разбирательства представителем истца исковые требования были увеличены, а именно, кроме ранее заявленных ФИО5, ссылаясь на то, что распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-№, ФИО10 предварительно согласовано предоставление земельного участка, площадью № кв.м., просил признать незаконным и недействительным решение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-№.
Представитель истца, по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования с учетом увеличения поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика отсутствовал, направил в адрес суда отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных исковых требований в связи с тем, что на момент рассмотрения заявления ФИО10 решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия по делу № (по иску ФИО6 о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании) не вступило в законную силу, меры предварительной защиты о запрете формирования земельного участка в тех границах, которые испрашивались ФИО2 согласно приложенной схеме, применены не были, а, следовательно, каких либо правовых оснований для отказа ФИО10 в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка, у Министерства не имелось.
Представитель третьего лица – Администрации Лахденпохского муниципального района, по доверенности, ФИО7, в судебном заседании оставила принятие решение по заявленным требованиям на усмотрение суда.
Третье лицо – ФИО10 и ее представитель, ФИО8, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления, указав, что с заявлением о предоставлении спорного участка ФИО10 обратилась ранее, чем было вынесено решение суда. При оформлении земельного участка ФИО10 действовала добросовестно, была уверена, что земельный участок свободен.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении отсутствовали.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заедание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В силу ч. 1 ст. 3 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и абз. 3 ст. 12 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК РФ).
По смыслу приведенных положений закона судебная защита может быть предоставлена лицу только в случае доказанности, что права, свободы и законные интересы истца нарушены или оспариваются, либо имеется реальная угроза нарушения их в будущем.
В судебном заседании установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, действуя в интересах ФИО2, обратилась в Министерство с заявлением (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, подлежащего образованию путем раздела земельного участка с КН №, обозначение участка :№, расположенного по адресу: <адрес>, юго-западная часть кадастрового квартала №, площадью № кв.м., с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.
Ответом Министерства, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, в удовлетворении поданного заявления о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка ФИО2 отказано.
Решением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ решение Министерства, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе ФИО2 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, подлежащего образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, обозначение участка :№, признано незаконным. На Министерство возложена обязанность принять решение об утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления ФИО2 в аренду земельного участка, по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Указанное решение суда не обжаловалось, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес ФИО2 во исполнение решения Лахденпохского районного суда Республики Карелия по делу № направлено Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка».
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в Министерство обратилась ФИО10 с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО10 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале №, площадью №., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и никем не оспариваются.
Поводом для обращения истца в суд послужило то, что при проведении кадастровых работ по формированию испрашиваемого им (ФИО6) земельного участка, расположение которого согласовало Министерство, было установлено, что в испрашиваемом месте ФИО10 сформирован и ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве, принятие решений на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков относится к компетенции административного ответчика.
Таким образом, принятие решений по вопросу предоставления земельных участков относится к компетенции ответчика.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 20 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Приказом Госкомитета РК по управлению государственным имуществом и организации закупок от 01.02.2016 № 72 утвержден Административный регламент Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов (далее – Административный регламент от 01.02.2016 № 72).
Пунктом 35 Административного регламента от 01.02.2016 № 72 установлено, что заявление и документы, поступившие в Министерство, не позднее дня, следующего за днем их поступления, регистрируются должностным лицом Министерства, ответственным за ведение делопроизводства, в системе автоматизации делопроизводства «Дело» и электронного документооборота.
В силу п. 39 Административного регламента от 01.02.2016 № 72 должностные лица обеспечивают: объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение заявлений и документов, в случае необходимости - с участием заявителей, направивших заявление и документы; получение необходимых документов и информации в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 209 ГПК РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы.
В соответствии с ч. 2 ст. 321 ГПК РФ апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены данным Кодексом.
На основании ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Судом установлено, что решением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на ответчика, в том числе возложена обязанность по принятию решения об утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления ФИО2 в аренду земельного участка, по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное решение Министерством обжаловано не было.
Вместе с тем, несмотря на принятое судом решение по делу № Министерство своим Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №, удовлетворяет заявление ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ и утверждает ФИО10 схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале №. После чего, Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № удовлетворяет заявление ФИО2 и утверждает ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале №.
При этом достоверно установлено, что ФИО2 и ФИО10 Министерство утвердило схемы расположения земельного участка, расположенного в одном и том же месте, учитывая, что с заявлением о предварительном согласовании предоставления своего земельного участка ФИО2 обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть раньше, чем ФИО10, обращение которой датировано ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ответчику было достоверно известно, во-первых, на момент обращения ФИО10 (ДД.ММ.ГГГГ) - о рассмотрении административного искового заявления ФИО2 в Лахденпохском районном суде по делу №, во-вторых, на момент вынесения Распоряжения от № года № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ФИО10, - о принятом ДД.ММ.ГГГГ решении Лахденпохского районного суда по делу №, которым требования ФИО2 были удовлетворены.
В результате действий Министерства истец лишен возможности осуществления своих прав по формированию испрашиваемого им земельного участка.
Доводы ответчика о том, что на момент вынесения спорного Распоряжения решение Лахденпохского районного суда по делу № еще не вступило в законную силу, во внимание не принимаются, поскольку не основаны на законе.
Пунктом 6 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Учитывая, что заявление ФИО10 поступило в Министерство позже, чем заявление ФИО2, в нарушение указанного положения закона, Министерство удовлетворило заявление ФИО10 путем вынесения Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении ФИО10 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале №, площадью № кв., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, адрес (описание местоположения): <адрес>. Земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала №.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца о незаконности Распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №, нашли свое подтверждение и подлежат удовлетворению.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, сформирован и поставлен на кадастровый учет на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, признанного судом незаконным, сведения о земельном участке с кадастровым номером № подлежат аннулированию и исключению из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.04.2022.